Министерство промышленности и торговли решило досрочно свернуть действие программы льготного автокредитования. Программа завершена 31 декабря прошлого года.
Напомним, что кредитование для приобретения легковых и лёгких коммерческих автомобилей (LCV) по ставке, частично субсидируемой государством, было запущено в июле этого года. В программе приняло участие более 150 отечественных кредитных организаций. Средняя ставка по подобным льготным займам (недополученный банками доход компенсировался из бюджета) составляла около 9% годовых в рублях при первоначальном взносе в 15% от стоимости авто. По правилам Всемирной торговой организации российские власти должны были распространить действие программы не только на отечественные автомобили, но и на иномарки (не дороже 750 тыс. рублей). Поэтому часть льготных кредитов, ставки по которым дополнительно субсидировались зарубежными автопроизводителями, могли доходить и до 4% годовых.
Программа пользовалась популярностью у автолюбителей. За период её действия (около полугода) в её рамках было продано около 248 тыс. машин, что на 15% превысило прогнозы Минпромторга. Именно достижением этих показателей глава министерства и объяснил решение о сворачивании программы. «Оно принято в связи с достижением основных задач программы по поддержанию уровня производства легковых и лёгких коммерческих автомобилей. На фоне сокращения рынка нам удалось сократить падение производства с 17% в первом полугодии до 2,9% по итогам десяти месяцев этого года. В свою очередь производство лёгких коммерческих автомобилей за десять месяцев этого года сохранилось на уровне прошлого года», — заявил Денис Мантуров.
Отметим, что изначально срок действия программы льготного автокредитования должен был завершиться 1 апреля уже этого года. При этом власти не исключали возможности её продления вплоть до конца 2014 г.
С одной стороны, программа действительно помогла предотвратить более глубокое падение российского авторынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), если в мае этого года падение продаж легковых и LCV автомобилей составляло 12%, то по итогам ноября оно замедлилось до 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако это не помешало АЕБ пересмотреть в сторону снижения свои прогнозы по итогам 2013 года в целом. Если в начале года аналитики АЕБ ожидали российских продаж на уровне 2,95 млн машин, то в последнем прогнозе называется цифра уже в 2,8 млн единиц авто. Таким образом, падение продаж составит 5% по отношению к 2012 году.
Однако на этом фоне наблюдается гораздо более серьёзный, по сравнению со среднерыночным, провал в реализации продукции АтоВАЗа. Продажи Lada за 11 месяцев упали на 12,8%, до 487,97 тыс. машин. Очевидно, что автолюбители в рамках программы льготного автокредитования «проголосовали рублём» отнюдь не за продукцию отечественного автопрома. Вероятно, это и стало одной из причин сворачивания программы.
Другой причиной аналитики рынка называют необходимость урезания расходов бюджета. В самом деле, если уж госкорпорациям было приказано экономить на корпоративах, то продолжать субсидировать автокредитование, которое к тому же повышает продажи конкурирующих с АвтоВАЗом брендов, себе дороже. Хотя чисто тактически бюджет и извлекает из роста продаж иномарок больше финансовой выгоды, чем тратит средств на поддержку автопроизводителей. Если на период 2013–2016 гг. на финансирование программы в бюджете было заложено 7,8 млрд рублей, то доходы казны (включая НДС и акцизы на автомобили) в 2013 году могут составить порядка 21 млрд рублей.
Правда, власти не решились «резать по живому», оставив себе отходные пути. Так, Денис Мантуров отметил, что Минпромоторг будет продолжать отслеживать положение дел на автомобильном рынке и, при необходимости, будет реализовывать меры по его поддержке и развитию. Вероятно, только более серьёзный, чем в прошлом году, спад продаж приведёт чиновников к мысли о необходимости «продолжения банкета». Автолюбителям же, рассчитывавшим на льготы при покупке авто, стоит смириться с тем, что кто не успел — тот опоздал.