В середине октября турецкий стройбат начал строительство заградительной стены на границе с Сирией в районе Нусайбина (провинция Мардин). Заявленная цель возведения заграждения двухметровой высоты — остановить хождение туда-сюда боевиков-курдов и вооружённых исламистов с сирийской территории. Если же вспомнить о том, что упомянутая провинция Мардин населена в основном курдами, то станет ясно: в первую очередь Анкара закрывает дорогу в страну сирийским курдам, которые при Асаде получили карт-бланш на создание собственных вооружённых отрядов и борьбу с террористическим интернационалом, штурмующим Сирию вот уже два с половиной года.
В начале ноября СМИ сообщили о массовом митинге, который граждане запланировали провести в Нусайбине 7 ноября. Митингующие объявили, чтобы будут протестовать против строительства пограничной стены. Местные жители полагают, что «стена позора» строится для того, чтобы изолировать курдское население двух стран.
Амур Гаджиев (
«Голос России») рассказал о том, что к проведению митинга жителей подтолкнула голодовка, которую проводила Айше Гёккан, мэр Нусайбина. Цель голодовки — побудить турецкие власти отказаться от заграждений.
Почему же возводимая в районе Нусайбина стена вызывает столь сильные эмоции? Об этом «Голосу России» рассказал сопредседатель Мардинского регионального отделения действующей в Турции прокурдской Партии мира и демократии Решат Каймаз:
«Мы уже несколько дней проводим акции против строительства этой «стены позора». Все наши депутаты принимают в этом активное участие. Решение мэра Нусайбина госпожи Айше Гёккан провести голодовку послужило для всех серьезной мотивацией. Мы полностью поддерживаем ее акцию и заявляем: её требования — это и наши требования!»
По его словам, митинг направлен против «стены позора». Анкара должна уяснить, что нельзя разделять преградами курдский народ. Более того, следует открыть таможенный КПП на пограничной линии между Нусайбином и сирийским Камышлы — для торговли и доставки гуманитарной помощи. Партия мира и демократии выступает против политики Партии справедливости и развития, открывающей госграницы и КПП для бандитских формирований, но закрывающей их для обычных людей, заявил сопредседатель.
Что касается заявления правительства о том, что стена строится в целях обеспечения безопасности — из-за угроз, исходящих с территории Сирии, — то, отмечает политик, в этом районе такой проблемы нет. Ряд курдских районов в Сирии перешёл под контроль Партии Демократического Союза (PYD), и Турция перестала сталкиваться с проблемой безопасности границ в этом районе.
«Наши граждане гибнут не здесь, а в Акчакале, в Джейланпынаре, то есть в тех местах, которые расположены неподалёку от районов, находящихся под контролем «Фронта ан-Нусра». Именно там остро стоит проблема обеспечения национальных границ. Но в этом виновата сама Турция, которая обучает на своей территории боевиков «ан-Нусры».
Тезисы Каймаза косвенно подтвердили события 7 ноября: полиция Нусайбина разогнала протестующих при помощи водомётов, пластиковых пуль и слезоточивого газа — точно так же, как разгоняла демонстрации и раньше. Демократия в действии!
В акциях протеста участвовало несколько тысяч человек. Манифестанты сравнивали возводимую стену с когда-то существовавшей Берлинской.
В прессу попала информация о том, что министр иностранных дел Турции М. Гюлер опроверг сам факт строительства заградительной стены в провинции, но позднее вдруг сказал, что стена строится, и цель её — обеспечить безопасность границы. Это ещё один пример демократии в действии: сначала сказать «нет», потом «да». За отрицанием следует отрицание отрицания. Где-то здесь, между «нет» и «да», и проходит самая настоящая граница между народом и властью. Та граница, которая представляет собой нечто похуже заграждений и колючей проволоки.
Своеобразный ответ на строительство пограничных заграждений дали сирийские курды. Они заявили о создании в Сирии переходного правительства.
Сирийские курды, проживающие на северо-востоке, 11 ноября заявили о создании независимого переходного правительства. Об этом сообщает
«Лента.ру» со ссылкой на «Франс-Пресс».
Декларация, подписанная курдами по итогам переговоров как раз в сирийском городе Камышлы, подразумевает разделение курдских территорий на три области. На переговорах было решено начать подготовку к местным и общим выборам.
Однако, пока к инициативе присоединились не все группы курдов. Декларацию подписали партия «Демократический союз» и несколько мелких организаций. А вот Курдский национальный совет (вторая основная военно-политическая сила сирийского Курдистана) отказывается участвовать в соглашении.
Решение о создании переходного правительства было принято после успехов курдского ополчения: за последние несколько недель курды отвоевали у исламистов значительные территории.
Таким образом, строительство турецкой «берлинской» стены явно увязывается с ростом курдского движения и успехами, которых курдские ополченцы достигли в борьбе против наёмников-исламистов, воюющих то ли за шариат в Сирии, то ли за обыкновенные деньги. Правительство Эрдогана по вполне понятным причинам опасается, что сирийские курды в один прекрасный момент могут объединиться с турецкими.
Власти Турции, скорее всего, знакомы с докладом «Глобальные тенденции 2030: альтернативные миры», который ещё в конце 2012 года выпустил Национальный совет по разведке США. В нём было отмечено, что в регионе появится курдское государство, которое нанесёт удар по территориальной целостности Турции. Мало того, появление этого нового государства явится причиной формирования и новых границ на Ближнем Востоке. Эксперты также спрогнозировали, что у курдов, живущих в Юго-Восточной Анатолии, на каждую женщину к 2030 году будет приходиться в среднем четыре ребёнка. Итог: увеличение численности курдского населения на турецкой территории.
Кроме того, широко известно, что проект «Курдистан» негласно одобряется Вашингтоном. Почему? Причина проста: американцы давно хотят перекроить карту региона, заполучив более лояльного союзника, нежели Турция или Ирак, премьер-министр которого в прошлом году дал понять Белому дому, что его страна — не чья-то «вотчина». Премьер Эрдоган, несмотря на участие его государства в НАТО, тоже не считается в Вашингтоне верным американским сателлитом и то и дело «выпадает» из американской орбиты. Заодно «проект» выгоден американцам и потому, что курды живут также в Иране (правда, с последним Вашингтон нынче старается почти что замириться, чего не скажешь о таком союзнике США, как Израиль). В Сирии тоже много курдов, а против официального Дамаска очень дружат американские конгрессмены-ястребы, военно-промышленный комплекс, да и президент Обама тоже, если вспомнить недавние попытки атаковать эту несчастную страну «Томагавками». Словом, консолидировавшиеся курды могут устроить на Ближнем Востоке такую «арабскую весну», что Эрдогану или аль-Малики не снилась и в самых страшных кошмарах. Далее можно обратиться к теории «управляемого хаоса»… Устроить трансграничную демократию мешают американцам финансовый кризис наряду с крупным госдолгом и большие проблемы во внутреннем управлении, связанные с политическим противостоянием республиканской части Конгресса и президента.
Поэтому перекройка границ Ближнего Востока через проект «Курдистан» скорее относится к области фантастики, нежели к завтрашней геополитической реальности. Однако стена в Нусайбине — одна из предупредительных преград именно этому проекту.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru