Почитатели восточных стран любят повторять, что Китай мыслит тысячелетиями. В конце минувшей недели это подтвердилось - страна выдвинула свою программу переустройства Азии.
Официальный орган Компартии Китая опубликовал две статьи со сдержанной критикой Евразийского союза, создание которого предложил президент России Владимир Путин. Пекин хочет возродить Великий шелковый путь, а Евразийский союз предлагает сделать всего лишь частью своего проекта. Китайцы не страдают ложной скромностью и считают, что даже страны Закавказья - Армения, Грузия, Азербайджан и самопровозглашенные государства - мечтают влиться в их новую стратегию, пишет «Независимая газета».
Статьи, выложенные на сайте газета «Жэньмиинь жибао», называются простенько, но со вкусом: «Какие различия существуют в стратегиях Китая, США и России в Центральной Азии» и «Экономический пояс Шелкового пути - какими конкурентными преимуществами обладает Китай в Центральной Азии». Газета отмечает: «Идея России о развитии Евразийского союза нацелена на сохранение лидирующей позиции страны на постсоветском пространстве. Это объединение главным образом предполагает союз бывших советских республик».
Дается характеристика и американскому стратегическому плану в Азии: «Ранее США предлагали план «Новый Шелковый путь» с центром в Афганистане. Вашингтон намеревался объединить Центральную и Южную Азию, страны Закавказья и даже Монголию и китайский Синьцзян. Эта программа также называется «Большой центральноазиатский план», который представляет собой важную составную часть американской стратегии по «возвращению» или «восстановлению равновесия» в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)».
Партийный орган отмечает слабое место в вашингтонской стратегии. «Сущность американского плана заключается в том, что США хотят управлять Афганистаном, но не желают вкладывать деньги. Они надеются, что средства будут предоставлены близлежащими к Афганистану государствами».
Здесь, как нам кажется, США несколько запоздали со своими надеждами. Вот во времена СССР они были бы вполне реальными. Советский союз любил обустраивать дикие провинции, создавая в них современную промышленность, города и инфраструктуру. Если бы афганские моджахеды не воевали с ним, они бы получили от СССР все, что имеют Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения и Казахстан. Но душманы не поняли своей выгоды, из-за чего, надо думать, теперь кусают локти.
Китай тоже ничего подобного строить не собирается, но надеется, что возрождение торгового пути окажется выгодным для всех. Называется он «Экономический пояс Шелкового пути» и о нем председатель КНР Си Цзиньпин объявил в начале сентября, посещая азиатские страны - бывшие республики СССР.
Газета «Жэньмиинь жибао» называет несколько преимуществ китайского проекта перед российским и американским планами. Он является всесторонним и распространяется на Восток, Запад, Север и Юг. Если он получит развитие, то выгоду ощутят примерно 3 млрд. человек. Российский же проект может объединить в 10-15 раз меньшее количество народа с, соответственно, меньшими рынками. Кроме того, в рамках китайской идеи экономического пояса можно создать евразийскую экономическую зону, которая будет включать Китай, Центральную Азию и Европу.
При этом, по замыслу китайцев, никаких противоречий между заинтересованными сторонами не возникает. В рамках «Экономического пояса Шелкового пути» Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Евразийское экономическое сообщество могут взаимодействовать друг с другом, а американский план «Новый Шелковый путь» также не исключается.
План выглядит слишком красивым и бесконфликтным, чтобы быть правдоподобным. И, к тому же, слишком масштабным, чтобы ждать его воплощения в обозримом будущем. В общем, будет чем заняться в ближайшие пятьсот лет.
Китайская газета слишком оптимистично считает, что факт разовых переговоров главы КНР влечет за собой твердые и долгосрочные последствия. «Председатель КНР Си Цзиньпин провел отдельные переговоры с главами четырех государств Центральной Азии, что подняло связи между Китаем и этими странами до уровня отношений стратегического партнерства. Например, Узбекистан и Китай подписали соглашение о сотрудничестве на сумму 11 миллиардов долларов. Что касается инфраструктуры, то Китай может оказать помощь странам Центральной Азии в восстановлении и строительстве общественных и железных дорог до Европы. Россия также рада принять в этом участие», - рапортует издание.
А планы, тем временем, простираются дальше. В них уже включены республики Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия), и самопровозглашенные образования (Нагорный Карабах, Абхазия и Южная Осетия). «Страны Закавказья надеются, что стратегия Китая в Центральной Азии сможет протянуться до Кавказа», - пишет газета.
