Бомбы для FARC
Washington Post: ЦРУ разработало для колумбийской армии систему точечных ударов по лидерам террористов
Союзником колумбийской армии в ее борьбе против партизан из FARC было ЦРУ, утверждает Washington Post в опубликованном 21 декабря расследовании. С помощью американской разведки военным удалось убить ракетными ударами десятки членов высшего руководства повстанцев.
Радикальная марксистская организация FARC («Революционные вооруженные силы Колумбии») образовалась в 1964 году в ходе передела земель в пользу крестьянства и беднейших слоев населения. Постепенно для финансирования своей борьбы, тактика которой подразумевала теракты и вооруженные нападения, FARC перешли к практике похищений, вымогательств и наркоторговли. На протяжении почти 50 лет в Колумбии неоднократно предпринимались попытки мирного урегулирования, но успеха они не имели. В 1998 году тогдашний президент, а перед тем — журналист Андрес Пастрана даже демилитаризовал (а по сути — отдал в управление FARC) часть страны размером со Швейцарию, чтобы склонить партизан к переговорам, но эффект от этого жеста доброй воли получился обратным.
К нулевым FARC окончательно перешла к тактике индивидуального террора, убив множество политиков муниципального и регионального уровня, похитив одного из кандидатов в президенты и совершив покушение на другого — Альваро Урибе, который в итоге одержал победу на выборах в 2002 года. Все это вызвало в Вашингтоне опасения, что латиноамериканская страна скатывается к состоянию несостоявшегося государства, что и послужило формальным поводом для принятия «Плана «Колумбия»» — программы военной помощи стоимостью в $9 млрд.
Как выяснили журналисты Washington Post, опросив более 30 действующих и бывших госслужащих США и Колумбии, относительный успех этого плана во многом обусловлен участием ЦРУ с 2003 года и помощью АНБ, на которую ушло еще несколько миллиардов долларов из американского «черного бюджета».
Еще до 2003 года посольство США в Колумбии стало самой большой дипмиссией Штатов в мире. Там работали 4,5 тысячи сотрудников 40 правительственных агентств и контрактников-аутсорсеров. Поводом для присоединения к этому дипконтингенту сотрудников ЦРУ стало похищение троих американских граждан, занимавшихся уничтожением плантаций коки, после падения их самолета в джунглях.
Деньги на операцию нашлись легко: с одной стороны, Соединенные Штаты к тому времени уже признали FARC террористической организацией, а с другой — еще в 1980-х администрация Рональда Рейгана объявила международные наркокартели угрозой национальной безопасности. Формально, с тех пор терроризм и наркотрафик — единственные направления деятельности ЦРУ, в рамках которых агентство имеет право не только собирать информацию, но и проводить силовые операции.
В посольстве США в Боготе был создан «Бункер» — центр обмена информацией. Он представлял собой комнату размером 10 на 10 метров, в которой в три ряда были установлены 24 компьютера. На этом этапе задачей агентов ЦРУ был сбор разведданных о судьбе трех похищенных контрактников — со спутников, из радиоперехватов и телефонной прослушки, а также от информаторов. Однако попутно американцы создали для колумбийцев собственную компьютерную сеть, а заодно обучали местные спецслужбы работе с информаторами и техникам допроса (источники Washington Post уверяют, что речь не шла об «усиленном допросе» — эвфемизме администрации Джорджа Буша-младшего, обозначавшем пытки).
Но, несмотря на все усилия, найти похищенных аутсорсеров не удавалось, и прибывшие в Колумбию бойцы Совместного командования специальных операций (JSOC) сидели без дела. Тогда руководитель «Бункера» решил использовать имеющиеся разведданные и информационную систему, чтобы заняться тем же, чем ЦРУ и JSOC уже занимались в Афганистане — «обезглавливающими ударами» (так называют убийства командиров террористических групп).
Около 60 попыток захватить или убить некоторых лидеров FARC силами коммандос провалились — у партизан была отлично налаженная система раннего оповещения. К 2006 году американские ВВС предложили свое решение проблемы — «умные бомбы». В целях экономии в Колумбии решили использовать простые авиабомбы Mark-82, разработанные в 1950-х, переоборудовав их в управляемые при помощи наборов Enhanced Paveway II. 220-килограммовые снаряды наводились на цель лазером или при помощи GPS. В качестве бомбардировщиков использовались штурмовики Cessna A-37 времен войны во Вьетнаме.
Ключи шифрования навигационной системы бомб были только у оперативников ЦРУ, так что на любую операцию нужна была их отмашка — в США боялись, что власти Колумбии воспользуются системой для борьбы с политическими противниками.
Но в 2010 году пароли были переданы колумбийской армии.
