Что сулит Армении интеграция с Таможенным Союзом
Таможенный союз – взвешенный и прагматичный выбор армянского руководства. Что он сулит Армении, к чему приведет республику интеграционный выбор и о чем не должны забывать рьяные западники в Армении.
Борьба за сферы влияния во все времена оставалась неотъемлемой частью истории человечества. Всегда существовали сверхдержавы и малые государства, являвшиеся «разменной монетой» между первыми. После распада Советского Союза произошло максимальное ослабление новых независимых республик и усиление позиций западных держав в них, в первую очередь США.
Находясь на грани распада и гражданской войны в 90-е годы ХХ века, Российская Федерация оказалась не в состоянии интегрировать вокруг себя республики бывшего СССР. А между тем это территории, находящиеся на протяжении веков в сфере влияния России. Однако с укреплением и развитием РФ после прихода к власти Вдадимира Путина в Москве всерьез взялись за восстановление дружеских отношений с соседями.
Ввиду того, что до сих пор сохраняется сильное влияние США и ЕС на постсоветском пространстве, идеи реинтеграции в рамках Таможенного и Евразийского союзов встречают сильное сопротивление. Особенно ярко это прослеживается на примере Грузии, Азербайджана, Украины и др., где за последние 20 лет твердо обосновались прозападные силы. Следует отметить, что особняком здесь стоит Армения.
Республика Армения — государство, следующее комплиментарной политике, т.е. поддерживанию дружеских отношений как с РФ, так и со странами Запада, где проживают крупные армянские диаспоры. В Ереване находится второе по величине американское посольство, Ереван получает многомиллионную помощь от США и ЕС.
Армения с 1991 года провозгласила своей задачей приобщение к общеевропейским ценностям, поскольку относит себя к западной цивилизации. Вместе с тем, взаимоотношения со странами запада ограничены лишь гуманитарной сферой и сферой экономики.
В то же время основным внешнеполитическим партнером Еревана с момента провозглашения независимости бессменно являлась Россия. Армения видит в лице РФ своего защитника от радикальных идей пантюркизма.
Находясь в блокаде со стороны Турции и Азербайджана, Армения стала единственным военным союзником России в регионе Южного Кавказа, где существует российская 102-я военная база. На фоне усиления напряженности между Россией и странами Восточного партнерства, Армения стала на данный момент единственной республикой, отказавшейся от евроинтеграции в пользу Евразийской.
Налицо победа российского вектора. Резкий поворот президента РА Сержа Саргсяна в Москве в отношении Таможенного союза (ТС) стал большим сюрпризом для большинства армянских, российских и европейских граждан. Вот почему существует немало аналитиков, как российских, так и армянских, которые сомневаются в искренности намерений Армении, мол, это дипломатическая уловка.
Ведь еще за несколько дней до приезда г-на Саргсяна в Москву председатель правительства РА Тигран Саркисян, замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян вновь подчеркнули приверженность евроинтеграции.
Именно подобная нестыковка внутри самой армянской элиты внесла большой спорный резонанс среди политологов. Для более глубокого понимания позиции Армении (а именно в чем причины такого резкого поворота в сторону ТС? И что в действительности важно для Армении: евроинтеграция или евразийская интеграция?) необходимо изучить выгоды и потери Армении в одном и другом случае.
С экономической точки зрения за последние три года происходит постоянное увеличение экспорта армянских товаров в страны ТС (25 % от всего экспорта). Если в 2012 году экспорт РА вырос в целом на 3,9 %, то экспорт в РФ увеличился на 20 %. Тенденция к росту сохраняется. Причем на этом фоне происходит постоянное падение экспорта в страны ЕС (за 10 лет с 38% до 8 %).
К примеру, алкогольная продукция (коньяк, вино, водка) пользуются особой популярностью в странах ТС (и СНГ в целом). На российских рынках увеличиваются товары пищевой промышленности: соки, вода, джемы, компоты и др.
Вступление РА в ТС сулит ей экономию более $ 140 млн./год за счет снижения на 30 % цены на газ (с 270 $ до 180 $). По подсчетам Евразийского банка развития ежегодный рост ВВП РА составит 4 – 4,5 % в течение 2 лет. Качественные изменения произойдут также для мигрантов. Будут отменены квоты и лицензии. В 2012 году из $ 1,7 млрд. трансфертов, $ 1,4 млрд. были переведены в Армению из России, а это 15 % ВВП республики.
Вступление в ТС для РА – это крупные целевые инвестиции для решения транспортных и энергетических задач (15 млрд. руб.). При этом объем накопленных российских капиталовложений в экономику Армении за период с 1988 года по состоянию на конец сентября 2012 года достигли $ 3,2 млрд. (в т.ч. прямые – $ 2,4 млрд.).
По объему чистых запасов иностранных инвестиций в реальном секторе экономики Армении по состоянию на конец сентября 2012 года Россия занимает первое место, доля которой составляет 55,8 % от всего накопленного объема иностранных инвестиций и 58,7 % от всего накопленного прямых иностранных инвестиций.
Для осознания перспектив нахождения в ТС для РА, безусловно, необходимо рассмотреть итоги ее 3-летнего существования. Товарооборот между участниками вырос на 9 %. В первый год оживился товарооборот между РФ-Белоруссией и РФ-Казахстаном. В последующем произошло сбалансированное развитие между остальными участниками, приведшее к невероятным результатам.
