В ходе волнений в Киеве накануне вечером произошло нападение на микроавтобус СБУ с аппаратурой для прослушки. Митингующие раскачивали автомобиль и попытались перевернуть его. Одна из активисток пробралась внутрь и впустила соратников. После этого народные депутаты исследовали то, что находилось в микроавтобусе, и заявили, что нашли доказательства слежки за штабом оппозиции и сбора информации об участниках акции. По предварительным данным, в ходе инцидента пострадали несколько человек, но их точное количество неизвестно. После того как автомобиль увезли, обстановка на Европейской площади нормализовалась.
Однако несмотря на неспокойную обстановку в Киеве по поводу отмены подписания соглашения по ассоциации с ЕС с одной стороны и тот факт, что СМИ упорно не замечают массовые акции, которые проходят против евроинтеграции – с другой, можно констатировать, что Виктор Янукович сделал правильный выбор в пользу экономической целесообразности, а не политической необходимости.
Отложив на неопределенный срок интеграцию с ЕС, президент Украины временно остановил процесс европейской интеграции на Восток, которая в силу объективных причин традиционно носит неоколониальный и односторонний характер - крупные европейские промышленные гиганты и банки встраивают локальных производителей в свои вертикально-интегрированные производственно-технологические цепочки создания добавленной стоимости. Все более-менее рентабельные крупные предприятия скупаются глобальным бизнесом, часть переводится на аутсорсинг, а оставшиеся, не выдержав недобросовестной конкуренции, закрываются и банкротятся.
Европейская интеграция по своей сути - это интеграция в интересах транснационального капитала и международных ростовщиков, нацеленная на вскрытие внутренних рынков и либерализацию внешнеэкономической деятельности с целью извлечения прибылей, подавления конкуренции и создания региональных и отраслевых монополий и олигополий. Как показывает практика, национальный дезинтегрированный капитал оказывается бессилен под натиском вертикально интегрированного планово-директивного транснационального капитала: эффект масштаба производства, внутрифирменное кредитование, трансфертное ценообразование, контроль над передовыми производственными и управленческими технологиями, многоступенчатые схемы налоговой оптимизации, доступ к дешевым долгосрочным инвестиционным ресурсам, наличие мощной государственной поддержки со стороны экономически развитых стран (экспортно-импортные кредиты, гарантии и поручительства, прямые бюджетные дотации и субсидии, ускоренная амортизация, налоговые льготы и вычеты на реинвестированную прибыль и затраты на НИОКР и т.д.).
Глава Украины не захотел поддаваться на политический шантаж ЕС и не стал увязывать соглашение об ассоциации и создание зоны свободной торговли с освобождением Юлии Тимошенко. Это было неприемлемо. Да, в 2015г. в Украине состоятся президентские выборы - Януковичу бы не помешали голоса русофобски настроенных западенцев и тем более поддержка Вашингтона и Брюсселя. С этой точки зрения, движение в сторону ЕС оправданно – необходимо демонстрировать лояльность западным элитам.
Однако важно понимать, что экономика Украины является худшей копией российской двухконтурной "экономики трубы", парализованной голландской болезнью. Украинская экономика глубоко деиндустриализированна, оффшоризованна, десуверенизированна, дезинтегрирована и долларизованна. Это экономика низких переделов, базирующаяся на эксплуатации природно-сырьевой ренты и находящаяся в критической зависимости от системы нефтедоллара. Неудивительно, что доминирующую роль играет сырьевой компрадорско-олигархический капитал, источник легитимности которого находится за пределами Украины - в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе. Именно там, за пределами Украины, зарегистрирована подавляющая часть крупной и средней собственности. И именно за рубежом хранят свои многомиллиардные состояния украинские олигархи. Там же живут их семьи, учатся дети, приобретаются яхты, виллы и прочие предметы роскоши.
