Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Бразилия на пути к статусу глобальной державы (военно-промышленный ракурс)

Бразилия на пути к статусу глобальной державы (военно-промышленный ракурс)


25-12-2013, 15:20 | Политика / Статьи о политике | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 864)

Изображение

Бразилия на пути к статусу глобальной державы (военно-промышленный ракурс)


Яковлев Петр Павлович – доктор экономических наук, руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки (ИЛА) РАН, профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

Возвышение отдельных стран, ранее не входивших в круг центров мирового влияния, но начинающих играть все более значимую роль в международной экономике и политике, является одной из главных характеристик процесса формирования нового многополярного миропорядка. В числе таких стран – Бразилия, взявшая курс на превращение в глобальную державу XXI века.


Уровень развития оборонной промышленности традиционно рассматривается как один из критериев принадлежности той или иной страны к клубу великих держав. Такой взгляд на вещи характерен и для правящих кругов Бразилии. В этой стране на протяжении последних десятилетий военное производство расценивается как средство приобщения к высоким технологиям, освоения инноваций, усиления экспортного потенциала, повышения степени экономической самостоятельности и национальной безопасности. Немаловажное значение имеют и соображения международного престижа. Все это – слагаемые нового глобального статуса, которого последовательно добивается бразильское руководство.


Экономика и геополитика


Укрепление национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и продвижение на внешние рынки высокотехнологичной продукции, включая системы вооружений, а также товары и услуги двойного назначения, является важной составной частью общегосударственного плана модернизации и инноватизации бразильской экономики – материальной основы сформулированной нынешним правительством политики национальной безопасности.

Бразильский политический истеблишмент ставит перед собой следующие приоритетные экономические цели:
1. Эффективное освоение и интенсивное народнохозяйственное использование сырьевых богатств– минеральных, аграрных, лесных и других ресурсов. Бразилия вышла в первый ряд экспортеров сельскохозяйственной продукции (третье место в мире после Евросоюза и США) и превратилась в одного из крупнейших продавцов продовольственных товаров. Кроме того, она является ведущим производителем и экспортером железорудного сырья и ниобия, входит в первую мировую пятерку по добыче марганца, бокситов, олова, лития и магния. Бразильские предприятия держат курс на сохранение и укрепление позиций на глобальных сырьевых рынках, в частности, к 2030 г. Бразилия планирует вдвое нарастить добычу железной руды, доведя ее до 1 млрд т в год [1].

2. Последовательное наращивание добычи углеводородных энергоносителей, прежде всего на морском шельфе, где сравнительно недавно были обнаружены крупные запасы нефти и природного газа. Их разработка, которая ведется с использованием высоких технологий рядом корпораций во главе с лидером бразильской экономики ‒ энергетическим гигантом «Petrobras», должна к 2020 г. обеспечить добычу 2,1 млн баррелей нефти в день, что составит 50% общенационального производства и выведет страну в число крупных мировых экспортеров энергоносителей [2]. Согласно даже самым консервативным прогнозам, с 2020 г. добыча на шельфе обеспечит финансовые поступления в размере 75‒80 млрд долл в год [3].

Бразильские политики и эксперты руководствуются тем, что в современном глобализированном мире складывается новая экономическая география, в формате которой Бразилия займет уникальное место благодаря своей огромной территории (47% всей Южной Америки), а также разнообразным и востребованным на международных рынках природным ресурсам. При этом правящий класс достаточно единодушно считает, что страна должна быть в состоянии надежно контролировать государственные рубежи (общая протяженность сухопутных и морских границ составляет 23 тыс. км) и оградить свои сырьевые богатства от любых возможных внешних рисков, угроз и посягательств. В качестве абсолютного национального приоритета ставится задача эффективной защиты территориальной целостности и важнейшего природного достояния – сырьевых ресурсов так называемых «двух Амазоний»: «зеленой» и «синей». Под первой понимается континентальная территория Бразилии с ее огромными сельскохозяйственными просторами и значимыми горнодобывающими активами, под второй – стратегически перспективные запасы углеводородов морского шельфа [4].

