Съезд муниципальных образований поначалу планировалось провести в статусном месте, по соседству с Кремлем – в Гостином Дворе. Здесь часто проводит свои мероприятия партия власти. Предполагалось участие в работе форума президента...
Но позднее выбор пал на огуречную столицу России – Суздаль. Муниципальные лоббисты приуныли. Во-первых, понизились шансы, что на съезде будет Путин. А без его участия «порешать вопросы» будет сложнее.
Во-вторых, что хорошо для Международного праздника огурца, который проводится в Суздале ежегодно с прошлого века, то не годится для серьезного разговора о распределении полномочий между уровнями власти и финансовом обеспечении этих полномочий. А именно на такой разговор и рассчитывали 500 делегатов, заявленных организаторами съезда в Суздале.
В четверг стало известно, что Путин на съезд в Суздаль не успевает, но с делегатами все-таки пообщается. С некоторыми из них. В Кремле. Эта новость безусловно не добавила делегатам оптимизма. Но когда делегаты, приглашенные в Кремль, увидели, что во встрече с президентом принимает участие министр финансов Антон Силуанов, их лица вновь просветлели: а вдруг дадут денег? Однако радостное предвкушение длилось недолго. Рядом с главой Минфина на стул присел генпрокурор Юрий Чайка. Зато присутствие первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина гарантировало, что Минфин муниципалов обижать не будет. Володин участвовал в семинарах, организованных администрацией для мэров и губернаторов.
Встречу с делегатами Путин начал со строки из Александра Солженицына. «Прямая задача муниципалитетов – «живо содействовать росту местной нестесненной экономической инициативы», — процитировал писателя президент. И в дальнейшем был вынужден несколько раз возвращаться к теме муниципальных финансов, налогооблагаемой базы и межбюджетных трансфертов. Тема финансового наполнения муниципальных мандатов в очередной раз стала главной.
Для начала Путин признал, что межбюджетные отношения строятся по принципу «там отрезал, здесь чуть-чуть прибавил». И это, разумеется, не тот принцип, на который стоит опираться муниципалитетам в своей работе.
«Наша общая задача — найти баланс между объемами полномочий и объемами ресурсов муниципалитетов», — сказал Путин, добавив, что этот баланс, похоже, придется искать еще долго.
Сейчас обязательства муниципального уровня власти закреплены в 200 федеральных законах. Муниципалитеты занимаются всем, чем угодно: от розыска владельцев безнадзорных животных до сбора страховых взносов.
По словам Путина, следует четко закрепить конкретные обязательства за каждым уровнем власти, провести инвентаризацию полномочий. И под весь объем полномочий выделить необходимые ресурсы.
Особенно нуждаются в финансовой поддержке сельские поселения. «Сейчас этот уровень власти фактически беспомощен. Обязательств масса, а ресурс минимальный. Власти сельских поселений объективно обречены на невыполнение своих обязательств», — констатировал Путин.
Но отсутствие денег – не оправдание, уверен президент. «Можно бесконечно жаловаться и на пробелы законодательства, и на и на отсутствие средств и стимулов. Сложности есть везде. Но успеха добивается тот, кто работает», — резюмировал Путин и предложил перейти к вопросам и ответам.
Съезд муниципальных образований (их в России 23 тысячи) проходит в юбилейный для российского самоуправления год. Прошло 10 лет со дня принятия закона об общих принципах организации местного самоуправления. А 15 лет назад Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. Но из выступлений делегатов, приглашенных в Кремль, складывалось впечатление, что базовые документы, регламентирующие деятельность муниципального уровня власти, были приняты только вчера.
Первым с ответным словом выступил мэр Хабаровска Александр Соколов. Он сразу напомнил Путину о его выступлении на предыдущей встрече в октябре. «Когда вы нам сказали, что денег нет, мы это восприняли как руководство к действию. Мы и не просим денег», — примирительно сказал Соколов.
Но затем пожаловался на то, что федеральный центр постоянно срезает дополнительные доходы, которые с таким трудом находят муниципалитеты. Результат такой политики — доходов стало в два раза меньше, чем необходимо для выполнения возложенных на муниципалитеты обязательств.
