Генпрокуратура республики собралась арестовать руководителей силовых ведомств СССР
Литовским властям не дает покоя не только современная внешняя политика России и советское прошлое, но и события, связанные с действиями советских силовиков, пытавшихся сохранить целостность СССР в 1991 году.
Генпрокуратура Литвы завершает подготовку европейских ордеров на арест 79 подозреваемых по делу о событиях в Вильнюсе в январе 1991 года, передает Delfi. Обвиняемые — ныне граждане России, Украины и Белоруссии, занимавшие в то время руководящие посты в КПСС, Минобороне, МВД и КГБ. По версии литовских следователей, именно они причастны к захвату Дома печати, зданий Литовского радио и телевидения. Согласно их данным, от действий силовиков пострадали около тысячи мирных жителей.
Основной акцент прокуратура делает на событиях вокруг штурма телебашни, который в ночь на 13 января 1991 года проводили десантники и бойцы спецподразделения «Альфа» при поддержке бронетехники. Защищать объект вышло несколько тысяч жителей Вильнюса. Жертвами столкновений стали 15 человек, в том числе и один спецназовец.
Еще летом прошлого года генпрокуратура Литвы направила коллегам из России, Украины и Белоруссии материалы дела. В ведомстве попросили передать их подозреваемым и призвали правоохранителей участвовать в уголовном процессе над собственным гражданами. Однако российские и белорусские силовики отказались быть посыльными у прибалтийской республики. Навстречу пошла лишь Украина, вручившая двум своим гражданам весточку о возбужденном в их отношении деле.
Между тем литовский генпрокурор Симонас Слапшинскас заявил, что следственные мероприятия закончатся с подготовкой ордеров. По его словам, ведомство планирует управиться в марте. После этого следователи, которым не лень было составлять 700 томов уголовного дела на пенсионеров из стран бывшего СССР, будут добиваться их рассмотрения в суде. Прокуратура обвиняет бывших высокопоставленных чиновников в «преступлениях против человечества». Подобная формулировка, при всей несуразности, видимо, была выбрана неслучайно — срок давности по таким статьям не ограничен.
В 1999 году литовские власти уже осудили местных госслужащих, работавших во времена СССР. В частности, они признали пять собственных граждан виновными в создании антигосударственных организаций и призывах к насильственному нарушению суверенитета страны. При этом «мятежники» обжаловали приговор в Европейском суде по правам человека, однако местная инстанция отказалась признавать правоту коллег из Страсбурга.
Правовую коллизию в дело о событиях января 1991 года вносит то обстоятельство, что Верховный Совет Литвы провозгласил о независимости в марте 1990 года. Именно с этой даты руководство прибалтийской республики ведет отсчет времени существования суверенитета. При этом тамошних политиков не смущает, что первым государством, признавшим самостоятельность Литвы, была Исландия, заявившая об этом почти год спустя — в феврале 1991 года. А формальную независимость от СССР гордая прибалтийская страна обрела лишь 6 сентября 1991 года.
Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник запаса Леонид Ивашов, не понаслышке знакомый с событиями 1991 года в Литве, в беседе с корреспондентом KM.RU заявил, что намерения генпрокуратуры прибалтийской республики не стоит воспринимать всерьез:
— То, что предпринимают в отношении России страны Прибалтики, в том числе и Литва — это мелкие пакости. Какие государства — такие у них и проделки. Хотя нельзя списывать со счетов, что таким образом определенные политические силы в этих странах решают свои задачи. Никакого серьезного расследования инцидента вокруг телебашни ожидать не стоит. А Россия, в свою очередь, не будет реагировать на действия «мелких собачек», оглядывающихся на Запад. Я предполагаю, что, возможно, ордера на арест советских чиновников — эта некая месть Москве за то, что она не позволила затащить в Евросоюз Украину и Белоруссию. В любом случае, подобные пакости — это учесть маленьких, далеко не самостоятельных государств, устремившихся на Запад. Их действия — это совершенно обычная провокация, призванная показать, что прибалтийские страны живы. Дело в том, что если они не будут демонстрировать свою антироссийскую направленность, их просто не будут кормить.
— Не могли бы Вы дать правовую оценку действиям советских силовиков в 1991 году в Литве?
— Дело в том, что в 1991 году Литва формально находилась в составе СССР и юридической процедуры выхода из Советского союза не было. Это значит, что в республике должны были соблюдаться нормы советского законодательства. Но в то время их повсеместно нарушали, и эти факты могли стать последней каплей в инциденте вокруг захвата телебашни. Можно долго спорить: стоило ли применять силу или нет, но Горбачев этот вопрос никак не решал. Он постоянно ссылался на кого-то, говоря офицерам: «Ну, а вы для чего носите погоны?» Тогдашний глава государства не мог запустить нормальный политический процесс развода, а закон уже ничего не значил. К тому же, для Горбачева было важнее быть «лучшим немцем» и «человеком года», а не браться за решение внутренних проблем.
— Я присутствовал на совещаниях, которые проводил президент СССР. У меня была рабочая тетрадь для того, чтобы записывать указания Верховного главнокомандующего. Я неоднократно сидел несколько часов, пока Горбачев не умолкая говорил и говорил, не давая никаких четких распоряжений. Все заседания заканчивались общими фразами: «давайте будем думать» или «давайте будем вместе действовать». Он никогда ответственность на себя не брал. Поэтому это делали другие люди, которые расценивали его аморфные указания как сигнал к тому, что нужно что-то предпринимать. А потом Горбачев жаловался, что его обманули и он ничего не знал. Так было во время беспорядков в Грузии и в странах Прибалтики.
— А кто конкретно отдавал приказ о штурме телебашни?
Без Горбачева тут не обошлось — это факт. Он тогда в стиле, напоминающего не распоряжения Главнокомандующего, а указания председателя колхоза, сказал, что проблему надо решить. Опять же четких приказов, которые должен был дать на его месте военачальник, от него не поступало — понимай его слова как хочешь! Но за его спиной ничего, конечно, не решалось.
— Есть версия, которая уже более 20 лет «гуляет» в СМИ, что на самом деле погибших у телебашни демонстрантов расстреливали снайперы, которых подослали литовские националисты. Среди сторонников такой трактовки есть и литовские политики.
— Я бы сравнил ситуацию в Литве в 1991 году с путчем в России в 1993-м. На мой взгляд, у этих событий много общих черт. Как правило, в подобных случаях операцию проводят обе стороны, причем это делают специалисты. Организаторы умело «заботятся», чтобы массовые общественные акции не закончились миром — для этого всегда есть провокаторы. Я на сто процентов уверен, что отстрел спецназовцев был спланирован. В этой связи стоит привести пример, когда в 1993 году снайпером был убит офицер «Альфы». Напомню, что первоначально сотрудники этого спецподразделения отказались штурмовать Белый дом. Однако после такого инцидента они, естественно, поменяли свое решение, потому что за товарища надо было отомстить. Это достаточно простой способ спровоцировать кровопролитие, он не единичен и используется в других странах. В частности, в Сирии произошел похожий случай, когда во время митинга по гражданам был открыт огонь. При этом ранее Асад приказал не выдавать полицейским оружие. Но после такого события распоряжение президента республики никого уже не волновало — в СМИ распространился образ Асада как диктатора, установившего «кровавый, фашистский режим». Подобная провокация была и в Литве. Источник: КМ.ру.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 286
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 77
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2311
Рейтинг поста: