Хотелось бы подвергнуть товарищеской дискуссии выступление нашего автора Алексея Кравецкого.

Здесь бессмысленно спорить по существу каждого конкретного тезиса.

Всё это неинтересно и не об этом.

Ключевая идея: традиции — историчны и релятивны. Существует «прогресс человечества», который должен «отменять» старые, отжившие традиции, заменяя их более «прогрессивными». Из этого же рода, кстати, т.н. «марксистская классовая мораль» — морально, мол, то, что соответствует интересам правящего класса.

Глупо спорить, что отдельные традиции, действительно, историчны, ситуативны, иногда этничны и, в общем, преходящи. Суть не в этом.

Традиции, мемы и чит-коды

Суть — в принципиальном различии между религиозным (что для нас существенно — христианским) взглядом на человечество и человека и взглядом рационалистически-атеистическим.

С точки зрения религиозной идея прогресса — абсолютно бессмысленна. Смысл человеческой жизни — спасение души. Каждый раз «от нуля» — с начала и до конца земной жизни Какой тут прогресс? С религиозной точки зрения, никаких «тёмных эпох» нет. «Тёмными» ещё можно считать эпохи, когда в массе своей самонадеянные, обалдевшие от своих «успехов в познании природы» люди дерзят организовывать свою жизнь без Бога, вне Бога — пресловутый Иеремия Бентам с теорией человека, деятельность которого полностью определяется наслаждением и страданием.

Традиция — в общем-то, историческое бытие, изначально Богом данное человеку понятие о Добре и Зле.

Кто-то из, боюсь соврать, наших знаменитых учёных-медиков сказал, что, мол, говорят, что столько сделали операций, а нигде не обнаружили души — значит, её нет. Вот совести тоже не обнаружили при операциях — а она есть.

Совесть, кстати, — это тоже «традиция».

Спорить здесь, собственно, не о чем, поскольку это вопрос индивидуального человеческого выбора — вопрос Веры. Кто как хочет. А с нашей точки зрения, человек, возомнивший себя «царём природы», — это скотина, возомнившая себя Богом. Это оскотинивание Человека — Божьей твари. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А то, что последствия выходят, доказано всемирно-исторической практикой. Что, с марксистской точки зрения, и есть истина.