Для того чтобы стать полноценным членом, Киеву не только нужно полностью реформировать государственные институты, но и потратить 165 миллиардов евро на техническую модернизацию. Но это не все. Свободный рынок означает полный развал неконкурентоспособного украинского производства и сельского хозяйства, как это уже произошло в Польше, Болгарии, Румынии, Латвии и Литве, и заполнение внутреннего рынка западноевропейскими товарами. Зачем это Украине и какова истинная плата за членство в европейском клубе для остальных бедных восточноевропейских «пиноккио»? Почему мечта о сытой европейской жизни приводит их в «Евроболванию»?
После развала СССР бывшие члены соцлагеря недолго наслаждались своей независимостью. Геополитическое положение, историческая мотивация или неспособность самостоятельно выстроить эффективную систему экономики ориентировали их на Запад. С другой стороны, сам Евросоюз отчаянно нуждался в новых рынках, для чего Брюссель и начал активно завлекать новых членов. При этом население мало кто спрашивал. В любом случае, у большинства представление о членстве было связано лишь с более высоким уровнем жизни и возможностью свободно перемещаться по Европе. Для многих стран это обернулось катастрофой. Польша, Болгария, Румыния, Латвия, Литва, Эстония лишились своего кадрового потенциала. Разрушение национального производства и сельского хозяйства привело к колоссальной безработице, от которой молодежь бежала в благополучные страны Старого Света в надежде заработать. А в итоге пополнив там ряды прислуги и дешевой рабочей силы.
Экономически закабалив и обескровив новые члены, Евросоюз отнюдь не наделил их равными со всеми правами. Скорее, они играют роль колоний, куда сбывается товар и откуда выкачиваются ресурсы, в том числе в виде налогов. Внешне существующий по принципу консенсусного решения, на деле Евросоюз существует в интересах сильнейших. И если французский крестьянин получает дотации в размере 450 евро за гектар, то латышский – 100 евро.
Украину такая перспектива не пугает. Да и четких расчетов относительно плюсов и минусов заключения соглашения об ассоциированном членстве, как и самого членства, очарованному населению никто не показывает. С другой стороны, согласно экспертным оценкам, даже ассоциированное членство станет губительным для украинской экономики. Уже в ближайшее время прогнозируется сокращение ВВП на три процента.
Глава кафедры европейской интеграции российского МГИМО (Институт международных отношений) Николай Кавешников говорит о том, что ЕС фактически стал гравитационным центром для европейских стран, пока остающихся за его пределами.
«Украинские политики и значительная часть украинского общества выбирают сердцем. Они хотят жить так, как живут в странах Европейского союза».
Скачать аудио файл
Между тем перспективы не выглядят радужными. Эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Денис Кирюхин согласен с российским коллегой.
«Мнения экономистов, даже тех, кто является сторонником подписания соглашения об ассоциации создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, склоняются к тому, что в ближайшей перспективе такое соглашение в экономическом плане будет невыгодно.
Под угрозой оказываются целые отрасли украинской экономики. В частности, самолетостроение, судостроение – те отрасли, которые тесно завязаны на сотрудничество Украины и России. И те отрасли, продукция которых экспортируется на постсоветское пространство, прежде всего в Россию. Потому что, если возникнут таможенные барьеры между нашими странами, для украинской экономики это будет не самая лучшая ситуация».
Закроются нескольких тысяч предприятий, практически все высокотехнологичные отрасли ждет ликвидация.Сельское хозяйство также будет поставлено на колени. Украина сможет беспошлинно ввозить не более 10 % от общих поставок зерна в ЕС в год. Ассоциация с ЕС не позволит выгодно поставлять зерно и другим странам и поставит крест на идее создать Зерновой союз с Россией и Казахстаном, который позволил бы экономить по 10-15 долларов на каждой тонне продаваемого зерна. Так что доступ Украины к 500-миллионному рынку ЕС будет не таким уж открытым. Зато ЕС сможет увеличить свой экспорт на Украину с 18 до 30 миллиардов евро в год, а если окончательно вытеснит украинскую продукцию с собственных прилавков - и до 45 миллиардов.
