Монополизация наследия Манделы
Нельсон Мандела (Рейтер)
Бойтесь чужеземцев, дары приносящих. "Дары" - это происходящая исступленная канонизация Нельсона Манделы. "Чужеземцы" - это 0,0001%, частица глобальной элиты, у которой в руках реальный контроль (включая, конечно же, СМИ).
Это Вавилонская башня из нагромождаемых воздаяний, слой за слоем из лицемерия - от США до Израиля, и от Франции до Британии.
Под этой башней должен быть совершенно погребен тот факт, что режим апартеида в Южной Африке поддерживался и пользовался сильной защитой Запада до тех пор, пока он в буквальном смысле не начал рушиться под тяжестью собственных противоречий. Единственным, что реально имело значение, была капиталистическая экономика Южной Африки и огромные ресурсы, а также роль Претории в борьбе с "коммунизмом". Апартеид в лучшем случае являлся досадной помехой.
0.0001% причисляют Манделу к лику святых потому, что он протянул руку белым угнетателям, посадившим его на 27 лет в тюрьму. И потому что он согласился - во имя "национального примирения" - с тем, что ни один из убийц режима апартеида не будет привлечен к судебной ответственности, в отличие от нацистов.
Среди потока эмоциональных воздаяний и вопиющей маркетизации легенды в западных корпоративных СМИ почти нет упоминания о твердом отказе Манделы прекратить вооруженную борьбу против апартеида (если бы он это сделал, он бы не отсидел 27 лет в тюрьме); о его благодарности по отношению к Кубе Фиделя Кастро - которая всегда поддерживала народы Анголы, Намибии и Южной Африки в борьбе с апартеидом; и о его непрерывной поддержке борьбы за освобождение Палестины.
Молодому поколению особенно нужно рассказать о том, что во время холодной войны любая организация, боровшаяся за свободу угнетенных в развивающихся странах, получала название "террористической"; что это была версия "войны с террором" периода холодной войны. Только в конце 20-го века борьба против апартеида была признана первостепенным морально-нравственным делом; и Мандела, естественно, по праву стал его олицетворять во всем мире.
Легко забыть, что консервативный мессия Рональд Рейган - который восторженно приветствовал предшественников аль-Каиды как "борцов за свободу" - упорно противился принятию Всеобъемлющего закона против апартеида, потому что, конечно же, Африканский национальный конгресс (АНК) считался "террористической организацией" (это помимо того, что Вашингтон заклеймил АНК и как "коммунистов").
Бывший вице-президент США Дик Чейни (Фото AFP / Сол Лейб)
То же самое касалось тогдашнего конгрессмена-республиканца из Вайоминга, который позднее превратился в репликанта Дарта Вейдера, - Дика Чейни. Что же касается Израиля, то он даже предложил одну из своих ядерных бомб африканерам в Претории - очевидно, чтобы стереть с лица земли отсортированных африканских коммунистов.
Во время своего нашумевшего визита в США в 1990 году, уже будучи свободным человеком, Мандела должным образом поблагодарил Фиделя, председателя ООП Ясира Арафата и полковника Каддафи как своих "соратников": "Нет совершенно никаких причин сомневаться в том, что они заслуживают похвалы за их приверженность правам человека". Вашингтон / Уолл-стрит были в ярости.
А вот таким было мнение Манделы в начале 2003 года об уже неизбежном вторжении в Ирак и более широкой войне с террором: "Если и есть страна, которая совершила неописуемые злодеяния в мире, так это Соединенные Штаты Америки". Неудивительно, что его имя сохранялось правительством США в списке террористов аж до 2008 года.
От терроризма к святости
В начале 1960-х - когда, кстати, сами США практиковали апартеид на юге страны - было трудно предсказать, до какой степени "Мадиба" (его клановое имя), блестящий адвокат и любитель бокса с присущей властностью характера, изберет стратегию ненасилия Ганди, создав исключительную судьбу, которая наглядно воплотит политическую волю по преобразованию общества. Тем не менее зерна "Непокореного" уже были посеяны.