Чтобы скрыть использование управляемых бомб, каждая операция против руководства FARC выполнялась в четыре этапа. Сначала летящая на высоте шесть тысяч метров «Цессна» подходила к цели на три километра и выпускала «умную» бомбу. Следом за ней на малой высоте шли несколько самолетов A-29 Super Tucano, сбрасывавших группу простых бомб. Третьими шли AC-47 — самолеты, предназначенные для пулеметного обстрела наземных целей и тоже использовавшиеся еще во Вьетнаме. Они добивали раненых и убегающих из зоны бомбардировки, и только после этого туда прибывали колумбийские войска, забиравшие убитых, раненых, сотовые телефоны и жесткие диски.
Координаты целей устанавливались при помощи информаторов — завербованных партизан, проносивших радиомаяки в лагеря повстанцев — и перехватов, осуществленных АНБ. При Альваро Урибе (2002—2010) были убиты 16 руководителей FARC. При нынешнем президенте Хуане Мануэле Сантосе — уже 46, и, по крайней мере, 23 из них — в результате авиаударов.
Первым партизаном, убитым управляемой бомбой 1 сентября 2007 года, стал Томас Медина Каракас, командующий 16-м фронтом FARC и на тот момент — главный по наркотрафику в организации. От него осталась только нога. За ним последовал командующий 37-м фронтом Густаво Руэда Диас. В 2009 году благодаря ЦРУ был убит и наркобарон Даниэль Рендон Эррера, сотрудничавший как с левыми, так и с правыми радикалами.
1 марта 2008 года программа обезглавливающих ударов привела к серьезному дипломатическому кризису: под руководством ЦРУ колумбийские самолеты разбомбили лагерь второго человека в FARC — Луиса Эдгара Девиа Сильвы — находившийся на территории Эквадора в километре от границы. Колумбии пришлось извиняться перед Венесуэлой и Эквадором, возмущенными нарушением суверенитета, а в США не могли понять, в чем проблема: в Совете национальной безопасности считают допустимым наносить удары по террористам в третьей стране, не способной или не желающей справиться с ними самостоятельно. По этой же логике ЦРУ использует беспилотники в Пакистане и Йемене.
Тогда же, в начале 2008 года, наконец были найдены похищенные в 2003-м внештатные сотрудники американских спецслужб. В июле того же года колумбийские агенты, представившись сотрудниками гуманитарной организации, без единого выстрела забрали их и еще 12 заложников у FARC, а авиация и спецназ JSOC так и остались без дела.
Вмешательство американских силовиков в политические конфликты в странах Латинской Америки имеет давнюю и противоречивую историю. Широкую известность получила их роль в гражданских войнах в Сальвадоре и Никарагуа, а также при в вторжении в Панаму, которое привело к свержению диктатуры Мануэля Норьеги. В октябре этого года сотрудники спецслужб США выступили с заявлениями, из которых следует, что ЦРУ использовала мексиканскую и колумбийскую наркомафию, чтобы финансировать повстанцев в Никарагуа.
«Начать можно с 1954 года, когда в Гватемалу вторглись банды Кастильо Армаса, подготовленные ЦРУ на территории соседнего Никарагуа», — рассказал «Русской планете» заместитель директора Института Латинской Америки РАН, профессор МГИМО Борис Мартынов.
«Они свергли демократически избранное правительство Хакобо Арбенса. Подобные свержения легитимных правительств неоднократно происходили при помощи США. Таких случаев было много, самый очевидный — свержение с нескольких попыток Сальвадора Альенде в Чили», — продолжает ученый.
Особые усилия американская разведка приложила в борьбе с правительством Фиделя Кастро, напоминает Мартынов.
«То, что сделали с Гватемалой, попытались повторить в 1961 году с Кубой. Видимо, посчитали, что это универсальная модель — подготовка отрядов наемников для вторжения, затем быстрое признание диктаторского правительства. Но кубинцы разгромили силы вторжения. После этого было организовано до 60 покушений на Фиделя Кастро. Рассматривался даже такой план: над Кубой сбивается самолет с американскими пассажирами и таким образом создается casus belli (формальный повод, обычно для объявления войны. — РП) для вторжения регулярных войск США», — добавляет ученый.
Ситуация в Колумбии тоже обусловлена непродуманной политикой Соединенных Штатов, считает Мартынов.
«По наущению ЦРУ неизвестными в 1948 году был убит кандидат в президенты Хорхе Гайтано. После этого недовольные массы уходят в горы, начинается партизанская борьба.
Сначала она носила легитимный национально-освободительный социальный характер. Со временем, когда в рядах FARC появилось много людей, которые умеют только воевать, партизаны стали заниматься другими формами деятельности: наркоторговлей, похищениями людей, контрабандой», — рассказывает специалист.
«Но кого стоит в этом обвинять? А почему Куба спонсировала партизанское движение по всей Латинской Америке? — рассуждает профессор. — Даже очень многие правые американцы говорят, что США фактически дали путевку в жизнь режиму Кастро, который вовсю пользуется идеологией осажденной крепости. В своей латиноамериканской политике США не учитывают очень многие факторы: местную культуру, чувство законного патриотизма, национальной гордости».
Алексей Аликин, Артем Асташенков, «Русская планета« Источник: geopolitics.ru.
Рейтинг публикации:
|