Все положительные стороны гипотетической интеграции Украины в ЕС лежат в отдаленном будущем, когда она, вероятно, сможет имплементировать элементы европейского законодательства, в частности судебную систему, избирательный закон и другие демократические институты. А пока украинское руководство готово проигнорировать явные экономические несостыковки.
Об опыте евроинтеграции Александр Мирский знает не понаслышке. Уже почти пять лет он занимает кресло депутата Европарламента от Латвии, страны, которая после вступления в ЕС оказалась в состоянии экономической депрессии. По его словам, в договоре об ассоциации очень много пунктов, которые просто невыгодны стране, подписавшей его. Путь этот прошла Латвия, напоминает политик. Радужные надежды сменились разочарованием. В результате пришлось свернуть огромную часть налаженного производства, обеспечивавшего ВВП страны. С другой стороны, ЕС вносит порядок и законность в зачастую коррумпированную и хаотичную систему управления. В этом плюс евроинтеграции, считает Александр Мирский.
Учитывая то, что экономика Украины очень сильно интегрирована в экономику России, Украине будет очень сложно без России. Экспорт, энергоносители завязаны на России, да и огромное число украинских гастарбайтеров на территории России могут пострадать от поворота Украины в сторону ЕС.
Между тем, заполучив выгодные условия для торговли и своего бизнеса на Украине, в Молдавии и других бывших советских республиках, ЕС возьмет паузу. Кризис в самом ЕС, рост антиевропейских настроений, предстоящие выборы в Европарламент, на которых прогнозируют победу большого количества евроскептиков, приведет в конечном итоге к свертыванию процесса расширения в ближайшие годы. Александр Мирский уверен в этом.
«Европейский союз в ближайшие 10-15 лет расширяться не будет. Будут вестись переговоры, будут с кем-то разговаривать и кого-то привлекать. Но это в общем декларативная политика. Хотят подписать договоры выгодные».
Украинский экспорт на Запад несопоставим с огромным экспортом в Россию. Поэтому в своем стремлении в ЕС украинские лидеры вовсе не руководствуются экономикой, считает руководитель центра стратегического анализа и прогноза Молдавии Сергей Назария. По словам политолога, мотивы такого стремления самые разные, нередко связаны с коррумпированностью чиновников.
«Им позволяют воровать. Разворовывать в том числе и гранты, и кредиты западные. Ну и наверняка они свои деньги держат в западных банках. А это тоже аргумент в пользу так называемой евроинтеграции. Хотя, к сожалению, происходит не евроинтеграция, а евродемагогия. Потому что разрушение собственной экономики не вяжется с интеграцией».
В Молдавии общественное мнение склоняется в пользу Таможенного союза с Россией. Однако власти, игнорируя это обстоятельство, преподносят союз Молдавии с ЕС как единственно возможный. При этом, что характерно, некая идеология снова превалирует над экономической аргументацией. Вот, например, слова одного из лидеров правящей коалиции Иона Хадырки:
"Европа с нами! Быть европейцем не просто по географическому принципу, это - колыбель наших предков! Наш выбор окончательный и не может быть изменен ни коммунистическими протестами, ни эмбарго, ни придирками к нам!"
Эффективность европейской демагогии демонстрирует даже Армения – страна, на 100 процентов завязанная на сотрудничество с Россией. Там тоже посматривают на Запад и ведут переговоры с главным инициатором перетягивания в ЕС российских союзников – Литвой, которая в рамках саммита ЕС планирует провести и саммит «Восточного партнерства».
Всю силу заблуждений в духе сказки Коллоди демонстрирует тот факт, что Армения собирается парафировать соглашение об ассоциированном членстве с ЕС, но при этом намерена сочетать его с одновременным участием в Таможенном союзе с Россией. Питать подобные надежды Ереван вынуждает весьма непростое положение. Вот что говорит об этом корреспондент газеты "Республика Армения" Ирина Агроян.
