Премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ возмущен намерениями президента Румынии Траяна Бэсеску подчинить Кишинев Бухаресту. Во всяком случае, об этом премьер заявляет журналистам. Не лицемерит ли он? И как объяснить, что один из ключевых молдавских политиков пошел на попятную? На самом деле, патриотизм и желание сохранить суверенитет Молдавии здесь не при чем: просто Лянкэ и его «коллеги» желают власти и денег.
Воры театров и памятниковПосле прихода к власти в 2009 году молдавские либералы немедленно приступили к «отжиманию» имущества крупных предприятий. В стране начался негласный передел собственности. Альянс «За европейскую интеграцию» инициировал массовую приватизацию государственного имущества, которая продолжается до сих пор.
Формальный повод для передачи важнейших компаний в частные руки – «повышение эффективности» предпринимательской деятельности. То, что не могут приватизировать, отдают в концессию иностранцам: опять же, деньги за распоряжение государственным имуществом поступают в карманы министров и депутатов Альянса.
Правительство внедряет аукционы по распродаже объектов государственной собственности. И хотя в Молдавии есть масса имущества, которое не получается приватизировать с 10-12 раза, вкупе с ним на аукционах появляются очень «вкусные» предложения, сразу же идущие в руки к представителям правящего Альянса. А если лакомые кусочки уже принадлежат кому-то, нет ничего проще, чем избавиться от их нынешних хозяев. Особенно поучительной является история Banca de Economii: сначала этот крупный банк искусственно подтолкнули к банкротству, организовав схему мошеннического кредитования. Когда деньги были на исходе, а партнеры банка уже собирались забрать свои вклады, Министерство финансов, Национальный банк и Агентство публичной собственности внезапно подали Banca de Economii руку помощи и создали специальную комиссию, которая, по идее, должна была вывести банк из кризиса.
Но как бы не так! При активном содействии высокопоставленных чиновников комиссия довела Banca de Economii до предбанкротского состояния. Даже МВФ возмущался действиями либералов: вы же должны защищать бизнес, а не уничтожать его! Но даже международные наблюдатели ничего сделать не смогли: Альянс искусственно занизил стоимость акций банка до 5 леев (12 российских рублей) за штуку, после чего все ценные бумаги были мигом раскуплены через подставных лиц.
Таким же способом Альянс «валит» и средний бизнес. Больше всего достается тем предпринимателям, которые поддерживают Владимира Воронина и КПРМ.
И еще бы ничего, если бы либералы ограничились только бизнесом. Но нет: министры и депутаты Альянса воруют даже театры. Например, к грандиозному скандалу привела приватизация театра имени Антона Чехова в Кишиневе: бывший директор театра за n-ную сумму «слил» здание нужным людям в кабинете министров. К счастью, приватизацию театра признали антиконституционным деянием, но наказание за совершенное преступление никто так не понес, кроме мелких стрелочников.
Еще больший резонанс вызвала приватизация объектов исторического наследия в центре столицы. Памятники архитектуры перешли в собственность компаниям Safe-Com и Somex-Consulting, которые близки к депутатам Демократической партии. В ходе следствия удалось установить, что приватизация была осуществлена по личному требованию Дмитрия Дьякова – почетного председателя демпартии. Политик, действуя через Министерство культуры и генерального прокурора Кишинева Иона Дьякова, намеревался обеспечить свою семью коммерческой недвижимостью в сердце столицы.
Случаи с Banca de Economii, театром имени Чехова и объектами исторического наследия в Кишиневе – не единичные. Точно такие же аферы с собственностью государства и независимых предпринимателей осуществляются и в регионах Молдавии, правда, в более мелких масштабах. Либеральный Альянс всячески потакает переделу собственности и в столице, и на местах.
Депутаты прекрасно понимают, что если пустят в Молдавию румын, те тут же затеют реприватизацию, и возьмут все, что плохо лежит. Старшие братья отберут у младших их имущество точно так же, как сейчас либералы поступают с самостоятельными и вполне честными предпринимателями.
