6 ноября 2013 года новостные порталы Украины и России вновь обошло известие о предстоящем подписании Украиной меморандума о создании Адриатического газового коридора с Венгрией и Хорватией. Комментаторы посчитали, что продвигаемый Брюсселем "Адриатический газовый коридор" - это очередной антироссийский проект. Во время работы Всемирного экономического форума в Киеве премьер-министр Украины Николай Азаров встретился с венгерским вице-премьером Тибором Наврачичем. Во время встречи было озвучено желание Украины подписать подобного рода меморандум как можно скорее в Брюсселе, Будапеште, Загребе или Киеве. Наврачич в ответ заверил Азарова, что за 20 лет независимости Украины отношения Будапешта и Киева переживают наилучшие времена, поэтому меморандум следует подписать, как можно скорее. За месяц до этого 4 октября 2013 года украинский премьер во время встречи с помощником госсекретаря США Викторией Нуланд объявил, что меморандум о создании Адриатического газового коридора торжественно подпишут в Киеве 5 ноября. Однако в итоге ни хорватский, ни венгерский премьер в Киев не явились, и меморандум подписан не был. В чем причина сдержанного отношения Венгрии и Хорватии к украинским устремлениям? Ведь на форуме Тибор Наврачич заявил, что Венгрия поддерживает политические усилия Украины для евроатлантической интеграции и инвестиции в инфраструктуру, которые служат стабильности региона.
Проект альтернативного коридора поставки энергоносителей в Венгрию из адриатических портов Югославии родился на закате советского владычества в Центральной Европе. В 1989 году венгры отказались от советской системы и открыли для направлявшихся в ФРГ восточных немцев свою западную границу. В Будапеште опасались, что некие "консервативные силы" в Москве отыграют назад и попытаются восстановить свое господство над Восточным блоком и Венгрией, в частности. Гипотетическое наступление Москвы ожидалось в виде энергетической блокады с перекрытием поставок по нефтепроводу "Дружба". Для противодействия возможной блокаде венгры начали строить нефтепровод от Адриатики с тем, чтобы он мог обеспечить самые минимальные потребности страны. Нефтепровод был достроен уже после краха СССР и так и не был серьезно задействован. Нужда в альтернативной поставке нефти не возникала в регионе последние 20 лет.
После того, как к 2004 году в Венгрии, как и повсюду в Европе, на гребне роста цен на энергоносители по инициативе Вашингтона была поднята газовая проблема, в Будапеште вернулись к идее "Адриатического коридора", но теперь в отношении газа. Проект венгерского Адриатического газопровода был принят Брюсселем и подверстан к плану создания в Центральной Европе газораспределительной сети по меридиальному направлению с севера на юг с опорой на две точки - два морских терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ): один на побережье Балтийского моря в Польше, другой на побережье Адриатики. После создания подобного рода сети в регионе Центральной Европы можно было бы осуществлять переброску газа как в широтном, так и меридиональном направлениях. Адриатический газопровод изначально не рассматривался как изолированный проект. Это один из элементов газораспределительной системы идущей с севера на юг - от планируемого польского терминала СПГ в Свиноуйсьце через Польшу, Словакию в Венгрию для связи с адриатической веткой от хорватского порта с планируемым терминалом СПГ на острове Крка.
Газовая война России и Украины, начавшаяся 31 декабря 2008 года, подсказала еще раз идею, что газопроводы, предназначенные, как правило, для переброски газа в одном направлении, при незначительной по средствам модернизации могут транспортировать газ по выбору в оба противоположных направления. Поэтому венгеро-хорватский проект газопровода от Адриатики в Венгрию изначально проектировался из расчета возможности транспортировки газа в оба направления, как от Адриатики в Венгрию, так и из Венгрии в Хорватию. Поэтому проект Адриатического газопровода оказался выгоден не только Венгрии, но и Хорватии. До постройки означенного газопровода Хорватия 33 предшествующие года имела единственную привязку к международной газотранспортной сети через Словению. Здесь надо уяснить, что после постройки Адриатического газопровода в 2011 году, он используется для транспортировки газа из Венгрии в Хорватию, а не наоборот. Разумеется, транспортируемый по нему газ является российским по своему происхождению.