«У нас четыре соседа, с двумя из которых – Турция и Азербайджан – нет никаких отношений. Международные санкции по отношению к Ирану блокируют Армению с этой стороны. Единственная дорога связывает нас с внешним миром через Грузию. Многие отрасли бесперспективны из-за отсутствия общей границы с Россией. Да, это наш основной партнер и инвестор».
И, несмотря на отсутствие границы с Россией, на высшем уровне принято решение о вхождении Армении в Таможенный союз.
«Армения просто не может позволить себе роскошь остаться в стороне от этого процесса. Для нас интеграция в ТС в этом плане более перспективная. У нас все-таки вектор развития – Таможенный союз.
У Армении огромная диаспора на Западе. И значительные инвестиции приходят в Ереван из стран Западной Европы. Это одна из причин, по которой она продолжает смотреть в сторону ЕС».
Впрочем, там не очень верят в то, что Брюссель сможет стать серьезной опорой в сохранении безопасности в регионе, что чрезвычайно важно для Армерии в контексте ее конфликта с Азербайджаном и Турцией. А не очень большое рвение ЕС в решении проблем в своих восточных владениях – лишнее тому доказательство.
Например, ситуация с сирийскими беженцами в Болгарии остается крайне напряженной, говорит профессор экономических наук Нина Дюлгерова:
«Плохо то, что мы являемся границей Европейского союза. Мы не получаем той защищенности, которая нужна нам. У нас большая проблема с вопросом беженцев из Сирии. Это та проблема, которую мы сами не можем решить, а Брюссель еще не начал серьезно решать».
По словам болгарской журналистки Светлы Миховой, суверенитет стран-членов оказывается ограничен, а поддержки со стороны ЕС нет. Болгары разочарованы своим членством в ЕС. После выполнения всех условий, которые были выдвинуты Брюсселем, никакой отдачи они не получили. Как и Румыния, Болгария находится на грани выживания. Особенно пострадали сельхозпроизводители, так как хлынули более дешевые македонские и турецкие товары.
Сейчас западные компании забирают у Болгарии и Румынии фактически последнее – золотодобывающие рудники. Румынские рабочие пытаются бастовать против скупки рудников западными компаниями, но это вряд ли поможет. Наносится серьезный ущерб природе, а местные жители не получают никакой выгоды от этого производства. Пока эти шахты были государственными, прибыль была ощутимой.
И все же желание быть частью целого, надежда на доброго «дядю» и страх остаться аутсайдерами сильнее любых прагматических соображений. В одиночку нам было бы сложнее решать вопросы, хотя о негативных моментах можно говорить бесконечно, признается Нина Дюлгерова. И снова: Болгария продолжает жить надеждой на получение финансовой помощи из Брюсселя. Каждая из стран надеется, что европейская предвыборная кампания завершится удачным распределением немалых финансовых средств именно в ее пользу. А демагогия продолжает побеждать здравый смысл.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А как? Как живут в странах Европейского союза?
Мне это напоминает чем-то "воспоминания о прошлых жизнях (воплощениях)".
Все - ну просто все - в прошлой жизни были или фрейлинами двора, или военоначальниками, мушкетерами, куртизанками, князьями и царицами...
А кто ж , извините, полы мыл и дерьмо вывозил? А землю пахал и в шахтах корячился ? В мастерских ремесленных горбился ? А?
Так вот и с Европой этой.
Подумайте, может вы на своем месте,дома, живете лучше, чем они такие же, не топ-менеджеры и адвокаты, а простые люди!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 433
Рейтинг поста:
Ой,не выйдет!!!Станет страна очередной нищей колонией,как и все,кто уже вступил.
"мотивы такого стремления самые разные, нередко связаны с коррумпированностью чиновников."
Истину глаголит. В эстонии коррупция зашкаливает,даже Россия в подметки не годится.
Все правильно в статье.
Кто вступил,уже наелись до изжоги