На нехватку денег пожаловался Путину и глава Обнинска Александр Авдеев. По его подсчетам, половина всех доходов от налогов уходит на федеральный уровень, 30–35% — на региональный, остальное достается органам местного самоуправления. «Но даже и в таких условиях можно работать, развиваться, если федеральная власть перераспределит налоги», — выразил мнение Авдеев и предложил вообще убрать льготу по местному налогу на имущество для федеральных учреждений и компаний с госучастием.
Кроме того, необходимо ускорить введение единого налога на недвижимость и объявить мораторий на прокурорские проверки, добавил глава Обнинска. По мнению Авдеева, важнее даже не ограничение проверок, которые беспрестанно учиняют региональные прокуроры, а финансовые требования, которые предъявляют прокуроры по итогам таких проверок: построить дорогу, открыть детсад. «Они требуют, выписывают предписания, а у муниципалитета на это просто денег нет», — сказал Авдеев.
По ходу его выступления Путин делал заметки и предложение по финансовым последствиям проверок одобрил. «Мораторий объявлять не будем, лучше будет передать предписания на региональный уровень и требовать их выполнения с регионов», — сказал Путин. А количество проверок согласился ограничить одним разом в два года.
По поводу введения единого налога на недвижимость Путин напомнил, что тот будет установлен с 2015 года с пятилетним переходным периодом – для тех регионов, в которых не созданы земельные кадастры. «Но только не вздувайте потом налог до небес, аккуратнее надо, а то уничтожите все стимулы для развития», — предупредил президент.
Ольга Злыднева из муниципального поселения Чулошное Курганской области даже расплакалась, когда взяла в руки микрофон. Люди уезжают из села, начала Злыднева, нет работы, а натуральным хозяйством не проживешь. Бабушки и дедушки, которые остались на селе, не получают квалифицированной медицинской помощи, таблеток даже негде купить. И муниципалитет ничем помочь не в состоянии – нет денег.
Увидев, что Злыднева сейчас расплачется, Путин предпринял отвлекающий маневр. Он спросил, кем до выборов в муниципалитет работала Злыднева. Оказалось, что учительницей. «Может, зря ушли из школы, там сейчас зарплату прибавили», — разрядил обстановку президент. Делегаты заулыбались, а Злыднева овладела наконец своими эмоциями. Она сообщила, что разволновалась из-за того, что впервые выступает с речью в Кремле. А казалось, что она прослезилась из-за судьбы сельских пенсионеров.
«Предлагаю сократить полномочия, за которые мы не можем отвечать», — твердо резюмировала Злыднева.
Путин пообещал подумать.
«В любом нечистом болоте всегда найдется бешеная лягушка…» — начала свое выступление глава Прокопьевского района Кемеровской области Наталья Шабалина, и по лицам участников встречи было заметно, что никто из них не понял, про какую часть муниципальной деятельности хочет рассказать их коллега. «Откроешь прессу, а там только и пишут, что чиновник вор, жулик…» — негодовала Шабалина.
«Может, не в болоте, а где-нибудь в другом месте поискать?» — предложил Путин.
«А где фильмы, положительные телепередачи о работе муниципального служащего, чиновника?» — не сдавалась глава района.
«Насчет положительного имиджа… У нас все так – то в одну крайность бросаются, то в другую», — отреагировал Путин. Было заметно, что он размышляет, соглашаться ли с оценкой кемеровчанки.
Уже с места и без микрофона Шабалина продолжила выступление. Она предложила Путину утвердить и профинансировать в СМИ федеральную целевую программу по созданию благоприятного имиджа чиновника.
«Нет, ну ФЦП — это такая большая штуковина, есть другие инструменты», — засомневался Путин. Он пообещал проработать предложения делегатов. Государственная и муниципальная власть должны работать как одна команда, резюмировал президент...
Рустем Фаляхов
www.gazeta.ru Источник: discred.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 370
Рейтинг поста:
--------------------
Храни Нас Бог - если больше некому.