В качестве непременного условия укрепления национального суверенитета и упрочения международных позиций бразильского государства выступает производство и продвижение на внешние рынки высокотехнологичной продукции ‒ в первую очередь изделий и услуг предприятий ОПК.

Основные характеристики ОПК Бразилии


Усиление регионального и, тем более, мирового влияния не в последнюю очередь связано с последовательным повышением обороноспособности страны и наращиванием собственного производства современных видов и систем оружия. Основные предприятия национального оборонного комплекса «встали на ноги» еще в годы правления военных режимов (до 1985 г.), которые уделяли укреплению вооруженных сил и формированию ОПК особое внимание. В 1970-е годы страна вошла в первую пятерку мировых производителей вооружений и военной техники, стала региональным лидером по выпуску основных систем оружия, часть которого экспортировалась в развивающиеся государства Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Непосредственно на оборону работали 120 ведущих промышленных предприятий и проектных институтов Бразилии, где было задействовано более 30 тыс. человек. Еще свыше 100 тыс. занятых насчитывали 350 компаний-смежников [5].

В силу многих внутренних и внешних причин в 1990-е годы внимание к вопросам обороны и военного строительства заметно понизилось. В фокусе государственной политики были проблемы экономического роста и социального развития. Позиции бразильских предприятий на мировых рынках вооружений ослабли, по ряду позиций экспорт оружия практически прекратился. Такое положение сохранялось вплоть до середины 2000-х годов, когда, с одной стороны, появились материальные и финансовые возможности качественного укрепления ОПК, а с другой – сама международная обстановка (продолжавшиеся боевые действия в Ираке и Афганистане, новые международные конфликты, обострение борьбы за контроль над природными ресурсами, рост военных расходов и активизация гонки вооружений в развивающихся странах, угроза расползания оружия массового поражения и т.д.) подталкивала правящие круги Бразилии к принятию мер, направленных на радикальное усиление национального оборонного потенциала. В конце 2007 г. был принят закон № 11.631 о создании Национальной мобилизационной системы (Sinamob), призванной координировать деятельность 10 федеральных министерств в случае чрезвычайных обстоятельств (в частности, агрессии со стороны другого государства) [6].

В политических и военных кругах страны все настойчивее заговорили о неудовлетворительном состоянии вооруженных сил. Так, в начале 2008 г. отмечалось, что из 719 самолетов ВВС только 217 были способны летать, а в сухопутных частях значительное количество боевых машин пехоты находилось на вооружении свыше 30 лет и требовало срочной замены на новые модели. Явно устаревшими были многие единицы артиллерии и иной техники. Единственный бразильский авианосец «São Paolo» (купленный у Франции) несколько лет простоял на приколе. Военные специалисты указывали на необходимость приобретения современных самолетов и вертолетов, а также бронетехники, боевых надводных и подводных кораблей, ракетных систем различного назначения и других видов оружия [7]. Правительство уже не могло игнорировать такого рода требования и запросы.

В начале сентября 2009 г. мировые средства массовой информации сообщили о подготовке бразильско-французской «мегасделки» в сфере вооружений. Прилетевший в Бразилиа тогдашний президент Франции Н. Саркози подписал пакет соглашений на общую сумму свыше 14 млрд долл. Речь шла о приобретении бразильской стороной целого арсенала современных видов боевой техники: пяти подводных лодок (включая одну атомную), 50 вертолетов и 36 истребителей-бомбардировщиков пятого поколения Rafale. Мировая пресса сочла логичным, что Бразилия, став мощной экономической державой, решила «подкрепить» свои международные позиции и претензии резким наращиванием военного потенциала [8].

Разразившийся глобальный финансово-экономический кризис жестко тестировал бразильскую экономику на устойчивость к внешним и внутренним стрессам. Возникшие бюджетные сложности заставили правящие круги страны внести коррективы в уже принятые планы перевооружения армии и флота. Реализация программ закупок оружия за рубежом была сокращена и временно приостановлена [9]. Власти взяли курс на приоритетное развитие собственной военной промышленности с опорой на государственный заказ, поощряя национальные оборонные предприятия к более тесной технико-технологической и производственной кооперации с ведущими зарубежными компаниями, прежде всего в секторе сложных видов оружия (например, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов).