Там же, в США и ЕС, если и не целиком, то в значительной степени (особенно после пресловутой "оранжевой революции" и "незалежной демократизации"), находится источник легитимности политической власти. Политическому руководству Украины крайне важно заручиться поддержкой западного истеблишмента. Как показал опыт середины 2000-х гг., Вашингтон и спецслужбы способны провести демократизацию насильственным путем через "оранжевые" и "бархатные" революции. 2010-2013гг. показали на примере хаотизации Ближнего Востока, что даже более-менее благополучные в социально-экономическом плане общества могут быть дестабилизированы и взорваны изнутри благодаря информационно-пропагандистской машине, промывке мозгов, манипулированию сознанием, социальным технологиям и хьюм-теку. Ссориться с США и ЕС не хочет ни Янукович, ни окружающие его олигархические кланы и группировки.
Однако освобождение Тимошенко или разрешение выехать ей на лечение (что эквивалентно побегу, так как страны ЕС почти наверняка предоставили бы ей политическое убежище) поставило бы крест на президентских амбициях Януковича. Этот шаг неминуемо подорвал бы его и без того невысокий рейтинг среди существующего электората. А Тимошенко стала бы единым центром консолидации оппозиционных сил и капитала. В таком случае Яценюк, Кличко и прочие оппозиционеры будут вынуждены объединиться с "газовой Юлей" - в противном случае, она задавит их своим политическим весом и ресурсом на Западе.
Видимо, Брюссель перегнул палку - стремясь выжать все соки из Киева и толкнуть Януковича на самоубийственный политический шаг по освобождению Тимошенко, ЕС рискует не получить вообще ничего. И, судя по всему, ничего не получит - Янукович официально заявил о заморозке переговоров с ЕС. Премьер-министр Николай Азаров публично заявил, что Вашингтон и Брюссель сами закрыли Украине дорогу в ЕС. Крайней точкой кипения стали два фактора – с одной стороны, Брюссель настаивает на освобождении Тимошенко. С другой, МВФ в лучших традициях российской "шоковой терапии" навязывает Киеву смертельные пилюли "Вашингтонского консенсуса" - Янукович и Азаров под давлением общественности и промышленного капитала были вынуждены отказаться от целого ряда непопулярных и губительных мер: заморозки заработных плат в бюджетном секторе (учителям, врачам, преподавателям, учёным, военнослужащим и т.д.), повышения тарифов на газ и услуги ЖКХ, девальвации гривны, снижения государственной поддержки отечественных товаропроизводителей и т.д. Мало того, что эти меры существенно испортят рейтинг Януковича, так ещё и усугубят крайне тяжёлую ситуацию в экономике и промышленности, увеличив масштабы кризисного спада и падения бюджетных доходов.
ЕС не торопится делиться с Украиной – на словах дано устное обещание предоставить Киеву порядка 1 млрд евро в течение ближайших семи лет в качестве финансовой помощи для облегчения процесса интеграции в ЕС. Это всё равно, что мёртвому припарки – от таких подачек с европейского стола украинским промышленникам и гражданам будет ни холодно, ни жарко.
Однако беда в том, что, даже по официальным и весьма политкорректным оценкам самих украинских чиновников, цена вопроса интеграции Украины в ЕС потребует порядка $165-175 млрд. Именно такой объём средств требуется для того, чтобы перестроить украинскую экономику и, прежде всего, добывающую и обрабатывающую промышленность на европейские рельсы в соответствии с техническими регламентами и стандартами ЕС. Правительство Азарова попыталось в середине ноября провести ряд переговоров с брюссельской бюрократией по вопросу компенсаций и льгот, которые бы помогли Украине с меньшими потерями для отечественных производителей создать зону свободной торговли и соблюсти требования соглашения об ассоциации. Однако руководство ЕС вполне ожидаемо заявило, что это противоречит "рыночным механизмам", а у Брюсселя нет средств для такой роскоши – страны Еврозоны сами находятся в состоянии усиливающейся рецессии, а средств едва хватило на купирование долгового и бюджетного кризиса в странах европейской периферии - в группе PIIGS.