Проект строительства газопровода между Хорватией и Венгрией стал активно обсуждаться в венгерских и хорватских СМИ в феврале 2006 года. Стоимость венгерского участка протяженностью в 215 км первоначально была определена занижено в 25 млрд. Ft. Тогда же была названа и конечная стратегическая цель - привязать газопровод к морскому терминалу сжиженного природного газа на Адриатике.
В 2007 году начались переговоры между венгерской компанией FGSZ Földgázszállító Zrt. - субсидиарий венгерской энергетической компании MOL и хорватской Plinacro о строительстве газопровода из Хорватии в Венгрию. Предварительное соглашение по проекту между FGSZ и Plinacro было подписано 31 мая 2007 года. В начале июля 2008 года FGSZ Földgázszállító Zrt. и Plinacro в Загребе подписали промежуточное соглашение о сотрудничестве в деле строительства газопровода. Были названы его технические параметры: общая протяженность 298 км (210 - венгерская часть, 88 - хорватская), диаметр трубы 800 мм, давление 75 бар.
В марте 2009 года венгерская FGSZ и хорватская Plinacro подписали окончательное соглашение о связи венгерской и хорватской газотранспортных сетей на хорвато-венгерской границе в районе Варошфёлда и Слободницы. Длина венгерского участка газопровода определена в 210 км, хорватского - 88 км. Была названа стоимость создания венгерского участка - 80 млрд. Ft.
Соглашение об инвестициях в проект FGSZ и Plinacro было подписано в 2009 году. Строительство обошлось в € 395 млн., из которых € 75 млн. дала хорватская Plinacro. В феврале 2009 года венгерскими властями было объявлено, что венгерская часть проекта газопровода получит поддержку ЕС в размере € 20 млн. Адриатический газопровод, таким образом, построен при относительно скромной финансовой поддержке Евросоюза. Однако в 2010 году стало известно, что проект венгеро-хорватского газопровода находится на контроле председателя Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Практические работы по строительству газопровода начались в сентябре 2009 года.
В январе 2010 года в Загребе по вопросу строительства газопровода состоялись переговоры премьер-министра Венгрии Гордона Байнаи с премьер-министром Хорватии Ядранкой Косор. Венгеро-хорватское межправительственное соглашение о строительстве газопровода от Адриатического побережья в Венгрию было достигнуто 22 июля 2010 года сразу же после прихода к власти в Венгрии Виктора Орбана и его партии Fidesz во время визита хорватского премьера Ядранки Косор в Будапешт. Были подтверждены фирмы-исполнители проекта: FGSZ Földgázszállító Zrt. с венгерской стороны и Plinacro d.o.o. со стороны Хорватии. Венгеро-хорватское соглашение, подписанное в июле 2010 года, помимо вопросов текущей деятельности, предусматривало условия технического обслуживания, реконструкции и приграничной деятельности, связанной с реагированием на чрезвычайные ситуации. В ноябре 2010 года было объявлено, что венгерская энергетическая компания MOL для строительства венгерского участка Адриатического газопровода протяженностью в 205 км. возьмет кредит в размере € 150 млн.
В декабре 2010 года во время визита в Загреб вице-премьера Венгрии Тибора Наврачича и его переговоров с премьером Хорватии Ядранкой Косор было заявлено, что газопровод служит не только интересам Венгрии и Хорватии, но и всей Центральной Европы, выполняя функцию диверсификации поставок. Вслед за этим в январе 2011 года было подписано словацко-венгерское соглашение о строительстве газопровода между этими странами с намерением в ближайшем будущем подключиться к польской газораспределительной сети. Стратегический проект Брюсселя и Вышеградской группы сейчас выполняется.
