Попытка перетянуть Турцию в Таможенный союз может создать дисбаланс внутри евразийского мира, болезненно возвращающегося к процессу политико-экономической и культурной реинтеграции
24 октября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске, заявил о необходимости распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и расширить Таможенный Союз за счет принятия в него новых членов. «Эта организация нам не нужна, надо закрывать, это точно», - считает казахстанский лидер.
Глава российского государства и один из отцов-основателей Евразийского экономического союза Владимир Путин так не считает. Он заявил, что не стоит спешить с ликвидацией ЕврАзЭС.
Однако глава российского государства и один из отцов-основателей Евразийского экономического союза Владимир Путин так не считает. Он заявил, что не стоит спешить с ликвидацией ЕврАзЭС. Очевидно, что некоторые страны-участницы сообщества понесут потери с ликвидацией этого союза.
Проект ЕврАзЭС предполагает формирование «ряда наднациональных органов», таких как:
- Совет глав республик и глав правительств Евразийского союза (ЕАС) - высший орган политического руководства;
- Парламент ЕАС - высший консультативно-совещательный орган Союза;
- Совет министров иностранных дел ЕАС - координация внешнеполитической деятельности;
- Межгосударственный исполнительный комитет - постоянно действующий исполнительно-контролирующий орган;
- Информационное бюро Исполкома ЕАС;
- Совет по вопросам образования, культуры, науки - формирование согласованной политики в этой области.
В случае упразднение ЕврАзЭС, которое фактически и юридически породило Таможенный союз, прекратят свое существование и все проекты, связанные с развитием этого экономического союза. Переход к Таможенному союзу проходит поэтапно. Тем более странно было услышать столь радикальное предложение со стороны консервативного политика, коим является Назарбаев.
Но еще более неожиданным оказалось обсуждение им возможности вступления в Таможенный союз Турции, президент которой якобы обратился к казахстанскому лидеру с подобной идеей. Наивно полагать, что страна-член НАТО, верный союзник США и Запада, смогла бы участвовать в интеграционных процессах евразийских государств, кои в лице России и Белоруссии являются геополитическими противниками Запада и их союзников - включая саму Турцию.
Вполне вероятно, что даже при гипотетической возможности вступления Турции в Таможенный союз ее роль будет сводиться лишь к экономическому сотрудничеству. Но в том-то и дело, что в рамках интеграционных объединений внутри евразийского пространства, в котором центральную роль играет и будет играть Россия, экономика - лишь материальная база. Существуют и другие не менее важные стороны объединения евразийских стран, такие как общая политико-идеологическая ориентация государств-союзников, близкие культурные особенности на основе единого международного русского языка, совместная история и др.
Государство-оппонент в геополитическом смысле, привязанное к политике Соединенных Штатов Америки, поддерживающее стремления религиозной идеологии к первенству в ближневосточном регионе, тяготеющее к неоосманскому принципу достижению лидерства в арабо-мусульманском мире, включая традиционно исламские территории России и Северный Кавказ, - по определению неспособно влиться в полноценный интеграционный механизм и стать органичной частью объединения.
Другое дело, Индия. Ее присутствие могло бы дать Таможенному союзу новую жизнь и новые горизонты, помочь смоделировать будущую интеграцию народов и стран в планетарном масштабе.
В этом контексте Турция может стать лишь «троянским конем» для Таможенного союза. Попытка перетянуть в Союз это государство может создать дисбаланс внутри евразийского мира, болезненно возвращающегося к процессу политико-экономической и культурной реинтеграции.
Стремления Турции сформировать тюрко-азиатский полюс влияния на евразийском пространстве, официально иметь возможность участвовать во внутриполитической деятельности народов России, Украины и Средней Азии, выливаются в попытки проникновения в союзы, чуждые ей по существу проводимой политики. Этого не может не понимать Путин, предложивший не делать резких движений в направлении интеграции и реорганизации отдельных системных сегментов Евразийского союза.
Наверняка президентской стороной с недоверием будут восприняты и псевдоинтеграционные поползновения Турции, терзающейся тщетным стремлением вновь повториться в истории сильной и влиятельной Османской империей. Но во второй раз история, как известно, может повториться лишь как фарс, а для Евразийского союза стать трагедией - если вовремя не ограничить места для потенциальных кандидатур.
К счастью, видимо, касательно членства Турции в Таможенном союзе дело дальше разговоров не пошло: на следующий день после озвученной инициативы Назарбаева в СМИ просочились сведения, что турецкие власти не получали официального предложения о вступлении в Союз России, Белоруссии и Казахстана.
Другое дело, Индия. Ее присутствие могло бы дать Таможенному союзу новую жизнь и новые горизонты, помочь смоделировать будущую интеграцию народов и стран в планетарном масштабе. Политика Индии независима, ее отношения с Россией развиваются в русле взаимных интересов и общего видения мировых проблем и глобальных перспектив. О возможном сближении с Индией в рамках Таможенного союза упоминалась лидерами стран Евразийского союза, что является первой ласточкой всемирного объединения стран, сохраняющих баланс сил в отношениях с атлантистским и проатлантистским геополитическими полюсами.