Итак, свершилось! Накануне православного Рождества (заметим, что этот праздник отмечается в стране с ничуть не меньшим размахом, чем, допустим, католический Кристмас, ведь в стране приверженцев ортодоксального (истинного) обряда значительно больше, чем адептов любого иного толка, причем среди них немало и латышей, вот и любимая советским народом актриса Вия Артмане почила тоже в православии). После двух месяцев по большому счету безвластья (после нашумевшей трагедии с рижским торговым центром, унесшей более 50 жизней, премьер Валдис Домбровскис подал в отставку и до утверждения нового кабинета исполнял обязанности) президент поручил Лаймдоте Страуюме сформировать новое правительство. По мнению аналитиков, парламент даст зеленый свет новому исполнительному органу, поскольку нового главу кабинета уже одобрили партии коалиционного большинства.
Выбор Андриса Берзиньша – изрядная неожиданность, вполне претендующая на сенсацию. И главное здесь даже не то, что во главе кабинета женщин до сих пор не было, а ведь в парламентской республике у премьера власти больше, чем у президента. Экспертами назывались совершенно иные фамилии видных политиков, которые постоянно на слуху, с которыми связаны значимые решения, пусть даже скандального характера – тут можно вспомнить одного из отечественных ястребов министра обороны Артиса Пабрикса, одного из инициаторов сноса памятника Освободителям (советским воинам, павшим при освобождении столицы). А кто такая Страуюме? Темная лошадка, как назвала ее видный политолог Ивета Кажока, и она недалека от истины. Ныне она возглавляет министерство земледелия, которое, понятно, в число ведущих не входит, да и сама министр, что называется, на первые роли не претендовала, как не замечена ни в каких скандалах типа "Латвия для латышей" или "Удалим все русские сорняки из нашей земли!". Закончила физмат местного университета, большую часть из своих шестидесяти с небольшим лет, оставаясь внепартийной, упорно поднималась по чиновничьей лестнице, и в "Единство" вступила только теперь, думается, с целью заручиться поддержкой самой влиятельной парламентской фракции. Судя по всему, президент, оказавшийся перед трудным выбором, принял компромиссное решение. Ведущая партия коалиции "Единство" (Домбровскис также был ее ставленником) дважды предлагала в премьеры Пабрикса, раздавались призывы дать шанс коалиционной команде, включив в нее представителей самого популярного объединения "Центр согласия" - глава государства стойко отразил давление. Как заявила журналистам кандидат в премьеры, она рассматривает себя как технического руководителя, поскольку до очередных выборов в Сейм остается всего девять месяцев и революции за это время не сделать.
Не менее интересный вопрос по персональному составу кабинета. Судя по комментариям масс-медиа, нет смысла менять лошадей в конце переправы, и министры в основном останутся при своих портфелях. Этим недовольны в "Центре согласия", один из его лидеров Янис Урбанович заявил, что сохранение кабинета означает по сути консервацию политики, вызывающей активное неприятие большинства латвийцев. И одним из главных раздражителей народа остается антироссийский курс кабинета, особенно таких непримиримых ястребов, как министр иностранных дел Эдгар Ринкевич и небезызвестный Пабрикс, с чьей подачи на последних натовских учениях отрабатывались некоторые действия по интернированию "пятой колонны" - активистов, выступающих против дискриминации "неграждан".
Формирование нового правительства аукнулось и в столичной думе, где шум подняли националы – ястребы. Заслышав разговоры о коалиционном правительстве, они решили показать ужасное лицо рижского совета и поставили вопрос ребром: о недоверии мэру Нилу Ушакову. Обвинения серьезные: авторитаризм управления, правовой нигилизм, провал программы "Карта рижанина" (она должна была удешевить проезд на городском транспорте), но самое главное - мэр должен взять на себя ответственность за трагедию с рухнувшим торговым центром. Ушаков и его соратники не испугались и поставили вопрос о доверии на внеочередном заседании. Итоги голосования оказались неутешительными для инициаторов: за отставку мэра 18 голосов, против - 37. В очередной раз националы потерпели поражение, утешившись тем, что подняли актуальную проблему и показали свою решимость стоять до конца.
Любопытно, что с местными националами солидаризируются российские маргиналы. На радиостанции "Эхо Москвы" в очередной раз выступила известная политическая оторва Валерия Новодворская, которую опять понесло: Ушаков - агент российских спецслужб, а мемориал Освободителям в столице надо снести. Ушаков, человек деликатный, на это через мировую паутину ответил: "Новодворская – женщина моей мечты". Заметим, кратко и лестно...
Впрочем, несмотря на поддержку из-за рубежа, конец правых может наступить уже довольно скоро, через девять месяцев, после парламентского голосования. На муниципальных выборах год назад коалиция партий, объединившихся в "Центр согласия", собрала намного больше голосов, чем любая другая политическая сила, в Риге (а это почти половина страны) и некоторых провинциальных городах и районах они получили уверенное большинство, однако парламент до сих пор остается за националами (так и просится назвать их нациками). Может, настала пора вырвать из их слабеющих, замаранных грязными делишками рук знамя и возглавить поход за лучшую справедливую жизнь? Да, непростой выбор придется сделать латвийцам. И вот в эти переломные моменты истории понимаешь, насколько цинично - расчетливо поступают власти, лишая 300 тыс. "негров" основного гражданского права - избирать и быть избранными. Дай им возможность, они эти голоса почти единодушно отдали бы "центристам", многие из которых прошли через унизительную процедуру натурализации. Не надо быть искушенным в политике, чтобы предсказать: в менее чем двухмиллионной стране это означало бы катастрофу для националов всех мастей, начало конца их "белого" движения.
Рассчитывающие каждый свой шаг (в профессиональных советчиках, в том числе и западных, недостатка нет) на сей раз правые сильно, похоже, просчитались. Речь идет о переходе на единую евровалюту. Опросы показывали стойкое неприятие народом отказа от национального платежного средства, обобранный в кризисные годы обыватель боялся взлета цен. Удорожания жизни мы не допустим - уверяло правительство. И что же на деле? Уже первая неделя дала рост цен товаров на 2%, подорожали услуги, проезд на транспорте, топливо... Красноречивое свидетельство - небывалые очереди в литовских магазинах и службах сервиса, особенно вблизи границы, это понаехавшие из соседней страны латвийцы скупают мясо и рыбу, промтовары и хлеб, консервы и макароны. Местные торговцы потирают руки: товарооборот увеличился в разы, и, видимо, не стихнет как минимум год, пока Литва тоже не перейдет на евро. Проведенная в интересах, прежде всего, крупного капитала, реформа отыгрывается на малоимущих, и вряд ли у в очередной раз обираемых народных масс она добавит желания голосовать за националов. И за считанные месяцы, оставшиеся до выборов, тут мало что можно изменить. Тем более это труднее техническому кабинету, ограниченному по времени. Так что осенью может случиться большая сенсация, вот только вопрос - дадут ли Соединенные Штаты, с бомбой в руке смотрящие за "демократией"? Источник: nakanune.ru.
Рейтинг публикации:
|