Смена власти в Грузии в результате парламентских, а затем и президентских выборов создала некоторые предпосылки для улучшения российско-грузинских отношений, прежде всего в торгово-экономической сфере и в части укрепления гуманитарных контактов. В 2013 году сторонам удалось значительно продвинуться по пути укрепления двусторонних связей с тем, чтобы не затрагивать неоднократно обозначенных ранее как Тбилиси, так и Москвой «красных линий», касающихся, прежде всего, политического статуса Абхазии и Южной Осетии. По итогам 2013 года Россия стала четвертым по значимости торговым партнёром Грузии после Турции, Азербайджана и Украины. Денежные поступления из России (в 2013 году более 750 млн. долл.) составляют более половины поступающих в Грузию трансфертов от трудовых мигрантов, превышая объем прямых иностранных инвестиций в страну.
В начале января 2014 года стало известно об упрощении с российской стороны визового режима для грузинских перевозчиков (водителей). Ранее, в начале августа 2013 года, в ходе встречи представителей Минтранса РФ и Минэкономики Грузии в Москве было достигнуто соглашение о возобновлении регулярного автобусного междугороднего сообщения между двумя странами. Кроме того, стороны обменялись 500 единицами разрешений на осуществление грузовых перевозок в 2013 году, что позволило грузинским перевозчикам нарастить экспортные поставки в Россию (прежде всего сельскохозяйственной и пищевой продукции), в том числе и в целях транзита. Так, в результате отмены ограничений для производителей из Грузии на российский рынок вернулись некоторые важные для грузинского экспорта товары. Например, в Россию было ввезено вино на сумму 22-23 млн. долл., что составляет от трети до половины экспорта данного товара из республики. Возобновлен также экспорт минеральной воды, составивший с января по сентябрь 2013 года примерно 22-24 млн. долл. А в заключительном квартале прошлого года грузинские производители продали вина на сумму в 40 с лишним миллионов долларов (еще в начале года этот показатель не превышал 20 миллионов). Также планируется восстановить экспорт в Россию сиропа знаменитых некогда «Вод Лагидзе». По словам министра сельского хозяйства Грузии Шалва Пипия, ежедневно из Батуми в Новороссийск отправляется борт, перевозящий примерно 1,2–1,5 тысячи тонн цитрусовых: «На сегодняшний день [27 декабря 2013 г.] из Грузии экспортировано около 40 тысяч тонн цитрусовых. Самым крупным экспортным рынком для грузинских цитрусов была Украина, однако за декабрь больше цитрусов было отправлено в Россию».
При этом перспективы развития экономических связей не ограничиваются торговлей вином и цитрусовыми. Спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе уверен, что наступивший год станет периодом ещё большего сближения экономик двух стран: «Новой темой может стать сотрудничество и поддержка со стороны Грузии инвестиционных и коммерческих проектов… Мы можем содействовать инициированию определенных проектов. На уровне идей я уже говорил с господином Карасиным. Могу сказать и то, что российские компании заинтересовались нашими портами, этого рода инфраструктурой. Это интересно и для нас». По информации министра экономики и устойчивого развития Грузии Георгия Квирикашвили, российские инвесторы заинтересованы несколькими сферами, в числе которых – строительство ГЭС и оздоровительных центров.
В то же время, по мере продвижения по пути решения вопросов торгово-экономического и гуманитарного характера (что само по себе не обходится без сбоев и недопониманий) стороны поневоле начинают подходить к обозначенным ими же самими «красным линиям», что делает актуальной выработку некоей «дорожной карты» дальнейшего диалога. Под занавес ушедшего года в Тбилиси пошли на символичный шаг, призванный подчеркнуть добрые намерения грузинской стороны по отношению к бывшим автономиям, а ныне признанным Россией независимым государствам – Абхазии и Южной Осетии. Из названия профильного ведомства, возглавляемого Паатой Закареишвили, исчезло слово «реинтеграция», и теперь оно называется «Министерство по вопросам примирения и гражданского равноправия». Выступая под новый год в прямом эфире телеканала «Имеди», президент Грузии Георгий Маргвелашвили подчеркнул, что его страна «сделает все для понижения политической температуры в отношениях с Россией». По словам Маргвелашвили, ведущийся в настоящее время диалог в формате встреч Абашидзе - Карасина «не исчерпал себя и будет продолжен». «Прямой диалог в этом формате позволил восстановить и развивать торгово-экономические и культурные отношения двух стран», - полагает глава грузинского государства, добавив, что подобные переговоры помогут «создать достаточно высокий уровень доверия между двумя странами и фон для решения в будущем многих важных вопросов».
