От того что термин «модернизация» сейчас занимает меньше места в официальной риторике, необходимость в ней меньше не стала. Проблема нашего отставания нисколько не ослабла. По моему мнению, у нас осталось пять—семь лет, чтобы провести модернизацию экономики с наименьшими потерями. Если упустим время, все наши демографические, социальные, инфраструктурные и технологические трудности сплетутся в такой тугой узел, что развязать его будет очень сложно.
«Острые углы», которые всегда существовали в России, сейчас еще больше заостряются. Это, прежде всего, инфраструктурная изношенность экономики страны: энергосети, железные дороги, ЖКХ и т.д. Все это нужно модернизировать и развивать. Для этого необходимо привлечение очень серьезных ресурсов, которых в настоящее время у одного только государства нет.
На примере нашей отрасли мы отчетливо видим, как страна становится все более и более импортозависимой. Если мы возьмем статистику, в 2013 году импорт алюминийсодержащей продукции на территорию России в пересчете на алюминий составит 450 тыс. т. Это при том, что общее потребление алюминия, как первичного, так и вторичного, в России составляет 1,1 млн т. А к 2017 году этот показатель составит 600 тыс. т, или 46,8% от российских потребностей. То есть доля импорта алюминийсодержащей продукции в России неприемлемо высока. И, как правило, все эти продукты — от двигателей для автомобилей до электроники и сложных строительных конструкций — являются высокотехнологичными. Российским производителям остается лишь низкотехнологическая ниша. Это говорит о том, что отставание перерабатывающих, наукоемких отраслей страны становится не просто угрожающим, оно создает угрозу стабильности и будущему страны в целом.
Импортозависимость превысила критический уровень. Строительная отрасль, авиация, автопром — все отрасли отечественной экономики страдают от одного синдрома.
Проблем добавляет усиление коррупционной составляющей. Реальная экономика задыхается от всевластия недобросовестных чиновников, подотчетных только самим себе. В результате частный бизнес, который в силу своей мобильности и эффективности по сравнению с государственными корпорациями только и может вытянуть страну в будущее, находится в состоянии деморализации. Некоторые эксперты утверждают, что практически каждый день закрывается одно производство.
Теперь позитив. Наша экономика является достаточно стабильной. Внешний долг и инфляция удерживаются на низком уровне. Поэтому ресурсы для удержания ситуации под контролем у государства существуют. Я не вижу предпосылок для какого-либо обвала, который может случиться в финансовой системе страны, ее экономике.
Судя по нашей отрасли, в стране немало хорошо управляемых крупных частных предприятий, причем не только сохранившихся с советских времен, но и созданных в 1990-е годы буквально с нуля. Ярким примером служат «Татпроф» и «Людиновокабель».
Наблюдая за организацией труда на этих заводах, получаешь эстетическое удовольствие. Ты видишь, как то что было создано с нуля, сегодня дает жизнь городам. Это вызывает колоссальнейшее уважение и служит источником оптимизма.
Тем не менее государство остается крупнейшим игроком в российской экономике. Растет влияние государства на экономику страны и на бизнес. Уже сейчас от 60 до 80% спроса в ряде алюминийпотребляющих отраслей приходится на госзаказы, и это влияние будет только возрастать.
Это, в частности, кабельная продукция, которая потребляется либо государством, либо компаниями с его участием. Поэтому мы исходим из необходимости самого тесного сотрудничества с государством. Мы готовы принимать участие в решении задач и ждем встречных шагов — в области поощрения наукоемких отраслей, налогообложения, доступности кредитов, обуздания естественных монополий с их неестественными аппетитами.
Выступая недавно на Петербургском экономическом форуме генеральный директор «Русала» Олег Дерипаска предложил довести потребление алюминия в стране до 2,5 млн т к 2020 году. Такой серьезный рост невозможен без решения общенациональной задачи по ликвидации нашего отставания в науке и технологиях.
Когда экономика зависит от сырья и не производит продукцию с добавленной стоимостью, страна теряет собственное производство. Отечественная продукция становится неконкурентоспособной из-за высокой стоимости энергии и транспорта в результате общей инфраструктурной изношенности.
У каждого своя ответственность. Бизнес должен отвечать за успешное развитие реального сектора экономики, государство — за создание условий и нормальной конкурентоспособной инфраструктуры экономики страны, которая обеспечивает нормальную работу отраслей промышленности. В данном случае я говорю про перерабатывающие и наукоемкие производства.
Ведь это грустный факт: научно-технический потенциал страны теряется. Поэтому мы должны не только ориентироваться на привлечение иностранной науки, но использовать наш невероятно богатый научный потенциал, который все-таки еще не полностью утерян.
Необходимо наладить трехстороннюю связь: бизнес — государство — наука. И наука должна иметь достойное вознаграждение за те технические внедрения, которые она готова делать для российской промышленности. Это один из элементов программы выживаемости страны, ее экономической безопасности.
Подводя итоги, хочу сказать — у нас не осталось времени на раскачку. Комплексный модернизационный рывок страны жизненно необходим.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 18
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 209
Рейтинг поста: