В ожидании вывода войск международной коалиции из Афганистана эксперты пока не достигли единства по самому главному вопросу. А именно: если в Афганистане произойдет системная дестабилизация, насколько велика вероятность того, что "Талибан" и другие экстремистские группы двинутся на север? Но если это произойдет, противостоять экспансии сможет только ОДКБ
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана в октябре 2002 года и объединяет Россию, Белоруссию, Армению, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Сегодня Россия является цементирующей основой ОДКБ как страна, которая обладает самым серьезным военным и военно-техническим потенциалом в организации.
В то же время, напоминает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, в свете "проблемы-2014" Россия предпринимает очень активные усилия по укреплению потенциала своих партнеров по организации. Это касается и подготовки военных кадров для стран-членов ОДКБ, и безвозмездных поставок вооружений и военной техники. Сюда же можно включить совместное оперативное планирование превентивных и ответных действий.
Одним из главных направлений практических мер по обеспечению безопасности пространства стран ОДКБ стало укрепление их внешних и внутренних границ. К сожалению, сейчас невозможно быстро создать полноценные, оборудованные в инженерном плане границы между членами ОДКБ, констатирует Игорь Коротченко:
"Самая протяженная граница у нас сегодня с Казахстаном, и в инженерном плане она оснащена. Поэтому главную концентрацию усилий необходимо осуществить прежде всего для того, чтобы сделать максимально плотной таджикско-афганскую границу. Здесь в рамках ОДКБ возможны и какие-то нестандартные решения для того, чтобы вот эта граница была максимально непроницаема для бандитов, террористов и торговцев наркотиками".
Отдельную проблему для выстраивания системы безопасности ОДКБ, по мнению эксперта, представляют Туркмения и Узбекистан, не входящие в блок, но граничащие как с Афганистаном, так и с другими странами Организации. Особенно тревожная ситуация в Узбекистане, где объективно существуют условия для того, чтобы идеи радикальных исламистских группировок были восприняты частью населения, которое находится в тяжелых социально-экономических условиях. Тем не менее, по словам Коротченко, как по линии двусторонних контактов России с Узбекистаном и Туркменистаном, так и в рамках ОДКБ необходима выработка механизмов для взаимодействия по парированию возникающих угроз.
Однако в отсутствие прямой угрозы РФ речь не может идти о прямом участии Российской армии в каких-либо боестолкновениях на территории центральноазиатских стран, подчеркивает Игорь Коротченко:
"Разумеется, российские солдаты не должны своей кровью оплачивать стабильность режимов в Центральной Азии. Мы должны сделать так, чтобы их собственные армии были дееспособными. Ну а на случай решительного ухудшения ситуации здесь необходимо думать о задействовании механизма Коллективных сил оперативного реагирования. Разумеется, использование ударной авиации для того, чтобы остановить инфильтрацию движений "Талибан" и "Аль-Каида" на постсоветское пространство".
Что касается авиационной компоненты, то Россия сейчас усиливает группировку штурмовой авиации на авиабазе в Канте (Киргизия), а российская база в Армении в случае чего сможет принять дополнительные соединения бомбардировщиков.
Вместе с тем "проблема-2014" касается всего региона, а не только бывших среднеазиатских республик бывшего СССР. Поэтому возможности ОДКБ в масштабах Центральной Азии, очевидно, ограничены, замечает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов:
"Известно, что руководство ОДКБ обращалось к НАТО, разговор шел о необходимости работать вместе в регионе. Но от НАТО никакого положительного ответа не было получено. Как говорят некоторые комментаторы в кулуарах (представители ОДКБ), натовцы считают, что ОДКБ еще пока не четко сформировавшаяся, устоявшаяся и имеющая такой же вес структура, как НАТО. Все-таки НАТО относится (к ОДКБ) свысока, что совершенно неправильно".
Тем не менее страны ОДКБ в состоянии обеспечить безопасность своих границ и без участия Североатлантического альянса. А учитывая вполне определенные экономические интересы НАТО в некоторых государствах Центральной Азии, западному блоку так или иначе придется выстраивать партнерские отношения с ОДКБ.