Новая военно-экономическая политика бразильского руководства, особенно четко сформулированная после прихода к власти в 2011 г. администрации президента Дилмы Руссефф, отвечает стратегии превращения страны в «великую державу XXI в.». Вместе с тем эта политика содержит ряд нововведений тактического и стратегического характера (в частности, попытку интегрировать внутренние и международные аспекты национальной обороны и безопасности) и направлена на преимущественное укрепление национального ОПК и расширение позиций бразильских производителей вооружений на местном и глобальном рынках. В правительстве специально подчеркивают, что незначительный удельный вес Бразилии в мировом экспорте продукции военного назначения (порядка 0,1%), ставший результатом провала 1990-х годов, совершенно не соответствует стратегическим интересам и хозяйственному потенциалу страны [10].

Согласно действующей военной доктрине Бразилии, подробно изложенной в опубликованной правительством в 2012 г. «Белой книге национальной обороны», генеральной линией бразильского руководства является сопряжение Национальной политики развития оборонной промышленности с Национальной стратегией обороны. C этой целью в рамках министерства обороны был создан специальный Секретариат оборонной продукции.На него возложена координация работы предприятий ОПК или, по официальной бразильской терминологии, Индустриальной базы обороны (ИБО). При этом ИБО характеризуется как наиболее продвинутый и инновационно насыщенный сектор национального хозяйства, играющий роль локомотива промышленного развития и «фактора мультипликатора», вовлекающего смежные сектора экономики в процесс экономической модернизации через прямое или косвенное участие в военно-промышленном производстве товаров, технологий и услуг [11].

22 марта 2012 г. бразильские власти приняли закон № 12.598, в котором определили приоритетные направления военно-государственного хозяйствования и детально прописали специальные нормы государственных закупок военной продукции. В законе также сформулированы принципы и порядок заключения и реализации федеральных контрактов на приобретение вооружений, предусмотрены возможности предоставления предприятиям ОПК налоговых льгот и субсидий. В нем фигурируют и разъясняются такие понятия, как «оборонный продукт», «стратегический оборонный продукт», «система обороны», «стратегическое оборонное предприятие», «инновации», «научно-технологический институт», «компенсационные соглашения» и т.д. Все это органично вписалось в Национальную стратегию обороны и в комплексе формирует экономико-правовую основу государственной военной политики, устанавливает «правила игры» на рынке вооружений и алгоритм взаимодействия государства и частных компаний (прежде всего через отлаженную систему федеральных военных контрактов) [12].

Со стороны бизнес-сообщества важным партнером власти является Бразильская ассоциация оборонных предприятий (ABIMDE). Она объединяет 208 предприятий, составляющих ядро ОПК, и сравнительно эффективно лоббирует во властных инстанциях интересы ведущих производителей вооружений. В их числе как национальные компании, так и филиалы многих известных международных корпораций военного профиля («AgustaWestland», «BAE Systems», «Boeing», EADS, «Elbit Systems», «Indra», «Motorola», «Rafale International», «Rockwell Collins», SAABи др.). Входящие в ABIMDE предприятия выпускают, модернизируют и обслуживают широкую номенклатуру продукции военного назначения: самолеты и вертолеты различных типов; ракетно-артиллерийское вооружение; бронетанковую технику; боевые надводные корабли основных классов; подводные лодки; средства противовоздушной обороны; легкое стрелковое оружие; системы связи и целеуказания; двигатели всех видов; боеприпасы, амуницию и т.д. В списке наиболее успешных и перспективных изделий фигурируют ракетные комплексы Astros, ракеты Exocet и A-Darter, боевые самолеты Super Tucano, транспортные самолеты KC-390, вертолеты EC-725, боевые машины пехоты Guaraní, большие патрульные корабли Grajaú, автоматические винтовки Taurus 556 и IA-2 [13].

Взаимодействие руководящих органов ABIMDE с федеральным правительством, администрациями отдельных штатов [14] и профильными государственными учреждениями (например, с агентствами по закупке вооружений различных родов войск, бюджетными финансовыми институтами и т.д.) создает дополнительные каналы обратной связи между бизнесом и государством и, в конечном счете, формирует более благоприятную «среду обитания» бразильской военной промышленности.