Лянкэ комфортно чувствует себя в рабочем кабинете румынского правительстваОб этом премьер-министр Молдавии лично заявил журналистам: дескать, и кресла в Бухаресте мягче, и вода на столах министров та же, что и в Кишиневе – «Дорна». Так что желудку привыкать к особенностям местной кухни не придется. Кажется, после недавнего совместного молдавско-румынского заседания министров Лянкэ уже определился с тем, где встретит старость, передав в управление потомкам все наворованное в Молдавии имущество. Так же поступят и другие министры, если румынские политики позволят им проживание в Румынии.
У Лянкэ и его соратников есть право принимать участие во внутренних делах Румынии, ведь у них – румынское гражданство. А вот у румынских политиков законных оснований для вмешательства в проблемы Молдавии нет. Пока что: Траян Бэсеску после завершения президентских полномочий обещает получить молдавское гражданство, поселиться в Молдавии и посвятить свою старость объединению правого и левого берегов Прута. Как пафосно и аскетично! Осталось только в монахи постричься и еженощно молиться за процветание «братских» народов.
Правда, молдавские либералы Траяна Бэсеску встретят с неохотой: приехал тут, понимаешь! Свои порядки будет устанавливать! Альянс, конечно, хочет объединения с Румынией, но с минимальными имущественными потерями. И как молдавским либералам устроиться в новой системе? Кем станут министры и депутаты Альянса после того, как румыны прибудут в Кишинев и открыто начнут диктовать свои условия? Наверняка никто молдаванам места в румынском парламенте не уступит, да и из кабинета министров их выбросят как отработанный материал, использованный для реализации целей румынского государства.
В Европейском союзе другие правила воровства: делают это аккуратнее и в рамках закона. Молдавские олигархи к таким условиям не привыкли. Если грабить – то всех и сразу. Вступление Молдавии в Евросоюз или ее присоединение к Румынии приведут к изменению правил игры. Многих депутатов и министров могут лишить украденного имущества, а то и вовсе осудить, хотя у румынских политиков рыльце тоже в пушку.
Лянкэ, приезжая в Бухарест, помнит о поговорке «мягко стелют, да жестко спать». Пока что ему комфортно заседать в кабинете министров Румынии, но как только он подпишет необходимые бумаги, о нем сразу же забудут. В лучшем случае отправят в почетную отставку или предоставят какую-нибудь мелкую должность в оккупированной Бессарабии либо в самой Румынии. То же можно сказать и о Тимофти, и о Гимпу, и о многих других.
Торговля странойЧтобы не потерять полномочия и собственность, либералы вынуждены торговаться. Обмен неэквивалентный: молдавские политики хотят, чтобы им со стороны Румынии был предоставлен полный иммунитет, в то время как румынские власти желают получить контроль над соседним государством. Интересы народа Молдавии никто не учитывает: все решено и без рядовых граждан, остается обсудить только второстепенные детали.
Да только народ возмущен действиями олигархов. Сначала разворовать все, что плохо лежит, а потом продать то, что украсть нельзя – молдаван не устраивает такой принцип правления. Власть откровенно пренебрегает интересами избирателей, и людям это не нравится. Пропасть между власть имущими и основной массой населения в Молдавии расширяется и углубляется даже не ежегодно, а ежемесячно. Этот разрыв привел к началу общественного кризиса: сотни тысяч молдаван выходят на улицы городов, участвуя в антиоккупационных акциях протеста. Никогда молдавская нация не была так едина, как сейчас.
В СМИ, даже российских, мало рассказывают об антирумынских митингах в Кишиневе, Бельцах и других городах Молдавии. Зря: Молдавия переживает важнейший этап в своей современной истории. Молдаване были бы рады избавиться от Лянкэ и Тимофти с их приспешниками, сохранив суверенитет своей Родины. И хотя оккупационное правительство не имеет поддержки в Молдавии, оно продолжает свое существование за счет поступлений из-за рубежа. Именно непрекращающаяся финансовая подпитка молдавских либералов и позволяет им выдерживать натиск народа.
Торговля Молдавией пока не завершена, но времени остается мало. Лучше катастрофу предотвратить, чем ликвидировать ее последствия. Когда либералы договорятся с Бухарестом о предоставляемых льготах, на Молдавии можно ставить крест: никакого референдума не будет, все организуют так, как скажут в Бухаресте. Если надо, применят силу. А пока молдавские олигархи боятся румынских, действовать надо нам.