Сверхусилие или смерть. К обостряющейся проблеме моногородов в России
Для решения проблемы моногородов в России министр труда и социальной защиты Максим Топилин предложил выделять их жителям от 200 тыс. рублей субсидий на переезд. Предложение было сделано в ходе выездного совещания Правительства по проблемам моногородов. Само совещание продемонстрировало печальный факт: чёткого понимания того, что делать с наследием индустриальной Советской России — нет.
Что ждёт моногорода и каковы сценарии — обсуждаем ниже.
Проблема перезрела
…Место под правительственное совещание было выбрано подходящее — город Тутаев Ярославской области с населением в 40 тыс. человек и градообразующим Тутаевским моторным заводом, переживающим сегодня кризис в связи со снижением объёмов заказов.
Всего сегодня в стране 342 моногорода, из которых в 51 уровень безработицы превышает среднероссийский. В некоторых он достигает 30%. Как правило, проблемными являются те города, где сосредоточены предприятия чёрной и цветной металлургии, машиностроения — сфер, наиболее страдающих от экономического кризиса. Всего в таких муниципальных образованиях проживает около 11% населения страны.
Исходя из безрадостного экономического прогноза, легко понять, что именно моногорода первыми прочувствуют на себе все его негативные стороны. Причём речь идёт не о двух-трёх городах, а о десятках. И если раньше удавалось потушить отдельные очаги обильными финансовыми вливаниями, то теперь на это рассчитывать приходится едва ли. Собственно, такое положение и стало предметом обсуждения на совещании.
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин предложил выделять жителям моногородов субсидии на переезд. Напомним, что ранее Дмитрий Медведев прямо заявил о необходимости готовиться к росту безработицы и призвал население быть «более мобильным» в поисках новой работы.
Путь первый — создание новых производств
Попытки взяться за окончательное решение проблемы моногородов предпринимались неоднократно, но так и не дали системного результата. Возможно, потому, что системного взгляда на проблему до сих пор не выработано. Ибо каждый подобный город уникален по-своему и разработать единый шаблон для них невозможно в принципе. Эти города формировались в условиях иной экономики и иной страны. Теперь же их жители стали заложниками новой реальности.
Один из подходов к решению проблемы — это создание новых производств или сфер занятости в самих моногородах. Таких, которые были бы способны вобрать в себя высвобождающуюся рабочую силу. Задача архисложная, учитывая географическое расположение таких городов и отсутствие подходящих кадров. Причём завлекать инвесторов и искать новые ресурсы развития должны муниципальные власти. Однако они не имеют ни подходящих специалистов, ни толковых идей. Инвесторы, в свою очередь, не понимают, во что и зачем они должны вкладываться, если даже не видят конкретных предложений. Однако центральная власть требует от моногородов создавать грамотные инвестпроекты с обязательными источниками финансирования как условия для господдержки. В итоге годы идут, а ничего не меняется. Так, на сегодняшний день проекты с финансовым планированием имеют только 9 городов, и только 1 получил государственную поддержку. Это, напомним, из 342.
В этом смысле кризис моногородов есть кризис идей. Никто не знает, чем может зарабатывать стабильно нищающий уральский город, расположенный вдалеке от торговых артерий и не располагающий ценными ресурсами. Более того, зачастую сложно найти применение даже тем городам, которые вроде бы и ресурсы имеют, и расположены неплохо. Причём предложений обычно много, но как дело доходит до экономического обоснования, так оказывается, что оно несостоятельно — по причине, например, высоких производственных издержек, спада мирового спроса и т.д.
Наглядное свидетельство такого кризиса идей — постоянные предложения переоборудовать моногорода в туристические зоны. Раз заговорили о туризме — верный признак того, что идей нет вообще никаких. Вот и в Тутаеве одна из местных жительниц предложила Медведеву открыть в городе туристическое агентство. Премьер-министр идею горячо поддержал и поручил местным властям составить соответствующий бизнес-план. При всём уважении к красоте волжских берегов трудно представить, как туризм здесь сможет прокормить 40 тыс. человек. Никак — все это знают, но продолжают строить воздушные замки. Во главе с текущим премьером нашей страны, что совсем настораживает.
Путь второй — тотальное расселение
Второй подход к решению проблемы — это ликвидация моногородов как таковых с переселением их жителей в экономически более развитые регионы. По сложности исполнения этот вариант ничуть не уступает первому. Во-первых, на это требуются колоссальные средства, которых у государства нет. Во-вторых, многие жители не согласны переезжать в принципе, не имея достаточных гарантий. Так, несмотря на гигантские проблемы у ряда заводов «Русала», переехать на работу на «богучанском» проекте согласились лишь несколько десятков человек.