Никакой политики здесь нет, уверяет партийное издание - только бизнес. Китай не интересует, что там происходит внутри у будущих партнеров и между ними, шло бы сотрудничество хорошо, и ладно.
Но почему оно вообще должно пойти? Ответ прост - у Китая есть деньги и он уверен, что с их помощью можно решить любые проблемы. «Самым очевидным преимуществом Китая является его экономическая мощь. Многие страны - члены ШОС надеются, что Китай усилит инвестиции, считает директор Центра изучения ШОС при Шанхайской академии общественных наук Пань Гуан.
«Конкурировать России с Китаем в создании аналога Шелкового пути будет непросто. Во многом мы упустили время - сейчас в бюджете уже не окажется нужных средств, тяжело будет привлечь частные инвестиции. Китаю это сделать куда проще - в глазах иностранных инвесторов он более предсказуемый партнер, в Поднебесной знают и хорошо умеют реализовывать крупномасштабные проекты. Не в пользу России играет и география - по китайскому Шелковому пути поставки будут быстрее и проще. Конкуренция возможна после создания портовой инфраструктуры Севморпути. Так что сегодня лучше попытаться интегрироваться и стать дополнением китайского Шелкового пути и его логичным продолжением в страны Северной Европы», - считает аналитик по макроэкономике UFS IC Станислав Савинов.
Но планам Китая может помешать обстановка внутренней нестабильности и непростые двусторонние отношения между бывшими советскими республиками региона, пишет EurasiaNet.
Узбекистан почти не общается со своими двумя соседями - Таджикистаном и Киргизией. В течение последнего года Узбекистан много раз останавливал поставки газа в обе страны. А летом погранвойска Киргизии и Узбекистана открыли перестрелку у спорного участка общей границы. Власти Узбекистана и Таджикистана противостоят друг другу в связи с вынашиваемыми Душанбе планами возведения самой большой в мире ГЭС, что уменьшит поступление пресной воды в Узбекистан на 30%. Узбекистан хочет устроить Таджикистану блокаду, а его глава Ислам Каримов сразу предупредил, что проект возведения ГЭС приведет к военным действиям. Остывают отношения и у Туркменистана с Узбекистаном.
Китайцы надеются, что все выправится, когда заработает их проект, однако ясно, что он не сможет сгладить абсолютно все среднеазиатские противоречия.
Киргизские СМИ подметили, что по результатам тура китайского руководителя так и не был подписан меморандум, повторно подтверждающий намерение построить железную дорогу Китай-Киргизия-Узбекистан, проект которой разрабатывается с середины 1990-х годов.
Официальный представитель МИД Кыргызстана отказался сообщить, поднимался ли вопрос о железной дороге на саммите ШОС. А российский аналитик Василий Кашин полагает, что стороны никак не могут урегулировать связанные с железной дорогой вопросы «финансирования и прав собственности». Тормозят инициативу и «имеющие место трения между Ташкентом и Бишкеком», добавляет Бобо Ло из Четем Хаус.
Проект встречает сопротивление и в Киргизии. Там многие опасаются, что взнос республики в дорогостоящее строительство будет оплачен предоставлением концессий на добычу полезных ископаемых или иной формой частичной утраты суверенитета Кыргызстана. Другим препятствием, пока непреодолимым, выступает разница в ширине железнодорожной колеи в КНР и двух центральноазиатских республиках.
Дорога могла бы стать «великим механизмом урегулирования конфликтов» и объединить Киргизию и Узбекистан, говорит Бобо Ло. Но с таким количеством щекотливых моментов, связанных с этим проектом, Пекин «не собирается его форсировать». Вместо этого, он пока сосредоточен на приобретении «крупных долей в нефтегазовых месторождениях региона», рассказал эксперт. Источник: km.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 123
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А ведь дорога уже строится!
Так с Киргизией подписан договор о сотрудничестве и...выдан кредит включая строительство дороги. Какая дорога не уточнается, но без сомнения это будет строится по профилю скоростной железной дороги.
Точно такой договор с кредитом подписан с Узбекистаном
и Туркменией.И все-же, почему коллея будет иная?
Все дело в том, что эта железная дорога будет
использоваться Китаем и только Китаем.
И от Китая до Красноводска поезда будут проходить
за 7-8 часов.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1900
Рейтинг поста:
--------------------