«Южный поток» (англ. South Stream) – российско-итальянско-французско-немецкий проект газопровода, который пройдет по дну Черного моря из Анапского района в болгарский порт Варну. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены. Строительство газопровода началось 7 декабря 2012 года и по плану должно закончиться в 2015 году. Планируемая мощность «Южного потока» – 63 миллиарда кубометров газа в год. Оценочная стоимость проекта – 16 миллиардов евро.
Возможно, причина того, что ЕС подобрел к «Южному потоку», кроется в событиях на Украине
Газопровод «Южный поток», неожиданно начавший в прошлом декабре раздражать Евросоюз, словно гвоздь в ботинке, вдруг так же внезапно перестал его беспокоить во второй половине января.
Эксперты связывают такой резкий поворот с отказом Украины от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. До этого момента, мол, ЕС заботился о загруженности украинской трубы, а после – перестал. Отрезанный ломоть потому что.
Хотя все препятствия и не сняты, но теперь они теряют политическую окраску и приобретают технический характер. Во всяком случае, ЕС больше не намерен требовать, чтобы те страны, по территории которых пройдет газопровод, расторгли прежние договоры с «Газпромом» и перезаключили их на новых условиях.
Решение предлагается такое: Еврокомиссия и Россия в двустороннем порядке будут искать, как приспособить проект к требованиям Третьего энергопакета, пишут «Ведомости», ссылаясь на представителей Министерства энергетики РФ и европейского комиссара по энергетике Гюнтера Эттингера.
Напомним, что изначально проблема касалась пяти стран – Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Хорватии. Еврокомиссия требовала, чтобы их договоры с «Газпромом» были полностью пересмотрены. Требования граничили с угрозами. Директор департамента внутреннего энергетического рынка Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт заявлял, что если Россия откажется пересматривать эти соглашения, то европейские страны должны их расторгнуть, а если они этого не сделают, то у Еврокомиссии найдутся средства обязать их.
Предлог был найден благовидный. Соглашения не учитывали требований Третьего энергопакета (нескольких законов ЕС) предоставлять доступ ко всем трубопроводам альтернативным поставщикам газа и запретить основному поставщику контролировать трубопроводы и устанавливать тарифы.
Требования, следует заметить, странные. Может быть, в части диверсификации продавцов газа они и выглядят логично, но в том, что касается строительства трубопроводов, – нет. Кто захочет прокладывать крайне дорогостоящие трубы, зная, что потом не сможет не только владеть ими, но и полноценно пользоваться? На деле получится, что один производитель газа строит трубу в надежде заработать, а другой спокойно ждет в стороне. А когда труба будет готова, заявит свои претензии на пользование ею: мол, Третий энергопакет обязывает подвинуться и пустить его. Если уж ЕС хочет, чтобы трубопроводы функционировали на таких принципах, тогда пусть сам их и строит. Но он не спешит этого делать.
Впрочем, резкие заявления европейских чиновников не принесли ожидаемых результатов. Болгария, Венгрия и Словения выступили с единой позицией, заявив, что соглашения с Россией на момент их заключения в 2008-2009 гг. соответствовали законодательству ЕС, а закон, как известно, обратной силы не имеет. Евросоюзу ли, кичащемуся свой приверженностью законам, этого не знать?
Но теперь требование снято. В минувшую пятницу министр энергетики России Александр Новак и комиссар Гюнтер Эттингер договорились о создании рабочей группы, которая должна обсудить правовые и технические вопросы проекта, а также придумать, как обеспечить нормальное функционирование «Южного потока» по законам ЕС, рассказал газете замминистра энергетики Анатолий Яновский.
Сроки работы группы пока не определены, сообщил представитель еврокомиссара, но отношения России и Еврокомиссии сейчас носят конструктивный характер. «Газпром» пока не комментирует работу группы. В целом же Россия исходит из того, что межправительственные соглашения основаны на нормах международного права и должны быть более приоритетны, нежели законы ЕС.
Как известно, проект «Южный поток» предусматривает строительство газопровода мощностью 63 миллиарда кубометров через Черное море в Южную и Центральную Европу. Его прокладка обойдется в 16 миллиардов евро. На проектную мощность газопровод должен выйти в 2018 году, а соглашение об использовании украинской ГТС заканчивается в 2019 году. Введение в строй «Южного потока» позволит «Газпрому» обойтись без транзита газа через Украину. После этого ГТС Украины будет использоваться только для внутренних целей (распределение российского газа внутри страны) и, видимо, подвергнется значительному сокращению. Ну и о доходах от транзита газа «незалежной» придется забыть. Зато часть труб можно будет выкопать и сдать в металлолом. Тоже доход, хотя и разовый.
Правда, если «Газпрому» не удастся уладить все трения с ЕС, тот может просто заблокировать использование «Южного потока», как это случилось с газопроводом OPAL (продолжение «Северного потока») в Германии. Уже около года «Газпром» пытается вывести его из-под норм Третьего энергопакета, но не может. Компания подавала заявку, чтобы сохранить за собой 100% мощностей OPAL, обязуясь выставлять свободные мощности на аукцион, однако ничего не добилась.
Логично было бы предположить, что с «Южным потоком» этот вопрос начнет решаться загодя, но представитель еврокомиссара говорит, что заявок о выведении проекта «Южный поток» из-под норм Третьего энергопакета пока не поступало.
Главное желание ЕС – добиться доступа в «Южный поток» газа «третьих сторон», то есть азербайджанского и (в перспективе) туркменского. «Не так важно, что пока это всего около 10 миллиардов кубометров в год – незначительный объем, не способный избавить европейцев от зависимости от «Газпрома». Принципиален подход. Тогда в перспективе речь может пойти и о транспортировке туркменского либо ближневосточного газа», – считает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Желание уменьшить с помощью такой искусственной конкуренции цены на газ тоже присутствует.
Переговоры Эттингера в Москве прошли довольно быстротечно, замечает «Коммерсант». Стороны просто зафиксировали разногласия и, похоже, даже не пытались их преодолеть: ни по одному пункту не был найден компромисс. Гюнтер Эттингер прибыл на переговоры к десяти утра прямо с самолета, а уже в час дня вылетел обратно в Брюссель.
Издание полагает, что ближайшая возможность добиться продвижения в переговорах будет на саммите Россия – ЕС в Брюсселе 28 января, где российскую делегацию возглавит президент Владимир Путин. Но все осложняется тем, что саммит пройдет на фоне охлаждения отношений Москвы и Брюсселя после прошлогодней борьбы за Украину. Программа мероприятия по предложению ЕС и так уже сокращена до одного дня. При таком дефиците времени достичь взаимопонимания по «Южному потоку» будет сложно.
Тем временем в середине января Москву посетил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. На встрече с Владимиром Путиным он пообещал выполнить все обязательства по строительству венгерской части газопровода. Россия же за это согласилась предоставить Венгрии кредит на строительство двух энергоблоков для АЭС «Пакш».
А месяцем ранее стало известно, что Россия собирается инвестировать более 5 миллиардов долларов в Сербию, которая начала строительство своей части «Южного потока». Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что средства будут направлены в том числе на «вышедшую на финишную прямую реализацию контракта по реконструкции железных дорог».
Смягчение европейской позиции может быть отчасти связано и с тем, что до Нового года в ЕС председательствовала давно конфликтующая с «Газпромом» Литва. Однако с января пост председателя Совета ЕС перешел к Греции, которая и сама подписывала межправительственное соглашение по газопроводу, хотя через нее маршрут трубы так и не прошел. Кроме того, Греция тоже заинтересована в российских инвестициях.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 52
Рейтинг поста: