Развитие сотрудничества со странами Таможенного союза позволит Южной Корее не только выйти на рынки России, Белоруссии и Казахстана, но и развивать кратчайший сухопутный маршрут доставки товаров из Азии в Европу и обратно. Страны ТС, в свою очередь, могут получить необходимые для новой индустриализации ресурсы, рассказал "Голосу России" директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов
Южной Корее интересен рынок Таможенного союза. Такое мнение высказал премьер-министр Казахстана Серик Ахметов. Он объяснил это тем, что Казахстан обладает богатыми ресурсами и высококвалифицированными кадрами. Немаловажно, что страна интегрирована в Таможенный союз, сообщает "Интерфакс".
Правительственная делегация Казахстана посетила Южную Корею, стороны обсудили развитие нефтегазового сектора, энергетики, машиностроения, фармацевтики, легкой промышленности. Корейские компании уже реализуют в Казахстане такие крупные проекты как строительство Балхашской ТЭС, создание Атырауского интегрированного газохимического комплекса, разработка нефтяного месторождения "Жамбыл".
Каковы перспективы сотрудничества, "Голосу России" рассказал директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов.
- Вполне понятно, почему Южная Корея заинтересована в рынке Таможенного союза, в том числе Казахстана. А Таможенному союзу сотрудничество с Южной Кореей интересно?
- Таможенный союз - это наиболее крупное пространство без таможенных границ, протянувшееся через Центральную Азию, Россию, от стран АТР - Кореи, Японии и Китая - до Европейского союза. Это кратчайший логистический путь доставки товаров из Азии в Европу и обратно.
Действующий президент Южной Кореи выступила в самом начале своего правления с так называемой евразийской инициативой, она предложила восстановить сухопутный мост через всю территорию Евразии. Это, как отметил президент Владимир Путин, совпадает с планами Таможенного союза по восстановлению железнодорожного и автомобильного сообщения сухопутным путем через территорию Казахстана, России, Белоруссии из Азии в Европу.
Так что наши интересы сходятся. Кроме того, Южная Корея переживает большой технологический подъем, очень большие инвестиционные проекты реализует сейчас Южная Корея в Центральной Азии, которую она выбрала своим стратегическим приоритетом. Это не только энергетика, топливно-энергетический комплекс, добыча ископаемых, сырья, это прежде всего новые комплексы по переработке нефти, то, что нужно нам.
Большого успеха Южная Корея достигла в области машиностроения, электроники, фармацевтики. Все эти сферы нужны для новой индустриализации стран Таможенного союза. Вот в этом и состоит взаимный интерес между бурно развивающейся Южной Кореей и активно поднимающимися на мировой уровень странами Таможенного союза.
- Президент Южной Кореи говорила о том, что хотела бы соединить Транскорейскую железную дорогу с Транссибом, но существует проблема КНДР. Как вы считаете, поможет ли сотрудничество Южной Кореи и стран Таможенного союза наладить отношения между Северной и Южной Кореей?
- Это уже стало реальностью. В 2013 году подписан меморандум между РЖД и консорциумом транспортных контейнерных компаний Южной Кореи о восстановлении движения через северокорейский участок от Хасана до Раджина, планируется восстановление всей Транскорейской магистрали, которая исправно работала еще в 1930-е годы.
Нужна модернизация до современного уровня, прокладка новых мостов, новых путей сообщения там, где были одноколейки, более современные логистические узлы. Очень большая емкость портов есть как в Южной Корее, так и в Северной. Северокорейские порты простаивают, и это будет очень сильный шаг по налаживанию связи между Европой и АТР сухопутным путем. Вместо 45 дней, которые сейчас контейнер идет морем, путь займет 10-15 дней, а в будущем, когда пойдут скоростные поезда, этот срок сократится до 5-7 дней.
Вот такие планы уже подписаны, есть инвестиции как с корейской, так и с нашей стороны, есть соглашение с северокорейской стороной. Я думаю, что новое руководство Северной Кореи также заинтересовано в выводе своей страны из экономической блокады. Реализация этого логистического проекта - прекрасная возможность показать миролюбивое лицо Северной Кореи.
- В свое время в рамках АТЭС президент России предложил сотрудничать с Южной Кореей по возведению космодрома "Восточный" в Амурской области. Как вы думаете, есть ли перспектива такого сотрудничества, есть ли взаимный интерес?
- Очень большая перспектива. Территория самой Южной Кореи очень небольшая, в основном местность гористая, она не позволяет построить полноценный международный космодром. Кроме того, есть определенные военно-геополитические ограничения для строительства ракетных комплексов.
Представляете, какой скандал поднимет Япония, вечный исторический конкурент Южной Кореи, как будет возмущаться Северная Корея? Все будут подозревать военное использование этого комплекса. Поэтому международный комплекс на основе космодрома "Восточный" идеально вписывается в планы Южной Кореи.
Южная Корея уже переросла стадию "отверточного производства", там прекрасно развито и судостроение, и машиностроение, бурно развивается аэрокосмическая промышленность. Южной Корее пора шагнуть в космический век. Россия может помочь этому.