Выступая головным заказчиком вооружений, государство побуждает компании оборонного сектора заполнить пробелы в ассортименте выпускаемой в стране военной продукции. С этой целью оно поддерживает проектирование, разработку, освоение и внедрение в производство новых перспективных типов оружия, необходимых бразильским ВС. Примером такой политики может служить правительственный курс на радикальное усиление военно-воздушного флота [15].

В начале сентября 2013 г. занимающееся вооружениями подразделение авиастроительной корпорации «Embraer» («Embraer Defesa & Segurança») передало официальным представителям ВВС Бразилии первый модернизированный штурмовой самолет A-1M в рамках выполнения масштабной программы глубокой модернизации 43 таких машин, составляющих костяк бразильской боевой авиации. На капитально обновленные самолеты устанавливаются более мощное вооружение, современное радиоэлектронное оборудование, совершенные системы генерации кислорода, многорежимные радиолокационные станции и средства радиоэлектронного противодействия. Унификация A-1M в части бортового оборудования с уже прошедшими модернизацию на заводах «Embraer» истребителями F-5Mи учебно-боевыми самолетами А-29 существенно облегчает и удешевляет последующее техническое обслуживание.

По мнению специалистов, модернизированные А-1М могут находиться на вооружении бразильских ВВС по меньшей мере до 2025 г. [16]

Критически важную поддержку федеральное правительство оказало «Embraer» в осуществлении крупнейшего стратегического проекта в области обороны – создании реактивного военно-транспортного самолета КС-390. Ему предстоит заменить находящиеся на вооружении бразильских ВВС американские машины С-130 Hercules. Инвестиции в данный проект на этапе его разработки составили 2 млрд долл., большую часть которых предоставили государственные ведомства [17].

В развитии национального вертолетостроения крупным шагом вперед стало открытие в начале октября 2012 г. в штате Минас-Жирайс новых производственных мощностей компании «Helibras». Они предназначены для производства и технического обслуживания боевых вертолетов ЕС725 (это самый современный представитель семейства Cougar) и их гражданской версии – ЕС225, выпуск которых был ранее освоен предприятиями европейского концерна «Eurocopter» в ряде стран Старого Света.

Начало данному проекту положило подписание в 2008 г. контракта (стоимостью 1,9 млрд евро) между командованием военно-воздушных сил Бразилии и специально созданным консорциумом «Eurocopter/Helibras» на поставку бразильским ВВС и другим родам войск 50 многоцелевых вертолетов ЕС725. Важная особенность достигнутого соглашения в том, что подавляющее большинство машин собирается в Бразилии с показателем локализации (доли узлов и деталей национального производства) не ниже 50%. Все вертолеты должны быть переданы заказчику до 2017 г. Для бразильской стороны представляли интерес и другие условия контракта, касающиеся передачи технологий и введения в строй инжинирингового центра «Helibras». Филиал в Бразилии, наряду с отделениями во Франции, Германии и Испании, становится для «Eurocopter» четвертым корпоративным центром технико-технологических исследований и опытно-конструкторских разработок. Как планируют в правительстве, в обозримом будущем бразильская промышленность будет в состоянии производить разнообразную вертолетную технику полностью на национальной основе [18].

Бразильское вооружение на внешних рынках


В последнее десятилетие бразильский экспорт продукции военного назначения растет как в размерах, так и по географическому охвату внешних рынков. В 2003‒2006 гг. общий объем экспортных поставок военной продукции составил 415 млн долл., а в 2007‒2010 гг. этот показатель (оставаясь на сравнительно низком по мировым меркам уровне) увеличился более чем в три раза – до 1300 млн долл. В начале текущего десятилетия указанный тренд закрепился, и экспорт вышел на уровень 1‒1,5 млрд долл в год [19]. Существенно расширилась и география поставок: если в начале 2000-х годов покупателями бразильских вооружений являлись исключительно страны Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, то с 2009 г. к ним присоединились государства Африки и Западной Европы, а также США [20]. Но в целом наблюдается устойчивая ориентация бразильских производителей преимущественно на рынки развивающихся стран, где Бразилия стремится позиционировать себя в качестве альтернативного независимого поставщика оборонной продукции достаточно высокого качества и по конкурентным ценам. Во многом благодаря такому подходу страна, по данным экспертной службы американского конгресса, в середине прошлого десятилетия вошла в число крупнейших поставщиков вооружений в развивающиеся государства, заняв в этом списке 11-е место [21].