Замечательная сложность Манделы в том, что он был фактически социал-демократом. Разумеется, не капиталистом. А также и не пацифистом; напротив, он принимал насилие как средство для достижения цели. В своих книгах и многочисленных речах он всегда признавал свои недостатки. Его душа, наверное, усмехается, глядя на все это преклонение.
Президент США Барак Обама (Фото AFP / Брендан Смяловски)
Пожалуй, без Манделы Барак Обама никогда бы не попал в Белый дом; он открыто заявил, что его первым политическим действием была демонстрация против апартеида. Но давайте поясним: г-н Обама, Вы - не Нельсон Мандела.
Если кратко изложить крайне сложный процесс, то режим, находясь в "предмертной агонии" апартеида, завяз в масштабной коррупции и жестких военных расходах, а городки (с бедным населением) были готовы взорваться в любой момент. Смешайте кубинских бойцов Фиделя, дающих пинок под зад южноафриканцам (поддерживаемым США) в Анголе и Намибии, с неспособностью вернуть западные кредиты, и у вас получится рецепт краха.
Самые лучшие и самые способные в революционной борьбе - такие как Мандела - находились либо в тюрьме, либо в изгнании, были убиты (как Стив Байко) или "исчезли" в стиле латиноамериканских эскадронов смерти. Реальная борьба за свободу происходила по большей части за пределами Южной Африки - в Анголе, Намибии и в недавно освобожденных Мозамбике и Зимбабве.
И снова не заблуждайтесь; без Кубы - как Мандела вполне достаточно подчеркнул в письмах из тюрьмы в марте 1988 года, - "не было бы освобождения нашего континента и моего народа от бича апартеида". Теперь осталось заставить эти 0.0001% признать это.
Несмотря на сокрушительное поражение, режим - поддерживаемый Западом - почуял благоприятную возможность. Почему бы не договориться с человеком, который был изолирован от внешнего мира с 1962 года? Больше никаких волн борьбы за освобождение в странах Третьего мира; Африка завязла в войне, а разного рода социалистические революции были сокрушены - от Че Гевары, убитого в Боливии в 1967 году, до Альенде, убитого во время переворота 1973 года в Чили.
Манделе приходилось восполнять пробелы обо всем этом, а также понять и разобраться с падением Берлинской стены и концом того, что европейские интеллектуалы называли "реальный социализм". А затем ему нужно было попытаться предотвратить гражданскую войну и полный экономический крах Южной Африки.
Режим апартеида был достаточно хитрым, чтобы обеспечить себе контроль над Центральным банком - при крайне важной помощи МВФ - и торговой политикой ЮАР. Мандела одержал только (очень значительную) политическую победу. АНК обнаружил, что его надули, только когда он пришел к власти. Забудьте о его социалистической идее национализировать горнодобывающую и банковскую отрасли - принадлежащие западному капиталу - и распределить экономические выгоды в пользу коренного населения. Запад никогда бы этого не позволил. И в довершение всего АНК был в буквальном смысле монополизирован жалкой и алчной группой.
Следуйте дорожной карте
Джон Пилджер безошибочно указывает на экономический апартеид в Южной Африке с новым лицом.
Патрик Бонд написал, пожалуй, лучшую статью-расследование о годах Манделы - и их наследии.
А Ронни Касрилс мужественно признает ошибки, критически разбирая то, как Мандела и АНК заключили сделку с дьяволом с обычными подозреваемыми.
В сухом остатке: Мандела нанес поражение апартеиду, но был сам побежден неолиберализмом. И это является грязным секретом того, почему его позволено причислить к лику святых.
Теперь о будущем. Камерунец Ахилл Мбембе, историк и профессор политологии, является одним из выдающихся интеллектуалов Африки. В своей книге "Критика черного разума", недавно опубликованной во Франции (ее пока нет на английском), Мбембе хвалит Манделу и подчеркивает, что африканцам настоятельно необходимо создать новые формы лидерства, что является самой главной предпосылкой для того, чтобы подняться в мире. Слишком человечный "Мадиба" предоставил дорожную карту. И пусть Африка высвободит одного, двух, тысячу Мандел.
Утверждения, точки зрения и мнения, выраженные в этой колонке комментатора, являются исключительно мнениями автора и не обязательно отражают взгляды "Раша Тудей". Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|