Фото: Пресс-служби Президента
Китайская экспансия в Украине может изменить расстановку сил при обсуждении российско-украинских экономических проектов
Украина передает Китаю часть территории Крыма для создания так называемой крымской зоны экономического развития, которую Пекин включил в свой суперпроект Пояс Шелкового пути.
Китайская зона в Крыму включает и Севастополь, и территорию в районе Евпатории, где будет построен глубоководный порт. Кроме того, китайцы планируют построить в Крыму новый аэропорт, верфи, нефтеперерабатывающий завод, терминал для сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха. До сих пор китайцы не объявляли Крым частью своего Шелкового пути, который пока проходит в стороне от РФ. Китайская экспансия в Украине может изменить расстановку сил при обсуждении российско-украинских экономических проектов, - пишет Анастасия Баштакова в российской Независимой газете.
В конце минувшей недели Китай и Украина подписали меморандум о строительстве в Крыму – в Сакском районе вблизи Евпатории – глубоководного порта, сообщает Интерфакс со ссылкой на разработчика проекта, гендиректора Киевгидроинвеста Алексея Мазюка. Строительство порта будет полностью профинансировано китайскими инвесторами.
Как затем разъяснил официальный печатный орган КНР Жэньминь жибао, строительство глубоководного порта в Крыму позволит Пекину сократить примерно на 6 тыс. км торговый маршрут КНР в Европу. Китай сможет отправлять свои грузы в Европу через Суэцкий канал и Средиземное море, минуя Гибралтарский пролив. Вокруг этого нового порта будет также построена индустриальная зона на 300 тыс. кв. м.
Кроме того, Украина и Китай планируют совместно заняться реконструкцией и развитием Севастопольского морского рыбного порта и созданием вокруг него зоны высокотехнологичной индустрии.
Строительство стартует в конце следующего года. Китайские инвестиции в портовую инфраструктуру составят около 3 млрд долл. Однако это будет лишь первая фаза по освоению Китаем крымской экономической зоны.
Строительство глубоководного порта в Крыму позволит Пекину сократить примерно на 6 тыс. км торговый маршрут КНР в Европу.
Вторая фаза, как передает Жэньминь жибао, предполагает строительство в Крыму аэропорта, верфи, нефтеперерабатывающего завода, производственной базы сжиженного природного газа, учебных центров, а также обустройство пляжей.
На втором этапе китайские инвестиции достигнут уже 7 млрд долл. Как пояснил представитель китайской стороны проекта Ван Цзин, в целом срок реализации составит не более двух лет, прибыль ожидается примерно через шесть лет после ввода всех объектов в эксплуатацию.
В конце минувшей недели президент Украины Виктор Янукович подтвердил премьеру Госсовета КНР Ли Кэцяну свою заинтересованность в укреплении стратегических связей с Китаем. В числе приоритетных вопросов взаимодействия двух стран он назвал авиастроение, энергетику, космическую отрасль, развитие инфраструктуры и «создание Великого шелкового пути», транспортным и экономическим узлом которого и станет Крым.
В сентябре этого года председатель КНР Си Цзиньпин объявил о реализации амбициозной интеграционной концепции под названием «Экономический пояс Шелкового пути», которая, по мнению китайцев, окажется значительно перспективнее и успешнее, чем идея российского президента Владимира Путина создать Евразийский союз на территории РФ, Казахстана, Белоруссии и Киргизии (см. подробнее НГ от 14.10.13). Судя по недавним разъяснениям официального печатного органа КНР, китайский интеграционный план охватит не только Центральную Азию, но и страны Закавказья: Азербайджан, Армению, Грузию, Нагорный Карабах, Абхазию, Южную Осетию. Теперь в этот пояс в качестве важного участника включена и Украина. Конечным пунктом этого пути станет Европа.
Примечательно, что Россия пока остается в стороне от пояса Шелкового пути. По крайней мере китайцы еще во всеуслышание не сообщали о реализации на территории РФ каких-либо сопоставимых по масштабу проектов, которые укладывались бы в их интеграционную концепцию. Говорилось лишь о том, что в действиях Пекина ничто не ущемляет права Москвы и что Россия вполне может принимать участие в развитии инфраструктуры, например, в Центральной Азии.
Китай озабочен диверсификацией своих транспортных и иных систем. Ведь по некоторым направлениям транзита возможны политические или военные проблемы
«Китай четко выразил, что не стремится к региональному господству, не стремится установить сферу влияния и не вмешивается во внутреннюю политику других крупных государств. В связи с этим выдвинутая Китаем новая концепция не ущемляет интересы России, – отмечала Жэньминь жибао. – Председатель КНР Си Цзиньпин провел отдельные переговоры с главами четырех государств Центральной Азии, что подняло связи между Китаем и ними до уровня отношений стратегического партнерства. Например, Узбекистан и Китай подписали соглашение о сотрудничестве на сумму 11 миллиардов долларов. Что касается инфраструктуры, то Китай может оказать помощь странам Центральной Азии в восстановлении и строительстве общественных и железных дорог до Европы. Россия также рада принять в этом участие».
Комментируя эту ситуацию, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, с одной стороны, признал, что Китай распространяет свои инвестиции по всему миру, и, например, Африка уже находится под сильным влиянием его инвестиций. Но, с другой стороны, считает Жарихин, по одному такому проекту говорить о том, что Украина окажется под давлением Китая, все же преждевременно. Куда больше Украина до сих пор зависит от России и Евросоюза, между которыми она и пытается сейчас сделать болезненный выбор. «Украина связана с Россией огромными финансовыми и товарными потоками – они на порядок, а то и на два больше тех инвестиций, которые сейчас решил вкладывать в нее Китай», – поясняет эксперт. На Россию, как, впрочем, и на Евросоюз, приходится более 30% товарооборота Украины. «И сказать, что Китай сможет в ближайшие годы стать столь же критически важным инвестором, торговым партнером для Украины, было бы преувеличением», – уверен Жарихин.
Эксперт признает, что Китай уже сегодня может оказывать какое-то опосредованное политическое влияние на Украину. Но Жарихин тут же замечает, что, «судя по опыту Центральной Азии, китайцы на самом деле пока еще не соединяют свое экономическое влияние с политическим». «Например, можно говорить о китайском экономическом доминировании в Киргизии. Но это доминирование никак не влияет на политический расклад внутри страны», – говорит он.
Однако было бы ошибкой полностью отрицать геополитический фактор в действиях Китая. «Китай озабочен диверсификацией своих транспортных и иных систем. Ведь по некоторым направлениям транзита возможны политические или военные проблемы. И с одной только Россией он связываться, естественно, не хочет», – говорит Жарихин. Но надо понимать, что и через один новопостроенный крымский порт китайская торговля с Европой тоже вряд ли пойдет, резюмирует эксперт.
Похоже, Россия пока не может в полной мере выполнить роль транспортного коридора между Европой и Китаем, на которую еще недавно претендовала.
Источник: korrespondent.net.
Рейтинг публикации:
|