В структурном отношении бразильский экспорт военной продукции состоит из нескольких основных позиций, отражающих текущую специализацию Бразилии на мировом рынке вооружений:

учебно-тренировочные и учебно-боевые самолеты (УТС и УБС);
самолеты военно-транспортной авиации (ВТА) и базовой патрульной авиации (БПА);
реактивные системы залпового огня (РСЗО);
многоцелевые вертолеты;
бронеавтомобили различных типов;
патрульные корабли.

К началу второго десятилетия XXI в. бразильский экспорт вооружений охватил 18 стран Америки, Азии, Африки и Европы. Крупнейшими государствами-импортерами стали Колумбия, Малайзия, Индия, Эквадор, Таиланд, Гватемала, Чили, Индонезия, Мексика, Пакистан (в каждом случае – поставки стоимостью свыше 100 млн долл., список составлен в порядке убывания).

По состоянию дел на начало 2010-х годов наиболее востребованными на внешних рынках (главным образом в развивающихся странах) явились следующие виды вооружений бразильского производства:

самолеты УБС: EMB-314 Super Tucano (Ангола, Гватемала, Индонезия, Доминиканская Республика, Колумбия, США, Чили, Эквадор);
самолеты ВТА: ERJ-135/145 (Бельгия); ERJ-135LR (Таиланд); EMB-145H (Греция, Индия, Мексика); HS-748 (Эквадор);
самолеты БПА: EMB-145MP (Мексика);
многоцелевые вертолеты: UH-1N Huey (Аргентина); AS-355F2 Ecureuil-2, UH-13 Sioux (Уругвай);
PCЗО: Astros II (Бахрейн, Индонезия, Ирак, Катар, Малайзия, Саудовская Аравия);
бронетранспортеры (БТР): EE-11 Urutu (Чили);
бронемашины: AM-10 Marrua, AM-20 Marrua (Эквадор);
боевые разведывательные машины (БРМ): EE-9 Cascavel (Чили);
патрульные корабли: Grajau (Намибия).

Одной из самых успешных и перспективных экспортных программ предприятий бразильского ОПК за последние годы является поставка на внешние рынки УТС/УБСEMB-314 Super Tucano. Эти самолеты – продолжение линейки УТС Tucano, более 650 единиц которых находятся на вооружении 15 стран мира. Первый А-29(бразильское обозначение Super Tucano) был принят на вооружение ВВС Бразилии в конце 2003 г. С того времени компания «Embraer» получила заказы на сотни таких машин для военно-воздушных сил Бразилии и других государств.

Один из первых крупных контрактов на поставку 12 самолетов EMB-314 Super Tucano был подписан с министерством обороны Чили в августе 2008 г. Стоимость контракта не разглашалась, по экспертным оценкам она составила порядка 120 млн долл. Контракт предусматривал передачу чилийской стороне оборудования для подготовки летного персонала, систему навигации, летный тренажер, компьютерную систему подготовки, систему планирования задания и разбора полета, подготовку инструкторов. Этому сопутствовала предложенная «Embraer» обширная офсетная программа, которая, например, включала в себя изготовление чилийской государственной авиастроительной компанией «Empresa Nacional de Aeronáutica» (ENAER) различных авиационных компонентов. Таким путем (непосредственно заинтересовывая чилийские предприятия в налаживании двустороннего делового сотрудничества) бразильская корпорация значительно облегчала себе выход на рынок этого динамично развивающегося южноамериканского государства, формировала цепочку партнеров и клиентов из числа местных промышленных компаний.

