В 2014 год Абхазия вступила в статусе частично признанной республики. Наряду с Турецкой республикой Северного Кипра, Тайванем, Косово и др. государствами Абхазия не признается Организацией Объединенных наций, но при этом её суверенитет и независимость признают страны-члены ООН.
По итогам августовской войны 2008 года между Россией и Грузией президент России Д.А.Медведев, ссылаясь на свободное волеизъявление абхазского и осетинского народов, а также на принципы Устава ООН, Декларацию 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, и ряд других документов, подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
Так на карте мира появились еще два частично признанных государства.
Прошло уже около пяти лет с момента провозглашения независимости Абхазской республики. Какие же изменения произошли в этом сравнительно молодом государстве?
Во-первых, если говорить про признание Абхазии мировым сообществом, то, помимо России, республику признали Никарагуа, Венесуэла, а также островные государства Науру и Тувалу. Для сравнения — Косово признают порядка 40 государств.
Во-вторых, Абхазия находится в состоянии "латентной" войны с Грузией, на данный момент какие-либо гарантии мирных отношений между сторонами отсутствуют. Мировое сообщество в целом и Грузия в частности до сих пор считают Абхазию "грузинской территорией", которая "оккупирована Россией". Отсутствие мирного договора между Грузией и Абхазией ставит военно-политическую ситуацию в зависимость от случайных факторов и способствует нестабильности в регионе.
В-третьих, в экономическом, дипломатическом и военном плане республика до сих пор остается целиком и полностью зависимой от России. На территории Абхазии находятся российские военные базы, Российская Федерация выделяет средства на развитие инфраструктуры и социальных программ.
В-четвертых, наиболее важными проблемами для Абхазии остаются безработица, экономическая отсталость, организованная преступность, отсутствие инфраструктуры.
На основе всего выше перечисленного возникает вполне резонный вопрос: зачем Российской Федерации еще одно дотационное государство? На этот вопрос нет однозначного ответа, однако существует ряд причин, которые говорят нам о логике политики России относительно Абхазии:
1. Имиджевый аспект. 26 августа 2008 года, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, Россия подтвердила амбиции великой державы, показав, что Южный Кавказ остается зоной ее особых интересов и доминирующего влияния.
2. Геополитический аспект. Политолог Николай Злобин емко охарактеризовал значение Абхазии для России: "Не надо забывать, что и Россия обязана Абхазии многим... 15 лет Абхазия держала южный фланг, не пустила сюда НАТО, обеспечила безопасность на Кавказе". Стоит отметить, что расстояние от Адлерского района Сочи до границы с Абхазией составляет всего 8 км, а до столицы Абхазии, города Сухума, — чуть более 100 км. Не стоит даже и говорить о той явной опасности для России, которую представляли бы НАТОвские объекты ПВО на территории Абхазии.
3. Дипломатический аспект. Само существование двух непризнанных республик на территории Грузии нивелирует возможное вступление данного государства в НАТО, что, несомненно, выгодно для России.
4. Экономический интерес. Республика Абхазия интересна не только правительству России, но и её крупному и мелкому бизнесу. Так, в мае 2009 года Абхазская железная дорога и Сухумский аэропорт были переданы во временное пользование России. Отметим и другую причину заинтересованности России: компания Роснефть занимается разработкой нефтяного месторождения на абхазском участке черноморского шельфа. Также в преддверии Олимпиады 2014 в Сочи, российский бизнес осуществляет инвестиции в строительство новых рекреационных объектов в Абхазии, что увеличивает туристическую привлекательность всего района в целом и не может не улучшить имидж России. В целом же контроль над стратегическими объектами Абхазии — рычаг воздействия на правительство непризнанной республики.
Таким образом, именно характер дальнейшего развития Российско-Абхазских отношений существенно повлияет на судьбу Абхазии. На данном этапе вступление Абхазии по вступлению в СНГ, ОДКБ и ТС невозможно, так как для этого необходимо, чтобы независимость Абхазии признали все страны-участницы данных объединений.
Существует также вариант вхождение Абхазии в состав Российской Федерации. Но, сразу подчеркнём — для реализации этого плана необходимо желание самого абхазского народа и его политических сил. И тут далеко не все безнадежно: Абхазия столетиями связана с Россией, и желает совместного будущего.
России, в свою очередь, важно иметь на своих южных границах дружественное независимое государство, связанное с ней союзническими отношениями.
Независимость Абхазии — это, кроме последствий безумной грузинской авантюры 08.08.08 и ответ Западу на их проект независимости Косово. Но, что крайне важно, самостоятельность и жизнеспособность "Абхазского проекта" очередной раз демонстрирует правильность его юридического признания.
США и ЕС продолжают игнорировать факт существования как Абхазии, так и Южной Осетии. В ответ Абхазская сторона категорически отказывается допустить мониторинговую миссию ЕС (EUMM) на свою территорию, мотивируя это положениями "Плана Медведева-Саркози" от 12 сентября 2008 г.
По словам Н.Венедиктовой "Подлинная независимость Абхазии может состояться лишь в случае реальной демократизации страны, подкрепленной экономическими успехами и продуманной внешней политикой. Власти Абхазии должны осознавать четкую взаимосвязь между первым и вторым. Развивая дальнейшие отношения с Российской Федерацией как со стратегическим партнером, Абхазия может вести более активную региональную политику среди стран черноморского бассейна. Пытаясь переломить отношение Запада к себе как к несамостоятельному государственному образованию, Абхазия должна подтягивать к международным стандартам свои правовые институты и настаивать на развитии культурных связей с Европой, особенно в области образования".
Здесь сложно что-либо добавить, главная и самая сложная работа по достижению экономической и политической независимости ложится на плечи абхазского народа и правительства, избранного им.
***
ПОСТСКРИПТУМ
На момент написания статьи в средствах массовой информации появилась новость о выделении финансовой помощи Абхазии и Южной Осетии: "Премьер-министр России Дмитрий Медведев в пятницу подписал распоряжение о передаче Минстрою РФ финансовых средств для оказания помощи Южной Осетии и Абхазии в 2014-2016 годах. Документом предусматривается, что каждой из республик с 2014 по 2016 год включительно будет выделяться по 1 млрд рублей ежегодно". Источник: Россия Навсегда.рф.
Рейтинг публикации:
|