Президент Владимир Путин предложил вчера новый набор мер для борьбы с нелегальной миграцией: ограничение времени пребывания в России для приезжих из безвизовых стран и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства (от 3 до 10 лет). Ответственность работодателей за прием на работу нелегальных мигрантов будет ужесточена, но расширятся возможности мигрантов, купивших патент: они смогут работать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не только у частных лиц, как сейчас.
Ограничить срок пребывания в России для безвизовых мигрантов предлагал после октябрьских событий в Бирюлеве директор Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский. Ввести визовый режим со странами СНГ невозможно — пострадают русскоязычные граждане, живущие там, объяснял коллегам руководитель думской фракции «Единая Россия» Владимир Васильев. Ограничение срока пребывания иностранцев в стране для борьбы с нелегальной миграцией используют многие страны, пояснил Путин. В 2012 г., предлагая эту меру впервые еще в качестве премьера, он надеялся, что она позволит препятствовать созданию замкнутых этнических анклавов.
В Госдуме уже есть законопроект об ограничении срока пребывания безвизовых иностранцев 90 днями в течение каждого полугода — от депутатов всех фракций. По данным ФМС, до 1 млн человек используют законодательную лазейку, позволяющую сохранять легальный статус без регистрации в России, — выезжают из России и сразу возвращаются каждые 90 дней, законопроект закроет эту лазейку, объяснил соавтор проекта, депутат-единоросс от ОНФ Михаил Старшинов. Государство должно знать, что за люди приезжают и что они делают в России, если они не хотят быть понятными для государства, их попросят удалиться, объяснил «Ведомостям» депутат.
ФМС создала систему, позволяющую отслеживать все перемещения через границу иностранцев, заявлял Ромодановский, так что ФМС имеет возможность останавливать мигрантов на въезде.
По словам сотрудника центрального аппарата МВД, в случае ужесточения миграционного законодательства нагрузка на полицию может возрасти, но она к этому готова.
Репрессии не помогут: люди не уедут, а останутся, превратятся в нелегальных мигрантов и будут платить взятки полицейским, прогнозирует руководитель сети «Миграция и право» Светлана Ганнушкина. Безвизовый режим не предполагает ограничения сроков пребывания — так делают страны с визовым режимом, кроме того, мера не соответствует желанию российских властей сохранить единое«советское» пространство, обратила внимание Ганнушкина. Ситуация, когда людям приходилось выезжать из России каждые 90 дней, а затем возвращаться, была глупой, но эту проблему надо решать, а не бороться с ней — дать возможность находиться в стране легально, считает эксперт.
Предложение расширить возможности патентной системы Ганнушкина одобрила: это немного облегчит ситуацию для работающих иностранцев. Фактически президент говорил об изменении системы квотирования рабочих мест для иностранцев, пояснил один из депутатов. Цены на патенты региональные власти будут устанавливать самостоятельно, патент будет действовать только на территориях выдавших их регионов, при правильном подходе патент станет экономическим инструментом регулирования миграции — из-за разных цен на патенты, сообщил Путин.
Инициативу поддержали и обещали исполнить в ФМС — так мигрант будет «привязан» к работодателю. За три года после введения патентной системы было продано более 3,6 млн патентов почти на 18 млрд руб., сказал вчера ИТАР-ТАСС представитель ведомства. Но в 10% случаев мигранты работали не у физического лица, а у юридического, отмечал ранее Ромодановский.
Палаточный лагерь для нелегальных мигрантов в Москве |
Светлана Бочарова Алексей Никольский
Источник: ВЕДОМОСТИ.
Рейтинг публикации:
|