Осенью 2008 г. фирма «Embraer» заключила контракт (стоимостью свыше 93 млн долл.) на поставку восьми EMB-314 Super TucanoДоминиканской Республике. Данное соглашение (во многом типичное для практики международного военно-технического сотрудничества «Embraer» и ряда других ведущих бразильских предприятий) предусматривало поставку запасных частей и компонентов, обучение летного и наземного персонала, предоставление доминиканской стороне полной технической документации. Оговаривалось также материально-техническое обеспечение самолетов в течение пяти лет с момента их прибытия на территорию государства-импортера. Продвижение достаточно сложной и недешевой авиатехники на рынок небольшой островной страны в Карибском море потребовало финансовой поддержки со стороны бразильского государства в лице Национального банка экономического и социального развития (BNDES), который с одобрения конгресса выделил соответствующий целевой кредит.

Вслед за латиноамериканскими рынками компания-производитель стала энергично осваивать страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Индию, Индонезию, Малайзию, Таиланд.Еще одним серьезным прорывом на развитые и высококонкурентные рынки явилась поставка партии EMB-314 Super Tucano ВВС США [22].

Бразилия вышла на емкие азиатские и тихоокеанские рынки и с военной версией популярного во многих странах пассажирского реактивного лайнера ERJ-135. Эти машины в качестве транспортных самолетов для военно-морских и сухопутных сил приобрел Таиланд. Они, в частности, используются оборонными ведомствами этой страны для обеспечения полетов командования, а также для выполнения оперативных задач службы военной медицинской эвакуации. Подписанные контракты предусматривали предоставление бразильским производителем материально-технической поддержки и поставку специальных комплектов для медицинской эвакуации военнослужащих. По отзывам специалистов, ERJ-135обеспечивает зарубежным военным заказчикам привлекательную комбинацию современного оборудования, дублирования систем, высокого уровня готовности к использованию и, что немаловажно, сравнительно низких затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание. Указанные характеристики позволяют эксплуатировать военную версию ERJ-135свыше трех тысяч летных часов в год [23].

Своего покупателя на мировом рынке нашла и военная версия еще одного пассажирского реактивного авиалайнера «Embraer» – ERJ-145, получившая наименование EMB-145. Эти машины стали приобретать ВВС Индии для использования в качестве платформ систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления полетами. Выполняя условия бразильско-индийского контракта, компания «Embraer» модифицировала ERJ-145таким образом, что машина получила возможность нести на фюзеляже радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой. Установка системы дозаправки горючим в воздухе увеличила автономность боевого дежурства EMB-145до 12 часов. Контракт предусматривал передачу пакета материально-технического обеспечения, обучение летного и наземного персонала, поставку запасных частей и наземной аппаратуры. Первый такой самолет был передан ВВС Индии летом 2012 г. [24]

Помимо размещения на мировых рынках авиационной техники, лидирующей в экспорте оружия, Бразилия расширяет производственную базу для увеличения выпуска и экспортных поставок других модернизированных систем вооружения, осваивает образцы новых видов изделий с высокой инновационной составляющей.
Опираясь на прошлый успешный опыт экспорта бронетехники, бразильские предприятия в последние годы разработали и запустили в производство различные типы бронемашин, которые вполне могут быть востребованы на международных рынках и в ряде случаев уже приобретаются (или заказываются) зарубежными потребителями.

По-видимому, в перспективе наибольшие шансы на внешних рынках (не считая авиатехники) имеют следующие системы вооружений:

плавающий бронетранспортер VBTP-MR Guarani, выпускаемый бразильским филиалом итальянской фирмы IVECO. К нему уже проявили интерес оборонные ведомства Аргентины и ряда других латиноамериканских стран, в частности, Колумбии, Чили и Эквадора. Важной характеристикой этой высокотехнологичной модели БТР, оснащенной мощным вооружением (стабилизированный боевой модуль с автоматической 30-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, снабженный дистанционным управлением), является то, что на единой платформе выпускаются различные версии машины: разведывательная, санитарная и ремонтно-эвакуационная (всего 9 вариантов). Как считают специалисты, VBTP-MR Guarani по соотношению цена/качество может успешно конкурировать с имеющимися на рынке образцами БТР ведущих мировых производителей [25];

ракетные системы Astros 2020 – модернизированная версия известной и хорошо зарекомендовавшей себя на международных рынках РСЗО Astros II. Важным преимуществом новой РСЗО является возможность запускать крылатые ракеты AVTM-300 с радиусом действия до 300 км. AVTM-300 – также бразильская разработка, которая по своим тактико-техническим параметрам отвечает современным требованиям и призвана стать экономичной альтернативой американской крылатой ракете BGM-109 Tomahawk. Предполагается, что AVTM-300будет оснащаться моноблочной 200-килограммовой боеголовкой, а также кластерной (кассетной) боеголовкой с 24 противопехотными или противотанковыми гранатами [26].

