Конкретно израильтяне не согласны с назначением представителя Ирана в комитет ООН по вопросам разоружения и международной безопасности. Как заявил посол Израиля в ООН Рон Прозор в письме, адресованном Генсеку Пан Ги Муну, ему кажется "непостижимым", каким образом страна, подозреваемая в разработке ядерного оружия, может быть допущена в комитет ООН по разоружению. Посол добавил, что назначение Ирана в комитет "подобно назначению наркобарона директором фармацевтической компании".
Назначение представителя Ирана на должность докладчика произошло вскоре после того, как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обвинил Иран в продолжении работ по созданию ядерного оружия. Выступая на Генеральной ассамблее ООН в начале октября, премьер предостерег мировое сообщество от смягчения санкций из-за иранской ядерной программы, назвав президента Ирана Хасана Роухани "волком в овечьей шкуре".
По мнению Нетаньяху, несмотря на то что Роухани использует более мягкую риторику по сравнению с его предшественником Махмудом Ахмадинежадом, на самом деле позиция Ирана по ядерному оружию осталась той же. Точку зрения Тель-Авива на ситуацию излагает замглавного редактора израильского сетевого издания "ИзРус" Алекс Коган:
"Иран является не первым государством из так называемой оси зла, представители которых занимали различные посты в ООН. Например, представитель Сирии в свое время входил в ооновскую комиссию по правам человека. Различные страны, явно не отмеченные печатью уважения к правам человека, занимали другие посты. На подобные вещи израильтяне (да и не только они) смотрят с большим удивлением. Если страна обвиняется в угнетении меньшинств, она не может защищать их в ООН.
Ситуация с Ираном, с точки зрения израильских властей, стала еще хуже после переизбрания Роухани. Потому что в отличие от Ахмадинежада, не скрывавшего своего желания уничтожить Израиль, новый президент гораздо аккуратнее в словах и выражениях. Но действует он так же, как и его предшественник. Именно это пугает израильтян.
Роухани, если я не ошибаюсь, занимал в свое время должность переговорщика по ядерной программе Ирана. Он знает позицию различных стран. Он знает, как развалить общий фронт государств, желающих ограничить Иран мирной ядерной программой.
Американская позиция на Ближнем Востоке в последнее время стала достаточно бессвязной. Это и вопрос так называемой «красной черты», это и вопрос антииранских санкций. Это одна из ключевых причин беспокойства Израиля".
Приходится признать, что во многом беспокойство израильтян объясняется некоторым потеплением отношений Ирана и США. Изменения происходят впервые с 1979 года, когда между странами были прекращены любые дипломатические контакты. Впервые лидеры стран поговорили между собой по телефону, а на заседании Генассамблеи ООН Роухани и Обама даже должны были провести переговоры тет-а-тет. Хотя этого и не произошло, по официальной версии, потому что дипломатические миссии не смогли подготовить встречу.
Безусловно, у ирано-американского потепления есть много противников, как в Америке, так и в Иране. Несмотря на то, что часть консерваторов в Иране против стараний Роухани, духовный лидер Али Хаменеи заявил, что он поддерживает попытки, направленные на сближение Америки и Ирана. Однако при этом Хаменеи отметил, что его народ не может доверять американцам, так как правительство США демонстрирует высокомерие и иррациональное поведение.
Главным камнем преткновения в отношениях Ирана с Западом является разоружение. В США, Израиле и Европе уверены: главная задача ученых Тегерана в опытах с обогащенным ураном – создание ядерного оружия, которое фактически уже получено Ираном. Президент Хасан Роухани неоднократно говорил, что готов к диалогу по ядерному вопросу с Западом, хотя отказываться от ядерных исследований не намерен. Президент США Барак Обама также подтвердил, что готов к решению иранской проблемы дипломатическим путем. Однако противником снятия санкций с Ирана продолжает выступать Израиль, который видит в существовании даже условно ядерного государства на Ближнем Востоке прямую угрозу миру в этом регионе.
Как подчеркнул президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, платформы Ирана и Израиля на сегодняшний момент совпадают только по одному вопросу — по земельному: кто кого раньше закопает. Он не понимает, каким образом можно вести какой-либо диалог, когда одна из сторон находится на платформе уничтожения другой стороны и стирания ее с карты.
"Она может высказывать это брутально, походя произнося разные глупости, вроде той, что холокоста не было, или обаятельно улыбаясь, разговаривая на прекрасном английском языке, с огромной симпатией к человечеству и лично к президенту Обаме, как это делает Роухани", – подчеркнул Сатановский.
По мнению эксперта, Роухани говорит то, что хотят слышать американцы. По его мнению, ситуация станет разрешима, если Иран снимет тему удара по Израилю ракетами, которыми он фарширует анклавы своих сателлитов в Газе и Южном Ливане, перестанет тренировать нацеленных против Израиля боевиков ХАМАС, "Хезболлы" и других ливанских и палестинских подразделений, иными словами, если Иран вернется в дореволюционные времена. Тогда и Израиль перестанет вести антииранскую политику, – считает Евгений Сатановский.
Его коллеги по экспертному сообществу полагают, что причины взаимной неприязни Ирана и Израиля весьма глубоки. Доцент кафедры "Прикладная политология" Финансового университета при Правительстве РФ Евгения Войко сказала:
"Есть целый комплекс проблем. Выделить одну достаточно сложно. Речь идет и о традиционном неприятии сторонами друг друга. Это уже скорее на уровне цивилизаций, чем на уровне политики. Кроме того, недоверие Израиля к новому иранскому президенту связано с тем, что на фундаментальном уровне руководство Ирана не поменялось. А функционал иранского президента достаточно ограничен. Так же, как и Ахмадинежад, новый глава государства Роухани должен согласовывать свои действия с духовным лидером – аятоллой Хоменеи. Говорить о полной самостоятельности иранского президента не приходится. В этой ситуации Израиль не видит в изменениях внутренней ситуации в Иране поводов для оптимизма.
Кроме того, весомую роль играют традиционно тесные отношения Израиля и США. Все-таки Вашингтон и Тель-Авив выступают консолидированно по отношению к иранской ядерной программе, требуя полных доказательств ее мирного характера, а существующие доказательства недостаточны.
Есть и целый ряд других аспектов. Например, религиозные вопросы, военно-технические вопросы и так далее".
У израильтян есть стойкое ощущение, что Обама готов "сдать" их во имя потепления отношений с Ираном. Некоторые комментаторы считают, что все это попахивает паранойей. И уж если разбираться с ядерной программой Ирана, то заодно следовало бы расследовать проблему израильского ядерного оружия. Но внимание мировой общественности сконцентрировано исключительно на Иране. Вопрос в том, почему это происходит. Вот мнение Алекса Когана:
"Израиль не подписал, как целый ряд других государств, Договор о нераспространении ядерного оружия. Потому что официальная позиция государства заключается в том, что мы не говорим прямо, есть оно у нас или нет. При этом в отличие от того же Ирана Израиль не делает заявлений о желании уничтожить ту или иную страну. Расследований в отношении Израиля не проводится, потому что на данный момент ядерное оружие Израиля никому не угрожает. Чего нельзя сказать об Иране".
Политолог Евгения Войко придерживается несколько иной точки зрения:
"Тесные отношения с США не позволяют усиливать давление на Израиль с точки зрения его ядерного потенциала. Очень сложно инициировать какие-либо расследования, пока есть такие союзнические отношения.
Кроме того, надо учитывать региональные особенности. Ближний Восток, как известно, одна из наиболее горячих точек в мире. Израиль окружен государствами, с большинством из которых у него весьма сложные отношения. А с некоторыми никаких отношений нет. В этой ситуации Израиль регулярно использует силовую риторику. Наличие ядерного оружия обуславливается тем, что вокруг много врагов и первый из них – Иран.
Можно вспомнить еще и о политическом лобби не только в США, но и в европейских странах. Оно действует весьма активно, не позволяя давать старт расследованиям в отношении Израиля".
Как бы там ни было, очередной раунд переговоров "шестерки" международных посредников (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия) с Ираном состоится в Женеве 15-16 октября.
Вероятнее всего, предметом обсуждения могут стать излишки обогащенного до 20% урана, которыми располагает Иран. По данным обнародованного в конце августа доклада МАГАТЭ, к этому времени запасы низкообогащенного иранского урана возросли до 372,5 килограмма против 324 килограммов, о которых сообщалось в мае.
И это количество превышает нужды страны в этом виде сырья, заявил спикер иранского парламента Али Лариджани. Таким образом, Иран демонстрирует готовность к компромиссу. Кстати говоря, в документе МАГАТЭ отмечалось, что, несмотря на увеличение мощностей, Иран не перешел установленную Израилем "красную черту" по объему высокообогащенного урана.
Возможно, международным посредникам удастся убедить Израиль не разрушать хрупкую надежду на компромисс непримиримой риторикой. Это было бы в его собственных интересах, учитывая опасность региональной катастрофы.