Ватикан идет в прорыв – в начале недели папа Римский Франциск выступил перед аккредитованными послами, Святой престол провел конференцию «Сирия: можно ли остаться равнодушным?», а государственный секретарь, архиепископ Пьетро Паролин принял делегацию во главе с государственным секретарем США Джоном Керри.
Наиболее информативным и важным по значимости событием стала речь понтифика, с которой он обратился 13 января к иностранному дипломатическому корпусу. Франциск обозначил основные угрозы и вызовы современного мира, передает Radio Vaticana. Разумеется, это Сирия, но далеко не только она. Папа обратил внимание на «проблемы в Ливане», напомнил о необходимости восстановления общественной гармонии в Египте и Ираке, отдельно подчеркнул значимость «прогресса, достигнутого в диалоге с Ираном по ядерной проблеме». Он заявил о своем предпочтении «моральной силы закона» над «материальной силой оружия», в контексте чего положительно оценил возобновление мирных переговоров между израильтянами и палестинцами.
Помимо Ближнего Востока «источником беспокойства» для понтифика становится Африка – как северная часть континента, так и актуальные ныне Нигерия и Центральноафриканская республика, где идет террор против христиан. Святой престол также «пристально следит за событиями в Азии», где существует долгая история мирного сосуществования различных гражданских, этнических и религиозных групп. Такие связи нужно развивать, особенно учитывая некоторые тревожные признаки того, что они ослабевают, отметил папа. Наднациональной глобальной проблемой Франциск назвал проблемы мигрантов и беженцев, а также бедность, голод и распространение «культуры отходов», когда человек «выбрасывается» за ненадобностью. Свое выступление понтифик завершил словами, что мир - это «не просто отсутствие войны, мир основан на сложном балансе сил». Он заверил дипломатов в готовности Святого престола и Государственного секретариата сотрудничать со странами для согласия.
Предложение сделано – предложение принято. В тот же день «премьер-министр» Ватикана, госсекретарь Паролин провел переговоры с американским госсекретарем Керри, католиком по вероисповеданию. По сообщению Vatican insider, на встрече обсуждались практически все те же самые вопросы, которые озвучил на встрече с послами понтифик. И кое-что локальное, касающееся внутренних дел в США. Дело в том, что у американского президента Барака Обамы в последнее время испортились отношения с местными католиками. Конференция католических епископов США выступила против некоторых положений закона о введении обязательного медицинского страхования, которые предписывают работодателям оплачивать аборты, против чего ополчились верующие. Паролин и Керри разговаривали около двух часов. По итогам встречи посол США при Святом престоле Кеннет Хакетт охарактеризовал ее как «успешную», что дает основания предположить о нахождении компромиссов. Неслучайно практически сразу из Белого дома пошли «утечки» о скорой встрече Обамы и Франциска в Ватикане в марте этого года.
За этим, возможно, стоит очень многое. L`Osservatore Romano, комментируя выступление папы перед послами, напомнило об известном письме Бенедикта XV от 1 августа 1917 года к главам воющих мировых держав. За этим – намек на I Мировую войну. Это раз. И два. Президент Папского совета по межрелигиозному диалогу, кардинал Жан-Луи Торан, рассказывая о проведенной в Ватикане конференции по Сирии, процитировал слова Пия XII, сказанные 24 августа 1939 года: «Опасность неминуема, но время еще есть. С миром ничто не потеряно; с войною можно лишиться всего». За этим – намек на II Мировую войну. Получается, что Святой престол сравнивает ситуацию на Ближнем Востоке с преддверием двух страшнейших войн прошлого века, которые заканчивались геополитическими переделами мира. Так, можно предположить, что для Ватикана конфликт в Сирии (Ираке, Египте, Палестине и так далее) не дискретны, а «звенья в единой цепи», каждое из которых, если его как следует «потянуть», способно вызвать катастрофические последствия в сопредельных регионах.
Требуется выработка комплексного подхода. Раз Сирия сегодня находится в наиболее худшей ситуации, почему бы ей не стать базовой моделью для урегулирования всего Ближнего Востока? Как выглядит поиск приемлемых вариантов продемонстрировала ватиканская конференция. AsiaNews перечисляет пункты плана, выработанного участниками «мозгового штурма». Во-первых, немедленное прекращение боевых действий без предварительных условий. Во-вторых, разоружение внутренних участников конфликта с прекращением финансирования их иностранными государствами. В-третьих, оказание полномасштабной гуманитарной помощи. В-четвертых, в ходе восстановления страны акцент сделать на помощь молодежи и беднякам. В-пятых, содействие межрелигиозному диалогу и примирению между общинами. В-шестых, проведение «трансформации» политической системы в Сирии. Наконец, наиболее интригующее, в-седьмых, видение «Женевы -2» как места, в котором обеспечивается «всестороннее участие всех сторон, вовлеченных в конфликт», и с учетом последних соглашений по ядерной проблеме между Ираном и ООН.
Формулировка седьмого пункта – это намек на то, что «Женева-2» может стать долгоиграющей переговорной площадкой для обсуждения ближневосточных проблем. Что это будет значить для Ватикана? С одной стороны, Святой престол пока никак не комментирует свое возможное участие в запланированной на 22 января встрече в Монтре. Более того, его спикеры подчеркивают «важность» и «актуальность» Организации Объединенных Наций. Однако, как показывает опыт, ООН и ее Совет безопасности более удачны тогда, когда нужно заблокировать попытки односторонних действий той или иной страны или коалиции стран. А сами компромиссы вырабатываются в двухсторонних переговорах или на неформальных встречах.
Поэтому, когда кардинал Торан говорит, что «политики сегодня часто обращаются к Святому престолу по сложным международным вопросам, поскольку он является моральной силой и имеет значительный дипломатический вес», за этим можно усмотреть претензии Ватикана на роль своего рода новой «Лиги наций», где мировые державы смогли бы откровенно разговаривать друг с другом о видении окружающего мира без лишних «глаз и ушей». Разумеется, успешность такого диалога зависит от понимания столицами континентов сложности геополитической ситуации и невозможности исключительно силовых волюнтаристских решений. Важным здесь является также умение спрогнозировать ход событий, особенно, если говорить о Ближнем Востоке, где уже начинает «штормить» Турцию и Иран. Сможет ли Ватикан стать такой удобной переговорной площадкой, будут ли востребованы его интеллектуальные ресурсы – покажет время. По крайней мере, два президента, Владимир Путин и Барак Обама, готовы общаться с папой Франциском.
Источник: iarex.ru.
Рейтинг публикации:
|