В настоящее время компания-разработчик и производитель «Avibras» проводит предварительные консультации с возможными зарубежными покупателями;

патрульный корабль Grajau,разработанный и запущенный в производствогосударственной оборонной компанией EMGEPRON на основе дизайна судов Vosper QAF. Водоизмещение корабля при полной нагрузке – 217 т, длина – около 47 м, ширина – 7,5 м, осадка – 2,3 м, максимальная скорость – 26 узлов, дальность хода – 2200 морских миль при скорости 12 узлов. Высокие ходовые и эксплуатационные качества Grajau, а также его сравнительная экономичность позволяют предлагать это судно развивающимся странам (в частности, африканским), заинтересованным в укреплении контроля над морскими границами. В настоящее время такой корабль находится на вооружении ВМС Намибии, что может стать примером для соседних государств. Так, переговоры о поставках Grajau ведутся с властями Анголы [27];

стрелковое оружие. Бразилия находится в числе мировых лидеров по производству и экспорту стрелкового вооружения. Главный внешний рынок для бразильских производителей – США (там особенно результативно работают филиалы компаний «Taurus» и «Amadeo Rossi»), куда за период с 1971 по 2010 г. было в общей сложности продано 7,9 млн единиц огнестрельного оружия. В 2011 г. бразильские экспортеры поставили на американский рынок 846 тыс. единиц оружия и заняли по этому показателю первое место, значительно опередив ближайших конкурентов – Австрию (522 тыс.) и Германию (313 тыс.). В числе других крупных покупателей бразильского стрелкового оружия фигурируют Аргентина (215 тыс. в 2011 г.), Парагвай (154 тыс.), Йемен (112 тыс.) и Германия (109 тыс.) [28].

Стратегическим ориентиром долгосрочного развития экспортного сектора бразильского ОПК является рост объемов внешних поставок товаров и услуг военного назначения с нынешних 1,5 млрд долл. в год до 7 млрд, начиная (ориентировочно) с 2030 г. [29] Достижение этой амбициозной цели предполагает решение (наряду с многочисленными технико-технологическими и производственными вопросами) ряда сложных структурных и организационных задач, касающихся модернизации ОПК, повышения его роли в национальной экономике и активизации внешнеэкономических усилий конкретных предприятий.

Россия пока не покупает бразильское вооружение. Российско-бразильское взаимодействие в военно-технической области рассмотрено в статье «Россия и Латинская Америка на траектории взаимного сближения».

* * *

Укрепление и модернизация бразильского оборонно-промышленного комплекса, выход местных производителей на внешние рынки с продукцией военного и двойного применения – производные тех глубинных экономических и политических процессов, которые происходят в Бразилии. Эта «страна-континент» по своим человеческим и природным ресурсам, по уровню и темпам развития экономики, науки и техники, по удельному весу в региональных и глобальных делах предстает в качестве одного из ведущих государств новой мировой системы, складывающейся в XXI в.

Характерно, что Бразилия выбрала собственную стратегию развития, обеспечивающего модернизацию страны и инноватизацию национальной экономики, включая ОПК. Бразильский модернизационный проект основан на использовании механизмов и инструментов рыночной экономики при активном участии государства в хозяйственной жизни, в том числе в качестве центра стратегического планирования, регулятора макроэкономических процессов и внешнеэкономических взаимодействий. Этот курс органически дополняется суверенной международной политикой и значительными усилиями по расширению диапазона внешних связей, в том числе в оборонной сфере.