3 августа 2011 года было объявлено о завершении строительства газового интерконнектора венгеро-хорватского газопровода в Слободнице на границе Венгрии и Хорватии. В венгерских СМИ сообщили о технических параметрах построенного Адриатического газопровода: диаметр трубы 800 мм, давление 75 бар, максимальный возможный объем транспортировки 19,2 млн. куб. метров в день. Газопровод может работать в оба направления. Но первоначально он стал служить делу поставки газа из Венгрии в Хорватию. Дальше предусматривалась возможность поставки газа из Хорватии в Венгрию после постройки терминала для СПГ на прибрежном хорватском острове Крка в Адриатическом море.
Строительство Адриатического газопровода проходило на фоне внешнеполитического скандала между Венгрией и Хорватией. Бывший премьер-министр Хорватии Иво Санадер был обвинен в получении взяток от Жолта Хернади - председателя правления MOL - компании, являющейся главным инициатором и исполнителем проекта Адриатического газопровода. В ходе расследования выяснилась причастность к делу Санадера российского олигарха Михаила Гуцериева. Подобное обстоятельство вновь возбудило подозрение, что дело Санадера инициировано Москвой с целью нейтрализации проекта Адриатического коридора. С подобной же позиции некоторыми экспертами расценивалось дело "Сургутнефтегаза" и MOL в Венгрии. За попыткой российской нефтяной компании утвердиться в собственности доли MOL усматривалось стремление России взять под контроль региональные энергетические проекты, инициируемые венгерской компанией. Венграм удалось успешно отразить это устремление. После того, как выяснилось, что после всех споров Москвы и Будапешта российский газопровод "Южный поток" пройдет по территории все-таки Венгрии, а не Хорватии, президент последней Иво Йосипович публично вынужден был признать, что венгры по всем статьям переиграли хорватов, а неосмотрительная политика Хорватии и череда ошибок вызвали недовольство российских инвесторов, за которые Хорватии приходится расплачиваться.
Украинско-брюссельские игры вокруг венгеро-хорватского Адриатического газопровода стартовали в начале 2013 года. 14 марта 2013 года Пал Ковач - ответственный за энергетику госсекретарь Венгрии в правительственном интервью на вопрос "Примет ли Венгрия участие в строительстве терминала сжиженного газа в Хорватии?" ответил: "Естественно да, в большей степени это касается хорватской стороны. Эта инициатива вызывает особое внимание Брюсселя, поскольку затрагивает не только страны Вышеградской группы, но и дает значительные экономические и стратегические преимущества от присоединения к новым ресурсам газа Украины".
26 октября 2013 года еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер и украинский министр энергетики Эдуард Ставицкий в Брюсселе объявили, что Украина заключила соглашение с Европейским Союзом о создании для Украины через Венгрию и Хорватию маршрута "газового коридора" в "обход России" с перспективой подключения к терминалу СПГ на острове Крка в Адриатике и Трансадриатическому трубопроводу (Trans Adriatic Pipeline, TAP). Таким образом, получается, что созданный 19 сентября 2013 года консорциум по разработке месторождения в Каспийском море "Шах Дениз" с транспортной мощностью газопровода в 10 млрд. кубометров азербайджанского газа будет частично отдавать этот объем вместо Греции и Италии - Украине. Заметим, что европейские эксперты, комментируя создание консорциума, сразу же предупредили, что мощностей TAP не хватит даже на Центральную Европу. Спустя месяц речь в Брюсселе зашла о подключению к TAP даже Украины, не говоря уже о центральноевропейцах. Из заявлений, сделанных в Брюсселе, следует, что будет какое-то дополнительное строительство по линии существующего венгеро-хорватского Адриатического газопровода для обеспечения мощностей в пользу Украины. Однако в опубликованном 15 октября 2013 года списке 250-ти энергетических проектов Евросоюза Адриатический газопровод не упоминается.