Важно понимать, что у Киева просто-напросто нет средств для выполнения всех взятых обязательств перед Брюсселем - для перестраивания экономики и промышленности в соответствии с техническими регламентами ЕС требуются инвестиции в размере $120-150 млрд. У Украины нет денег - размер ВВП не более $175 млрд, а совокупный внешний долг свыше 136 млрд. Хуже того, внешний госдолг вырос с $21 до 36,5 млрд за последние несколько лет, а размер валютных резервов упал с $35 до 21 млрд. В настоящий момент совокупный внешний долг государства на 73% превышает валютные резервы, внешний долг всех субъектов Украины в 6,5 раз больше ЗВР, а обязательства перед ЕС без малого в восемь раз больше валютной заначки. При всём желании Киев не сможет выполнить требования, которые на него будут возложены после подписания cоглашения об ассоциации.
Это равносильно подписанию соглашения о самоубийстве – Брюссель толкает Киев финансовую пропасть и старается посадить на иглу внешних займов, создав спрос на кредиты со стороны европейских ростовщиков и ЕЦБ. К слову сказать, весьма показательной стала сделка по приобретению 20% внешнего долга Украины на сумму $5 млрд одним из крупнейших американских инвестиционных фондов Templeton Investments в начале ноября 2013г. И это в ситуации, когда доходность по украинским госбумагам превысила отметку в 12-15% годовых, крупнейшие американские рейтинговые агентства понизили рейтинг Украины до "мусорного" и "дефолтного" уровня, а так называемые страховки от дефолта (печально известные CDS) торгуются по цене $1010 за контракт, и вероятность дефолта составляет порядка 12% (полгода назад этот показатель был ниже 6,%%). Другими словами, крупные американские инвесторы и спекулянты обладают какой-то инсайдерской и конфиденциальной информацией – они уверены, что пирамида украинского госдолга не обрушится. Либо готовы выйти заранее – накануне обвала.
Американские банкиры и их европейские коллеги хотят поспекулировать с украинским долгам, как они спекулировали в России в 1996-1998гг. на пирамиде ГКО-ОФЗ. Финансовая олигархия Уолл-Стрит и европейские транснациональные банки всё активней берут Украину в оборот – они прекрасно понимают, что Украина либо получит $15 млрд от МВФ по указке Вашингтона. Либо те же 15-20 млрд от России (возможно, через кредит в рамках фонда ЕврАзЭС), что не позволит обрушиться долговому рынку. И позволит международным финансовым спекулянтам заработать на долговом кризисе Украины так же, как они это делали в 1994г. в Мексике, в 1998г. в России, в 2001г. в Аргентине и в 2011-2012гг. в странах европейской периферии (Греция, Португалия, Италия, Испания, Ирландия и т.д.). Поражение ЕС
Важно понимать, что для Брюссельской бюрократии ситуация усугубляется тем, что, если Киев не подпишет cоглашение об ассоциации 28 ноября в Вильнюсе на саммите "Восточного партнерства", то он вообще не подпишет его в ближайшие 5-7 лет. А, возможно, и вовсе в обозримой перспективе. В ЕС намечаются выборы в Европарламент, и у евробюрократов хватает своей головной боли - экономика Еврозоны в кризисе (ВВП падает на 1,5%, промышленное производство - на 3-3,5%, новые заказы в промышленности - на 3,5-4%, розничный товарооборот сжимается на 4%, а безработица превысила рекордные 12%). Одновременно с этим парад суверенных дефолтов отложен, но не преодолен (бюджетные дефициты по-прежнему превышают 4-5% ВВП в ядре Еврозоны и 6-10% ВВП на европейской периферии при госдолге в среднем на уровне 95% ВВП), а националисты, ультраправые и социалисты усиливают свои позиции в Европарламенте. В ближайшие годы до Украины просто не дойдут руки - ЕС погряз в своих внутренних проблемах. Чиновники в Европарламенте и Еврокомиссии это признают открыто.