Примечания:

[1] Ministerio de Minas e Energia. Plano Nacional de Mineração 2030. – http://www.mme.gov.br/
[2] Petrobras. Plano de Negócios e Gestão 2013-2017. – http://www.petrobras.com.br/
[3] Arbache F., Arbache J. O Pré-Sal e a Nova Geografia Econômica. – http://interssenacional.uol.com.br/
[4] Защита Амазонии и ее уникальной экосистемы – лейтмотив многочисленных выступлений бразильских политиков, включая министра обороны, и их дипломатических демаршей. Особенно частыми заявления о необходимости обеспечения суверенных прав Бразилии в этом районе мира стали после того, как в 2006 г. британский министр охраны окружающей среды Д. Милибэнд вбросил идею «приватизации Амазонии». См.: CelsoAmorim. A Defesa da Amazônia. 5 de agosto de 2013. – http://www.defesa.gov.br/
[5] Подробнее см.: Латинская Америка: проблемы вооружений и разоружения. М., 1982; Мазин А.В. ВПК стран Латинской Америки: надежды и реальность. – Латинская Америка, 1998, № 11.
[6] Brasil. Ministerio da Defesa. – http://www.defesa.gov.br/
[7] O Globo. Rio de Janeiro, 8.01.2008.
[8] El País. Madrid, 13.09.2009.
[9] В период 2003-2010 гг. оборонный бюджет Бразилии вырос почти на 60%: с 20,5 до 32,5 млрд долл., но под влиянием кризиса в 2011 г. был секвестрирован на 5%. – http://www.defesa.gov.br/
[10] Livro Branco de Defesa Nacional. Brasil, 2012, p. 212.
[11] Livro Branco de Defesa Nacional. Brasil, 2012, p. 211.
[12] Lei № 12.598, de 22 de março de 2012. – http://www.defesa.gov.br/
[13] ABIMDE – http://www.defesa.gov.br/
[14] Бразилия является федеративной республикой и в административном отношении разделяется на 26 штатов и 1 федеральный (столичный) округ.
[15] Особый интерес к развитию различных видов военной авиации не в последнюю очередь диктуется природными условиями Бразилии: огромными расстояниями, наличием обширных труднопроходимых и труднодоступных районов, большой протяженностью сухопутных и морских границ, охрана которых немыслима без широкого использования самолетов и вертолетов.
[16] Embraer Defesa & Segurança entrega o primeiro caça A-1 a Força Aérea Brasileira. – http://www.embraer.com.br/pt-BR/
[17] Embraer y Fuerza Aérea brasileña cierran fase de revisión de carguero militar. – http://www.ateneadigital.es/
[18] Helibras inaugura fábrica de helicopteros de grande porte no Brasil. 03/10/2012. – http://www.helibras.com.br/
[19] Приводимые здесь и далее данные об объемах военных поставок на внешние рынки, как правило, неполные и зачастую носят оценочный характер, поскольку во многих случаях точная стоимость контрактов сторонами не разглашается.
[20] www.armstrade.org; http://www.ateneadigital.es/16.07.2012
[21] Congressional Research Service. Conventional Arms Transfers to Developing Nations, 2004-2011. Washigton, August 24, 2012, p. 55.
[22] Embraer Defensa y Seguridad presente en Indo Defense 2012. 31 de octubre de 2012. – http://topaviones.bl...01_archive.html
[23] Embraer vende un tercer EJ135 a la Fuerza Aerea de Tailandia. 08/01/2009. – http://www.infodefensa.com/; www.armstrade.org
[24] Embraer entregó el primer avión de vigilancia aeérea EMB 145 AEW & C para la India. 17 de agosto de 2012. – http://poderiomilita...s.blogspot.ru/; www.armstrade.org
[25] Argentina comprará el vehículo blindado brasileño Guaraní. 10 de diciembre de 2012. – http://www.ateneadigital.es/
[26] Sistemas Astros. – http://www.avibras.com/sys/; Brasil adquiere míssil Cruise táctico de 300 km de alcance. 29.11.2012.– http://www.infodefensa.com/
[27] Angola negotiates for Brazilian ships. 31 October 2012. – http://www.janes.com/article/20499/
[28] Armas do Brasil. 25/07/2012. – http://www1.folha.uo...do-brasil.shtml
[29] http://www.ateneadigital.es/16.07.2012

Источник



Источник: polismi.org.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map