Хулиганство с политическим уклоном и электоральным прицелом
Игорь Марков всегда вел активную политическую жизнь // THEKIEVTIMES.UA
Дмитрий ГАЛКИН
22 октября Игоря Маркова, одного из самых известных и влиятельных одесских политиков, вызвали в областное УВД. Там ему предъявили обвинение в хулиганстве, арестовали, а затем (несмотря на сопротивление сторонников Маркова, пытавшихся добиться его освобождения) увезли в аэропорт и переправили в Киев.
Как известно, Печерский суд Киева принял решение оставить Игоря Маркова до 20 декабря в СИЗО. Вполне возможно, что лидера партии «Родина» после этой даты все-таки освободят: слишком надуманным видится выдвинутое обвинение, чтобы долго держать под стражей популярного политического деятеля. К тому же драка с националистами, за участие в которой арестован Игорь Марков, состоялась в 2007 г., а уголовное дело по данному поводу было отменено в 2010 г. (в 2013 г. его возобновили по требованию Генпрокуратуры).
Однако вполне может быть, что власть решила серьезно взяться за бывшего депутата, изгнанного из Рады за излишнюю самостоятельность. Тогда к нынешнему обвинению в хулиганстве непременно добавятся новые. Например, в фальсификации выборов в 133-м округе (Киевский район Одессы), где в 2012 г. он выиграл у Алексея Гончаренко (сына одесского мэра Алексея Костусева). При этом победа Маркова выглядела довольно убедительно: он набрал 26,6%, а Гончаренко — 20,6%.
Дело, конечно же, не в том, насколько обоснован арест председателя «Родины» с правовой точки зрения. Возможно, для него действительно существуют достаточные (по крайней мере — процедурные) основания. Куда важнее то, что уголовное преследование Игоря Олеговича явно обусловлено политическими мотивами. Это очевидно не только для тех, кто следит за политикой, но и для подавляющего большинства услышавших фамилию Маркова относительно недавно, после того как его лишили депутатского мандата из-за открытого несогласия с евроинтеграционными планами власти.
Поводом для лишения Маркова мандата стали обвинения в фальсификации результатов голосования. Однако до тех пор, пока Марков не начал выступать с критикой внешнеполитического курса, недостоверные итоги выборов никого не беспокоили.
Безусловно, будет преувеличением сказать, что арест экс-депутата Игоря Маркова и последовавшие за ним события «взорвали» ситуацию в стране, но преуменьшать их значение, ожидать, что через некоторое время все позабудется, «рассосется», ни в коем случае не стоит.
Прежде всего попробуем ответить на вопрос, почему власть пошла на такой шаг. Очевидно, можно говорить о том, что взята линия на «зачистку» от любых возможных конкурентов нынешнего президента на «его» электоральном поле. Но почему это сделано именно сейчас? Зачем в столь «деликатный» момент являть новый и очевиднейший пример политических (без кавычек) репрессий?
Конечно, Игорь Марков не столь принципиально значимая фигура для европейских противников «избирательного правосудия», но Тимошенко, поддержавшая его после лишения депутатского мандата, вполне может теперь педалировать этот пример, показывая, что практику политических репрессий никто не думает сворачивать.
Примечательно, что арест Маркова произошел буквально накануне ожидавшейся встречи Януковича и Путина на саммите СНГ в Минске, и в Москве могут увидеть в этом аресте некий четкий сигнал, мол, появления пророссийских политических сил украинская власть не допустит.
Но что совершенно точно, последовавшей реакции во власти никак не ожидали и значение дальнейших событий явно превосходит сам факт ареста оппозиционного политика. Можно сказать так: юго-восток огрызнулся. Несколько сотен человек (500 — по данным милиции) за считаные часы собрались, чтобы защитить пророссийского политика (и это не меньше, чем во время самых значительных акций в поддержку Юлии Тимошенко).
Власть же продемонстрировала, не побоюсь этого слова, панику, страх потерять контроль над ситуацией в городе-миллионнике, вызвав подкрепление милиции из соседних областей и организовав срочный вывоз арестованного в столицу для принятия решения о мере пресечения для него.
В этом контексте следует более подробно сказать о формальном поводе для преследования Маркова — обвинении шестилетней давности в хулиганстве в виде драки с пикетом националистов, протестовавших против возведения в Одессе памятника Екатерине II. И это на фоне полной безнаказанности «свободовцев» за их многочисленные выходки по всей стране, включая и штурм одесской мэрии 21 декабря минувшего года!
Вполне вероятно, что нынешнюю вспышку уличного протеста власти удастся «купировать», но даже безотносительно к политическим перспективам самого Игоря Маркова (чей рейтинг, безусловно, получил сильный толчок) можно говорить о том, что конфликт между нынешней властью и ее недавней электоральной вотчиной, юго-востоком, 22 октября 2013 г. перешел в новую стадию и, думаем, никакими «зачистками» от конкурентов, никакими политтехнологиями «меньшего из зол», «минимизировать» его последствия для себя власти не удастся.
Тем более что, как известно, еще будучи народным депутатом, Марков обвинил Партию регионов в предательстве избирателей юго-восточных регионов, благодаря поддержке которых она получила власть в стране. Более того, он не скрывал своих намерений воспользоваться оттоком от «регионалов» прежних сторонников для усиления собственной партии. Очевидно, что даже после относительно недорогой рекламной кампании «Родина» могла бы существенно нарастить поддержку. Особенно в Крыму и в южных областях, где массовое недовольство вызывает не только внешняя политика Банковой, но и засилье «донецких» во всех сферах местной экономики.