Между Белоруссией и Казахстаном произошло увеличение товарооборота в 10 раз, учитывая, что в советские времена белорусские товары не появлялись в Казахстане. Это залог снятия экономических барьеров, что также ожидает РА в случае вступления в эту организацию.
В случае же ассоциативного партнерства и дальнейшей евроинтеграции Армению ждет спад в развитии экономических отношений со странами ТС и Россией (как с крупнейшим экономическим партнером) в частности. Для защиты своей экономики от конкуренции с ЕС, России придется ввести таможенные барьеры с РА, которые отсутствуют с 1993 года. Кроме того, в случае наличия пунктов о развитии военной сферы, противоречащих ОДКБ, во взаимоотношениях между РФ и РА могли бы произойти коренные изменения, вплоть до пересмотра членства РА в этой организации.
По подсчетам европейских аналитиков, Армению ждет рост ВВП на 2,3 % в год, что уступает ТС (4 – 4,5 %). Кроме того, расширение ЕС и целенаправленная евроинтеграция, проводимая с конца 1980-х носит больше политические, нежели прагматичные экономические цели. Единственной задачей всего западного мира была дезинтеграция СССР и восточно-европейских стран Социалистического блока. Несмотря на устные обещания США о прекращении расширения НАТО на восток, произошло обратное. Даже в некоторых странах бывшего СССР теперь развеваются флаги североатлантического альянса.
Вместе с тем, рвение многих стран в лоно ЕС не означало улучшения или решение насущных вопросов. Во многих страна Восточной Европы теперь все чаще слышатся призывы к выходу из ЕС. Греция, Португалия, Италия, Болгария, Румыния находятся в глубокой стагнации, и только лишь кредиты помогают остаться их экономикам на плаву. Учитывая эконоические показатели стран бывшего СССР, которые менее развиты, нежели государства Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия), им следует пересчитать выгоды и трезво взглянуть на существующие реалии.
По иронии судьбы ни один из путей (ЕС, ТС (ЕАС)) на данный момент не гарантирует Армении скорый выход из международной изоляции, поскольку не имеется общей границы ни с одним экономическим блоком. Турция отказывается открывать границу, Грузия стремится в ЕС и НАТО, с Азербайджаном сохраняется нерешенный Нагорно-Карабахский конфликт. Однако неимение общей границы со странами-членами ТС не является непреодолимой преградой, поскольку существуют примеры Калининградской области РФ и успешного военного сотрудничества РФ и РА при отсутствии общей границы.
Безусловно, это определенная сложность, но никак не преграда, особенно в связи с участившимися в последнее время разговорами о скором открытии железной дороги Армения-Грузия-Абхазия-Россия, закрытой со времен начала грузино-абхазского конфликта.
РФ уже давно модернизировала железнодорожные пути Абхазии. В скором времени пройдут выборы в Грузии. Аналитики не сомневаются в смене антироссийской политики на более прагматичную. В РФ уже снято эмбарго на грузинские товары, а власти в лице Владимира Путина неоднократно заявляли о готовности к установлению нормальных добрососедских отношений с Грузией. Для Грузии это более чем выгодный экономический сценарий.
Хотелось бы отметить, что несмотря на ослабление позиций России за последние 20 лет, в армянском обществе пророссийскую линию (за присоединение к ТС) поддерживает 65 % населения. Подобная динамика не является беспочвенной. Традиционно Армения является одной из немногих стран, которые с глубоким почтением и любовью относятся к России. Так сложилось, что именно Россия стала освободителем армянского народа от векового чужеземного гнета беков и ханов.
Ярким показателем тому являются слова великого армянского писателя Хачатура Абовяна, свидетеля освобождения Эривани (совр. Еревана) от персидской ханской власти.
«Солдаты стали входить (в крепость – ред.), а в тысяче мест, в тысяче окон люди не в силах были рот раскрыть, — так душили их слезы. Но у кого было в груди сердце, тот ясно видел, что эти руки, эти застывшие, окаменевшие, устремленные в небо глаза говорят без слов, что и разрушение ада не имело бы для грешников той цены, как взятие Ереванской крепости для армян…»
Память о тех славных временах жива в сердцах армян, именно этим объясняется приверженность РА интеграции с Россией и партнерами по ТС. Именно этим объясняется шаг президента Армении Саргсяна, колеблющегося на протяжении нескольких лет, но сделавшего выбор в пользу ТС.
Состоявшееся накануне в Минске заседание Высшего евразийского экономического совета утвердило проект решения о присоединении Армении к Таможенному союзу и Единой экономической зоне. Что касается ЕС, безусловно, диалог Еревана и Брюсселя продолжится и впредь, однако и в несколько ином ракурсе. По всей видимости, в Вильнюсе будет подписан некий документ («декларация») в 1 – 2 страницы, в котором будут лишь зафиксированы результаты 4-хлетней работы РА – ЕС в борьбе с коррупцией, защиты прав человека, демократических реформ.
Наконец, многим армянским рьяным «западникам» нужно помнить, что в истории Армении еще ни разу кооперация с Европой или США не приводила к положительным результатам. Первым в этом убедился Исраел Ори, последними наши прадеды в 1918 – 1920 годах, когда из-за отказа США от мандата на Армению, она оказалась разделена, последствия чего ощущаются до сих пор.
Тигран МАНАСЯН, политолог
Kavpolit.com
Рейтинг публикации:
|