Теперь государство предлагает стимулировать готовых к переезду субсидиями. Так, 400 тыс. рублей положено на одного рабочего, решившего уехать на Дальний Восток. 200 тыс. рублей — в случае переезда в другие регионы. В случае если переезжает целая семья, суммы составят 800 и 300 тыс. рублей соответственно.
Думается, что никаких дополнительных стимулов эти выплаты не создадут. В более-менее развитых регионах таких сумм для приобретения жилья откровенно недостаточно. Переезжать же в регионы депрессивные — нет смысла. То же самое относится к реализации собственного жилья в моногороде — кто его купит?
Но, пожалуй, главный вопрос — кто вообще ждёт жителей моногородов на новых рабочих местах? Вышеприведённый пример Богучанского алюминиевого завода — редкое исключение, в котором речь идёт о создании нового предприятия. Да и то, оно способно будет трудоустроить 3,5 тыс. человек, из которых львиная доля придётся на жителей Красноярского края. Как уже говорилось, в моногородах проживает 11% населения страны, то есть более 15 млн человек. По статистике трудоспособен из них примерно каждый второй. То есть для решения проблемы моногородов методом переселения необходимо создать 7,5 млн новых рабочих мест. Это примерно равно 2143 новым предприятиям, аналогичным Богучанскому заводу.
…Есть и третий путь — ещё более утопичный. Это перековать всех безработных в бизнесменов, чтобы они сами в своих моногородах чего-нибудь производили и друг другу продавали.
Давайте об этом — просто не будем начинать.
Проблема моногородов как сверхзадача
Нужно понимать, что проблема моногородов — это проблема всей страны и каждого человека, читающего эти строки. Потому что если выхода найдено не будет, то ситуация станет развиваться по наихудшему сценарию — забота о новых безработных ляжет на плечи всех налогоплательщиков. Если и сейчас мы находимся в состоянии едва заметного экономического роста, то в этом случае — получим серьёзную и долгую рецессию.
Конечно, вышеописанные пути решения проблемы нужно использовать в комплексе. В конце концов, так или иначе, на первое место выходит необходимость массового создания новых рабочих мест. Иными словами — масштабная индустриализация. Однако она спотыкается ещё об одно досадное обстоятельство — есть риск, что на новых заводах очень скоро будет некому работать. Причина — снижение количества трудоспособного населения в стране. По официальным прогнозам, к 2020 году оно сократится на 10 млн человек. А это значит, что построй сегодня эти тысячи заводов, завтра они опустеют и превратятся в новые разорившиеся моногорода.
Получается, что за проблемой нескольких десятков небольших городов стоят серьёзнейшие и актуальнейшие вызовы — от демографии до деиндустриализации — сцепившиеся в клубок. Все они не то что требуют, а кричат о себе.
Пока что складывается ощущение, что есть лишь некий инерционный сценарий, которого придерживаются во власти. Наверное, согласно ему моногорода потихоньку деградируют, сопьются и исчезнут как вид. Вместе с миллионами не нашедших в себе силы перестроиться граждан. По крайней мере, такой сценарий лежит вполне в русле рыночной логики.
Другой сценарий предполагает приложение сверхусилий — интеллектуальных, экономических, управленческих — для нахождения нетривиального решения проблемы. Возможно, оно будет включать в себя компоненты всех вышеописанных стратегий. Возможно, будет найден оригинальный выход. Но, так или иначе, без сверхусилий здесь не обойтись. Вопрос в том, есть ли желание и решимость их применить. Причём речь идёт исключительно о центральной власти — реальная сила есть только у неё. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 332
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Еще отчетливо проглядывает склонность правительства играться регионализацией, т.е., спихивать на регионы все те задачи, которые самим не под силу или которые не очень хочется решать. Вот и здесь - проблема глобальная и общегосударственная, а заставляют ее решать именно тех, кто это по определению решить не может. Проблемы моногородов это симптомы болезни, но никак не ее источник.
Переезд это несеръезно - переезжать некуда. Было бы куда, люди бы переезжали (и переезжают в те места, где есть чем заняться).
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 212
Рейтинг поста:
Опыт строительства агрогородков у него имеется немалый.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 39
Рейтинг поста:
Мдя, Димон, как всегда, в своем амплуа. Отберите у него кто-нибудь микрофон. Если в Благовещенске однушка стоит 1800 000 - это самый минимум, а работы тоже маловато, то что на ДВ делать жителям моногородов? Пособие по безработице получать? Так наш губер даже с инициативой выходил: год платить, а потом иди, куда хочешь. Без пособия.