Дела конкретные и «шум зелёный»
21 ноября 12:22
ПАВЕЛ ВЕРШИНИН
На фоне «гринписовского» пиара на проблемах экологии Россия уделяет реальное внимание защите окружающей среды.
|
|
«Гринписовцев» с ледокола Arctic Sunrise – практически всех, от капитана до судового врача – отпустили под залог. За экологов хлопотала международная общественность, известные личности из шоу-бизнеса, гражданские активисты, и теперь о них вновь пишет мировая пресса. Экологическая пропагандистская машина на Западе работает без скрипа: сентябрьские хулиганы, таранившие лодку «погранцов», выглядят героями и подлинными борцами за чистоту планеты в глазах многих жителей по обе стороны Атлантики, да и среди отечественной «оранжевой» тусовки.
Мифу о том, что «Гринпис» стоит на страже всемирной девственной чистоты, от арктических морей до джунглей Амазонки, уже несколько десятков лет. Его не в силах поколебать ни многочисленные факты «гринписовского» жульничества, ни бесконечные пикировки этой полу-секты с конкурентами по «экотерроризму», ни удивительная избирательность «радужной» организации, которая может годами не замечать безобразий, творимых в иных регионах мира, но готова изойти воплями о всякой погубленной медузе в наших морях.
Мозги «Гринпис» промывать умеет. Но задашь облапошенной публике элементарный вопрос: чего же конкретно пытался добиться экипаж Arctic Sunrise у новейшей платформы «Приразломная», которая ещё даже не запущена в работу и по определению ничего загрязнять не может, и в ответ получишь лишь тягостное молчание. Либо польётся бессвязный лепет про «варварскую Россию», которая «традиционно наплевательски относится к экологии» и поэтому вскоре «непременно загадит Арктику».
Особенно популярна эта мантра в отношении шельфовой акватории Северного Ледовитого океана, таящей гигантские природные богатства. Закономерность здесь прослеживается чётко: всюду, где наши иностранные «партнёры» хотели бы проверить Россию на слабину, увести у нас из-под носа очередной «жирный ломоть» месторождений или промыслов, непременно обнаруживаются «проблемы с экологией».
Спору нет, были времена, когда к ресурсной базе планеты наша страна, да и весь мир, относились по принципу «человек – царь природы». В том смысле, что раз царь, то творить он может, что заблагорассудится, не оглядываясь на последствия. Зачастую такой подход был оправдан: в войну или в жесткие периоды глобального геополитического противостояния нашей стране было не до пиетета перед хрупкими экосистемами. Нужно было брать нефть, строить военные базы, прокладывать трубы, добывать металл, возводить новые посёлки и города – всё это делалось в форсированном темпе, без «расшаркиваний» с её величеством экологией, с кучей побочных эффектов для почвы, воды, растительного и животного мира. Часто бывало, впрочем, что наплевательское отношение к экологии объяснялось лишь разгильдяйством, халатностью, несоблюдением элементарных правил и законов.
С уверенностью можно сказать, что сегодня отношение отечественных ресурсных организаций, работающих «на земле», принципиально иное. Слова «экология» и «охрана окружающей среды» перестали быть пустыми звуками для российских промышленных компаний. Понимание того, что мы здесь не чужие, не захватчики с другой планеты, что здесь предстоит жить нам и нашим детям, всё сильнее проникает в сознание даже самых матёрых «эффективных менеджеров». Ну а для госкомпаний экологический аспект давно уже является важнейшим приоритетом при освоении и эксплуатации природных богатств в любом российском регионе.
Знает ли кто-нибудь из поборников права «гринписовцев» на силовой захват российской собственности о том, что, например, компания «Роснефть» не только тратит десятки миллиардов рублей на природоохранные мероприятия, но и ежегодно предоставляет гранты на поддержку научно-исследовательской деятельности в сфере экологии? Причём не абы кому, не дилетантам-одиночкам, пиарящимся на камеру в обнимку с морским котиком или химкинским «дубом-колдуном», а серьёзным научным организациям, кафедрам НИИ и институтам РАН?
Скажем, на днях «дочка» «Роснефти», компания «Востсибнефтегаз» выделила сразу три таких гранта: на исследование популяции дикого северного оленя (проект Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета), разработку биотехники искусственного воспроизводства сибирского тайменя (проект НИИ экологии рыбохозяйственных водоёмов) и исследование микробиологических характеристик почв послепожарных сукцессий в Сибири (проект Института леса Сибирского отделения РАН).
Слышал ли кто-нибудь об этих проектах? Трубили ли о них в СМИ? Заглянул ли хоть кто-то в словарь, чтобы узнать, что такое «сукцессия»? Нет. Всюду молчок. Глобальной прессе, охочей до скандалов и погонь, таймени неинтересны. И «Гринпису» на северных оленей наплевать, потому что тундру сейчас оттяпать у России невозможно. И прогрессивной общественности сибирские почвы по барабану – не почвенники они.
А ведь буквально вчера президент России Владимир Путин посвятил защите окружающей среды заседание Совета безопасности страны. На нём тоже говорилось о том, что в последние годы наша страна решительно пересмотрела свои подходы к экологической проблематике. Уходят в прошлое «грязные» технологии, выделяются достаточные средства на сбережение и рекультивацию экосистем, проводятся всё новые исследования окружающей природы. Но останавливаться на этом нельзя, нужно принимать стратегию экологической безопасности, усиливать надзор, улучшать уровень экспертизы, восстанавливать чистоту Байкала и Ладоги…
Увы, тематика этого заседания Совбеза не займёт первые строчки в рейтингах новостей. Лучше посудачить про фотографа Синякова, пиарившего захват «Приразломной». А про Байкал с Ладогой поволноваться в другой раз – как только туда доберутся «радужные» провокаторы… Источник: Файл-РФ.
Рейтинг публикации:
|