Обновлено в 14:13 мск
Гражданская война в Сирии дала массу информации для размышления. Уроки этой войны для РФ многогранны, и их предстоит изучать тем внимательнее, чем выше вероятность повторения подобных событий уже на территории бывшего СССР, а обстановка в соседствующих с РФ регионах Центральной Азии заставляет предусматривать такую возможность.
Прогнозируемая устойчивость
Почему не развалилась сирийская армия? Этот вопрос в той или иной тональности звучал неоднократно. И правда, он достаточно интересен. С самого начала войны многие специалисты прочили сирийской армии скорый распад, опираясь на ее этнический и религиозный состав. Суннитское большинство населения, дающее значительную часть военнослужащих, заставляло предполагать возможность массового перехода армейских подразделений на сторону оппозиции как минимум в тот период, когда это слово в Сирии еще не было накрепко связано с понятиями "терроризм" и "убийство мирных жителей". Определенная возможность такого исхода была: в анти-асадовский лагерь переходило немало кадровых военных, в том числе довольно высокопоставленных. Однако армия в целом как организм осталась управляемой и боеспособной – пусть боеспособность отдельных ее частей и различна.
Фото: EPA
Почему не развалилась сирийская армия? Этот вопрос в Сирии в разном контексте мною задавался разным собеседникам, и ответ в целом сводился к одному: все возможные варианты развития событий в этом случае были для сирийских военных и общества в целом хуже, нежели система, выстроенная двумя поколениями дома Асадов.
Людям надо давать жить, говорили мне. У нас не Ирак, где одна семья владела всем,и в итоге Хусейн сам себя лишил опоры снизу, что и привело к закономерному концу. У нас достаточно жесткое правление, но Асад понимает, где границы и что людям нужно пространство "для себя", для заработка, для жизни. Его оппоненты в этом плане куда хуже. Уничтожая христиан и даже несогласных с ними мусульман, они показывают уже сейчас – смотрите, мы сделаем это по всей стране, когда придем к власти. Правильная только одна точка зрения – наша. Примут ли эти люди подобное развитие событий?
Фото: EPA
За окном Дамаск – Димашк-Эш-Шам, один из самых древних городов планеты, уж точно самая древняя столица, сердце Леванта. Много женщин. Многие в платках, закрывающих нижнюю часть лица, и в пальто до пола. Многие сочетают платки с европейской одеждой. Многие, особенно молодые, просто одеты по-европейски, с непокрытыми головами и ярким макияжем. Очевидно, что все варианты воспринимаются нормально: никто не свистит вслед девушке с распущенными волосами и не пытается призвать ее "к порядку". Никто не сторонится такой же девушки в хиджабе. Более того, женские компании в кафе или на скамейках могут состоять и из тех, и из других.
То же самое можно сказать и о мужчинах с той разницей, что количество одетых по-европейски еще больше. На улицах много пар - и молодых, и среднего возраста, и пожилых. Алкоголь продается и в обычных магазинах, и в специализированных, подается в кафе и ресторанах. Дамаск, очевидно, не укладывается в родившиеся в аравийских пустынях каноны "чистого ислама", а именно Дамаск и вообще крупные города в конечном счете определяют настроения Сирии.
Фото: EPA
Это вполне объяснимо, если вспомнить историю страны: Сирия - вечный перекресток дорог, мастерская, рынок и порт от времен древней Финикии, наследниками которой считают себя сирийцы, и до наших дней. Это сильно отличает страну от Ирана, где исламская революция в свое время стала возможной, потому что вестернизированный Тегеран слишком сильно оторвался от традиционной провинции, при этом не имея того веса, которым в Сирии обладают Дамаск и Алеппо.
Алеппо – экономическая столица Сирии, и сегодня город планомерно убивают, в том числе и по этой причине. Банды не могут взять город, но сделали все, чтобы разрушить промышленность на окраинах и в пригороде. При этом большое количество оборудования вывозится в Турцию, с территории которой действуют незаконные вооруженные формирования.
Фото: EPA
Деловая активность во многом сместилась в Дамаск, где открылось множество новых мелких и средних предприятий, тем более что в этой сфере сегодня правительство придерживается еще более либеральных взглядов: в условиях экономической разрухи людям не надо мешать кормить себя самостоятельно.
Культурный код
Преобладающей религией Сирии является ислам, но, как уже сказано, ее нельзя назвать исламской страной. Внутри древней мечети Омейядов, у которой должно по преданию состояться второе пришествие Христа, хранятся мощи Иоанна Крестителя. И христианские паломники – православные и католики, крестящиеся у мавзолея, внутри которого находится рака с мощами, совсем недалеко от минбара – кафедры имама – никого не удивляют. На дверях в старом Дамаске можно встретить и крест, и полумесяц, и могендовид – в городе существует еврейская община, в иных местах с доски глядит резная богиня Иштар. Вера в Дамаске в целом, как и в любом другом крупном и древнем городе, дело личное, и следование собственным традициям долгое время никому не мешало.
Фото: РИА Новости
Храмы Дамаска, Хомса, Алеппо, Тартуса, Маалюли и других городов с большой долей христианского населения традиционно собирали своих прихожан на молитву до тех пор, пока "они" - так в Сирии обобщенно называют ревнителей чистого ислама с большими бородами странной формы – не решили, что такое положение дел противоречит их представлению о должном.
Храмы обстреливают из минометов, взрывают заложенными фугасами или машинами со взрывчаткой, просто оскверняют и при этом не забывают обвинить во всех этих грехах армию.
Вы используете здесь боевую авиацию? – Вопрос генералу сирийской армии, руководящему очередной операцией в районе Маалюли. В небе тает характерный громовой свист турбореактивного двигателя. -Только по коммуникациям бандитов и их удаленным от города позициям. Старый город Маалюли очень слаб, применение боевой авиации уничтожит его полностью, а там, во-первых, жители, во-вторых – много памятников культуры. Мы не можем себе этого позволить.
Обстрелу со стороны террористов подвергаются и мусульманские святыни – та же мечеть Омейядов. Очередной обстрел унес жизни четырех человек и ранил еще два десятка 29 октября, в пятницу, в священный для мусульман день. Мина ударила в брусчатку прямо у стены мечети.
Фото: Илья Крамник/"Голос России"
Если пытаться проследить в этих действиях систему, то она сводится к одному: бандиты, среди которых множество иностранных наемников, при поддержке местных маргиналов и определенной части не нашедшей себя в жизни молодежи планомерно уничтожают "точки силы" - места, хранящие историческую память страны, информацию о возможных иных путях и иных культурах.
Это явление того же порядка, что и взрыв каменных Будд Бамиана в Афганистане. Интернациональному "чистому исламу" не нужна древняя национальная культура – ни в Афганистане, ни в Сирии, ни где-либо еще.
Фото: Илья Крамник/"Голос России"
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1189
Рейтинг поста:
--------------------