Вместе с тем, Маргвелашвили вновь подчеркнул приверженность Грузии идеалам евроатлантической интеграции, заявив, что стремление страны в ЕС и НАТО прямо отвечает интересам России. Новые акценты в военном строительстве Грузии предполагают более плотное вовлечение страны в так называемые «миротворческие» операции Североатлантического альянса за пределами южно-кавказского региона (Афганистан, Ирак, Балканы, возможно в недалёком будущем ещё и Африка). В конце декабря Барак Обама подписал Акт о поддержке партнеров в оборонной сфере, к числу которых относится и Грузия. Несмотря на уменьшение военного бюджета страны и сокращение закупок соответствующей продукции, продолжающиеся заходы американских военных кораблей в грузинские порты, продолжающиеся совместные оборонные программы не снимают имеющихся опасений относительно дестабилизации ситуации в регионе.
Перспективные направления дальнейшего диалога между Москвой и Тбилиси могут, помимо упомянутых Зурабом Абашидзе проектов, затрагивать следующие вопросы, представляющие взаимный интерес:
- обсуждение перспектив возобновления сквозного сообщения через Абхазию, что создало бы предпосылки для разблокирования коммуникационных путей в Закавказье. Укрепление и развитие коммуникационной оси «Россия – Грузия – Армения – Иран» сбалансировало вы вовлечённость грузинской стороны в азербайджано-турецкие коммуникационные и энергетические проекты, неизбежным следствием которых является политическая, экономическая и идеологическая экспансия Баку и Анкары на территории ряда районов Грузии;
- вопросы безопасности, включая минимизацию внешнего военного присутствия на территории Грузии (в том числе неконвенциональные формы такого присутствия). Несмотря на успехи правительственных сил, Сирия продолжает кровоточить, а действия орудующих на её территории террористических банд и иностранных наёмников угрожают в равной мере как России, так и самой Грузии. Также в 2013 году достаточно широкий резонанс получило функционирование на территории Грузии американской биолаборатории, деятельность которой неизбежно будет вызывать вопросы, причём не только со стороны России. В ряде своих публичных заявления бывший глава Роспотребнадзора РФ Геннадий Онищенко обращал внимание на неоднозначную деятельность этого объекта, включающую активные наступательные программы против России;
- в условиях невозможности восстановления полноценных дипломатических отношений между двумя странами можно было бы рассмотреть вопрос о взаимном открытии торговых представительств, а также о расширении формата диалога «Абашидзе – Карасин».
При обсуждении перспектив российско-грузинских отношений определённый интерес могут представлять также некоторые исторические параллели. Например, советско-финские отношения прошли в своё время непростую эволюцию, включая:
- выход обладавшей полуавтономным статусом Финляндии из состава России;
- открытые военные столкновения 1939-44 гг. (причём в ходе «зимней войны» западные союзники финнов их не поддержали, как в конечном итоге не поддержали они в 2008 году и грузин) и длительный период взаимного отчуждения и враждебной риторики;
- вполне прагматичные формы экономического сотрудничества в период после окончания открытой фазы военных действий.
Ангажированные западные эксперты оперируют термином «финляндизация» в негативном контексте, хотя очевидно, что отношения более любой крупной страны с её небольшими соседями изначально не могут не характеризоваться некоторыми особенностями. В постсоветский период в Финляндии, также как и до недавнего времени в Грузии, имели место рецидивы антироссийской риторики на разных уровнях, включая открытую поддержку деструктивных сил на Северном Кавказе. И в том и в другом случае завышенные ожидания радикалов во многом провоцировались внутренней слабостью самой России, а также усилиями заинтересованных внешних сил. 2013 год ознаменовался рядом успехов российской дипломатии, прежде всего, по сирийскому и иранскому направлениям. Примечательно, что в обоих случаях ключевой предпосылкой этих успехов стала собственная, подлинно независимая внешняя политика России. В конечном итоге, именно такая политика способна принести переговоры по нормализации российско-грузинских отношений хотя бы к промежуточному успеху.
Андрей АРЕШЕВ
По материалам: rga-alliance.com Источник: kavkazoved.info.
Рейтинг публикации:
|