Хуже того, если Украина не интегрируется с ЕС и не создает зону свободной торговли, то становится бессмысленным сам проект "Восточного партнерства" - это признают не только европейские и американские СМИ, но и брюссельская бюрократия. Белоруссия не пойдет на сближение с ЕС до тех пор, пока во главе республики находится Александр Лукашенко - для европейских элит недопустимо с электоральной точки зрения сближаться с якобы тоталитарным и недемократичным режимом. Тогда как Янукович не готов жертвовать своей политической карьерой и даже личной свободой (Тимошенко почти наверняка решит взять реванш и привлечь к ответственности нынешнее руководство Украины) ради евроинтеграции.
Изначально саммит "Восточного партнерства", выдвинутый ЕС в 2008г. при инициативе Польши и Швеции, рассматривался как инструмент втягивания стран Восточной Европы в ЕС, отчуждения стран СЭВ от России и недопущения процессов реинтеграции на постсоветском пространстве. Ничего личного, только бизнес – никакого мирового заговора и закулисы: глобальную конкуренцию никто не отменял, и в ЕС преследуют собственные геоэкономические и геополитические интересы.
Судя по всему, это прекрасно понимают в Брюсселе – после того, как Янукович дал задний ход и отложил подписание соглашения об ассоциации, в ЕС началась суета. Европейские элиты решили усилить давление на Киев – вся политическая оппозиция, за исключением Коммунистов Украины, резко осудила заморозку переговоров Украины с ЕС по вопросу интеграции и грозит импичментом Правительству Азарова. Буквально на глазах происходит повторение 2004г. – как никогда высока угроза попытки "оранжевой революции". Судя по всему, в Брюсселе и Вашингтоне, осознав провал переговорного процесса с Киевом, намерены взять реванш более грязным путём – за счёт формирования крайне негативной повестки дня и новостного фона вокруг Януковича, провоцирования столкновений митингующих с правоохранительными органами и поддержки оппозиции.
Наряду с этим как никогда ранее активна Юлия Тимошенко - она призвала Януковича провести заседание Совета по национальной безопасности и обороне и ратифицировать соглашение с ЕС, даже если для этого потребуется оставить ее в заключении. Таким образом, Тимошенко готова примерить маску пресловутой "сакральной жертвы" демократизации Украины и пожертвовать собой ради якобы светлого будущего украинского народа в "цивилизованной" Европе. Безусловно, это в чистом виде пиар и пропаганда - попытка заработать политические очки.
Да, Янукович вёл торг, пытаясь добиться максимальных скидок и преференций как со стороны России, так и со стороны США и ЕС. Видимо, коммерческое предложение со стороны Кремля оказалось привлекательней. По имеющейся в СМИ информации, Россия готова предоставить Украине свыше $20 млрд в качестве долга для рефинансирования ранее взятых обязательств. Это на $5 млрд превышает обещанный Киеву ещё в 2010 г. кредит от МВФ. К тому же, Москва почти наверняка предоставит Киеву скидку на поставляемый газ – сегодня Украина покупает российский газ по самой высокой цене в ЕС благодаря соглашению, подписанному Тимошенко в 2009г. в Москве под давлением возможного возбуждения уголовного дела за хищение российского газа в середине 1990-х годов. Киев просит снизить цену с сегодняшних $430 за тыс. кубометров до 260-280.
Да, пока Украина не присоединится к Таможенному союзу и не заблокирует интеграцию с ЕС, Газпром не снизит цену на газ до $160-170 за тыс. кубометров, которые применяются для Белоруссии. Даже 280 долл не являются гарантией. Однако крайне велика вероятность, что в Кремле согласятся снизить цену на голубое топливо до $280-320 при условии, что Янукович форсирует процесс реинтеграции на постсоветском пространстве и подпишет соглашение о присоединении к Таможенному союзу. Судя по глубине кризиса в Украине и замораживанию переговоров с ЕС, Янукович вполне может пойти на этот шаг – ему крайне необходима финансовая поддержка со стороны России. В том числе и с целью финансирования президентской кампании в 2015г. Источник: nakanune.ru.
Рейтинг публикации:
|