Вероятно, председатель «Родины» строил какие-то планы и касательно своего участия в предстоящих президентских выборах (по крайней мере об этом поговаривали). Если Игорь Марков действительно сумел бы выдвинуть свою кандидатуру, то у него был бы шанс получить 4—5% голосов, естественно, при наличии ресурсов для проведения активной избирательной кампании.
Понятно, что среди его избирателей большинство составят те, кто при отсутствии альтернативы проголосовал бы за Януковича. Действующему президенту, чтобы не растерять административный ресурс и поддержку олигархов, нужен существенный перевес над главным соперником по итогам голосования в первом туре (напомним, в 2010-м Янукович в первом туре обошел Тимошенко более чем на 10%). Поэтому для него участие в президентских выборах Игоря Маркова безусловно было бы поводом для определенной тревоги.
В стране, судя по всему, начинается новый этап политического развития, когда основные конфликты будут разворачиваться не между идейными оппонентами, а между близкими по взглядам политиками, которые опасаются, что часть сторонников может перейти к конкуренту. Если это предположение верно, то нас вскоре после Нового года ожидает схватка внутри оппозиционного лагеря между Виталием Кличко и Арсением Яценюком (причем Олег Тягнибок, скорее всего, окажется на стороне лидера «Батькивщины»).
Во всяком случае очевидно, что действующая власть воспринимает в качестве главных оппонентов не официальную «оппозицию», а КПУ и пророссийских политиков, которые еще недавно рассматривались партией власти в качестве потенциальных союзников. Против коммунистов уже была сформирована целая группировка из журналистов, шоуменов и не слишком удачливых политиков, которые потребовали запретить Компартию Украины* (в последние дни к этой когорте присоединился и Владимир Огрызко со своим новым политическим проектом). Игорь Марков, попытавшийся начать собственную политическую игру, и вовсе оказался за решеткой.
_________________________________ * Подробнее, пожалуйста, читайте в статье С. Лозунько «Запрет Компартии — по заказу власти?»
Это говорит прежде всего о том, что крупнейшие партии больше не нуждаются в каких-либо мировоззренческих обоснованиях своей политической деятельности. Лидеры политсил, еще недавно изображавшие ожесточенную полемику, больше не намерены скрывать, что между их взглядами нет принципиальной разницы. В такой ситуации главным (и по сути единственным) врагом становится тот, кто претендует на ту же электоральную нишу.
Несомненно, у Януковича остаются неплохие шансы на победу на выборах — в том случае, конечно, если не случится полной экономической катастрофы. После подписания Соглашения об ассоциации с ЕС у Виктора Федоровича могут появиться новые сторонники за счет избирателей из центральных (и даже западных) регионов, которые проигнорировали парламентские выборы или поддержали на них оппозиционные силы. При этом большинство избирателей востока, если не появятся новый политический лидер, выступающий за интеграцию с Россией (а времени для его раскрутки осталось совсем немного) в конце концов все равно проголосуют за действующего президента.
Поэтому главное для него — не допустить возникновения конкурирующего проекта и остановить рост электорального рейтинга Петра Симоненко. Как показывают направленная против КПУ кампания, развернувшаяся в последние дни, и недавний арест лидера партии «Родина», в окружении Януковича это хорошо понимают.
Однако, помимо усиливающегося экономического спада, который угрожает неприятными последствиями, главу государства на пути к электоральной победе подстерегают и другие опасности. Одна из них связана с явным дефицитом творческих идей у его политтехнологов и специалистов по медийному освещению. Это четко проявилось в том числе и в ходе антикоммунистической кампании и при выдвижении оснований для ареста Игоря Маркова.
Если бы у профессионалов, обслуживающих президента, было чуть больше воображения, то Юрий Кармазин, без которого в последнее время, похоже, не обходится ни одна операция власти, мог бы заявить, что коммунисты, к примеру, готовили государственный переворот, а Марков пытался его изнасиловать, тем более есть люди, всегда готовые подтвердить это, — те же Эдуард Гурвиц или Орест Лютый. Тогда бы как у экспертов, так и у рядовых телезрителей по крайней мере появились бы темы для обсуждения. А так приходится довольствоваться только уже изрядно наскучившими телезрителю репортажами об очередных потасовках и хождении стенки на стенку — протестантов на милицию и «Беркут».
Другая, столь же серьезная опасность для действующего президента связана с возвращением в политический вопрос идеологии. Это может произойти в том случае, если КПУ удастся и далее повышать собственную популярность (нужно сказать, что рейтинг Компартии Украины в последнее время быстро растет). Кроме того, и Виталий Кличко может более четко обозначить свою идеологическую позицию.
Если лидер «УДАРа» сумеет покончить с идейной аморфностью, у него появится возможность привлечь на свою сторону тех избирателей, которые сегодня считают его «несерьезным» или вообще не следят за политической борьбой.
Украинские граждане хотели бы вновь обрести надежду на то, что страна сумеет выбраться из нынешнего социально-экономического тупика, а не наблюдать за взаимными оскорблениями и не гадать, кого следующего власть решит обвинить в хулиганстве, чтобы очистить путь к победе в 2015-м.
Делать ставку исключительно на административные методы в борьбе за власть чрезвычайно рискованно. Особенно в Украине, где внутри правящей верхушки неизменно образуется сразу несколько группировок с противоположными интересами.
Десять лет назад сам Виктор Янукович пострадал из-за подобной явно ошибочной тактики.
Похоже, этот горький опыт уже забыт.
Дмитрий ГАЛКИН Данная статья вышла в выпуске №43 (674) 25 – 31 октября 2013 г Источник: 2000.net.ua.
Рейтинг публикации:
|