Таким образом, брюссельские заявления о создании некоего Адриатического коридора для Украины являются блефом. Украина просто хочет сесть на существующую мощность, созданную хорватами и венграми в 2011 году. Поэтому ключевое значение для проекта имеет строительство терминала сжиженного газа на острове Крка в Хорватии. Деньги на него обязательно должен дать Евросоюз, поскольку финансовых средств на подобного рода проекты нет ни у венгров, ни у хорватов, ни, тем более, у украинцев. Собственно Евросоюз из своего бюджета запланировал на всю совокупность своих энергетических инфраструктурных проектов потратить с 2014 по 2020 год € 5,85 млрд. Даст ли денег на хорватский проект Германия? Без строительства терминала сжиженного газа на острове Крка в Хорватии этой стране неинтересен разворот поставок с юга на север. Потребности Венгрии в максимальном значении исчисляются примерно в 10-12 млрд. куб. метров газа в год. В 2011 году Венгрия приобрела у "Газпрома" 6,3 млрд. куб. метров, Словакия - 5,8 млрд., Хорватия - 1,1 млрд. куб. метров. Пропускная способность венгеро-хорватского газопровода составляет 6,5 млрд. куб. метров газа. Потенциально он может обеспечить минимальные потребности Венгрии в газе.
Проект создания Адриатического газового коридора Украины с Венгрией и Хорватией имеет, в первую очередь, пропагандистский адресованный населению этой страны посыл в духе известного лозунга "Запад нам поможет". Проект специально получил общественную огласку за месяц до предполагаемого подписания Украиной ассоциативного соглашения с ЕС. Заявленное Киевом предполагаемое подписание меморандума между главами правительств Хорватии, Венгрии и Украины об "Адриатическом газовом коридоре" должно демонстрировать дрейф Украины в регион Центральной Европы.
Однако у означенного дела есть частная региональная венгерская составляющая. Принятая Венгрией стратегия ее энергетической политики в качестве цели определяет необходимость максимально использовать географическое положение страны в регионе. После того, как венгерское правительство отбило попытку русских утвердиться в MOL, оно еще установило национальный контроль над оптовой и розничной торговлей газом на внутреннем рынке Венгрии. Венгерское правительство выкупило внутренний газовый рынок у германской энергетической компании E.On. В связи с этим венгерское руководство, в частности, заявило, что оно извлекло для себя урок из событий в Болгарии. Национальный контроль за внутренним энергетическим рынком нужен Будапешту для поддержания социальной и политической стабильности в стране. С января этого года Венгрия запустила проект региональной биржи торговли газом. 6 ноября 2013 года, т. е. в день, когда украинский премьер Азаров "грозил" Москве хорвато-венгеро-украинским меморандумом, в Будапеште было объявлено, что к продажам газа на внутреннем рынке Венгрии будет допущен украинский холдинг DTEK из донецкого System Capital Management, принадлежащего известному украинскому олигарху Ринату Ахметову.
Происходящее сейчас в Брюсселе, Будапеште и Киеве позволяет заподозрить, что "скоро" именно венгры станут важными поставщиками природного газа на подписавшую ассоциативное соглашение с Евросоюзом Украину. Под видом "адриатического газа" Киеву предложат российский газ из газопровода "Южный поток". Реверсные дела явно понравились венграм. Посредником же в организации очередной газовой аферы на Украине выступит именно Ринат Ахметов. Источник: ИАП Империя.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 421
Рейтинг поста:
Да никакой перемоги. Просто наглядный пример, что тот же газ из Европы дешевле российского хоть и ненамного. Тут другой вопрос, а почему он дешевле? Ведь расстояние он преодолевает больше, чем от России до Украины. Это по сколько Россия продает газ в Европу, если после транспортировки и дополнительной наценки продавцов, он все равно дешевле российского для Украины?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 253
Рейтинг поста:
Разница в цене впечатляет Эпическа перемога над клятыми москалями, однако
Просто шедеврально:
отсюда: http://i-m-ho.livejournal.com/1397715.html
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 421
Рейтинг поста:
Ну вот вам пример
газ
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 253
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 40
Рейтинг поста: