В настоящее время на внешнеполитической арене продолжается борьба ведущих мировых держав за влияние в среднеазиатском регионе. С одной стороны Центральная Азия, являясь регионом, богатым залежами ценных ископаемых и энергоресурсов, представляет для этих стран немало возможностей в реализации своих экономических, политических и военно-стратегических интересов. А с другой стороны - считается одним из проблемных регионов мира. Угроза мирового терроризма, связываемая с исламскими радикальными организациями, производство и экспорт наркотиков, нестабильная политическая ситуация, активность сепаратистских и экстремистских настроений в обществе – это далеко не полный перечень существующих в Центральной Азии проблем.
В регионе существует несколько "полюсов", прилагающих свои усилия к упрочению своих позиций в регионе. Так, западные страны под девизом обеспечения собственной безопасности, провозглашая идеалы демократии и свободы, активно включаются во все процессы, происходящие в среднеазиатском регионе: занимаются филантропией, помогают неправительственным организациям, раздают гранты и т.д.
На первый взгляд трудно объяснить столь рьяный альтруизм. Если с точки зрения военно-стратегических интересов деятельность западных стран в регионе достаточно объяснима, то политическая и экономическая составляющая их интересов трудно просматривается. Подкупая политические элиты среднеазиатских государств для размещения своих военных баз, западные страны решают задачи по радиоэлектронной разведке в регионе и создают угрозы для китайских и российских ядерных арсеналов со стороны американской тактической авиации. Так происходило в Киргизской Республике, так происходит сейчас в Узбекистане.
Очевидно, что политические и экономические дивиденды этих усилий достаточно малы. Руководители стран региона, сознавая бесперспективность выстраивания однополярного сотрудничества с Западом и признавая выгоду от интеграционных процессов в рамках СНГ, ШОС и ОДКБ, стремятся использовать западных "партнеров" как "бесплатную кормушку". Таким образом, Запад стоит перед фактом, что ему поздно усиливать свое влияние, а уже в пору ослаблять влияние конкурентов, саботируя их политические и экономические проекты. Выходит, в поиске ответа на вопрос о выгодах деятельности США и их западных союзников приходится поверить, что любой вызов стабильности региона выходит им "на руку". Оправдывая свое присутствие заботой о национальной безопасности и филантропией, им выгодно спонсирование оппозиционных и сепаратистских организаций для нагнетания внутриполитической напряженности в странах Центральной Азии.
Вторым "полюсом силы" в регионе является Китай. Он ведет иную политику. Его основные усилия направлены на экономическое сотрудничество. При всей созидательной роли Поднебесной в Центральной Азии, нужно понимать всю глубину начатого ею процесса. Китай является основным исполнителем крупных инфраструктурных проектов в регионе, но если описать созидательный процесс в общих чертах, то видно, что он сродни игре в одни ворота. Фактически, Китай дает получателю кредит, на который китайские рабочие из китайских материалов строят дорогу, а заказчику остается государственный долг без падения показателей безработицы и экономического роста. Выходит - китайской сотрудничество намного выгоднее КНР, чем среднеазиатским странам.
Безусловно, здравый смысл заставляет КНР обеспечивать безопасность своих капиталовложений, поэтому он заинтересован в стабильности региона. Однако, как показывают события последних лет, на данном этапе развития Китай не способен оказать союзникам военную помощь: его армия находится в процессе перевооружения и не имеет сколь-нибудь серьезного опыта боевых действий. В настоящий момент руководство Китая еще не готово отвечать за безопасность региона, а военно-политическая ситуация уже бросает ей вызовы.
Третьим крупным игроком в регионе является Россия. Наверняка найдутся желающие критиковать политику Москвы в отношении своих среднеазиатских партнеров. Однако и противники, и сторонники России признают, что для РФ безопасность Центральной Азии не является каким-то абстрактным условием соблюдения мирового равновесия сил, а есть задача, граничащая с непосредственной, прямой угрозой ее южным границам. Это обусловлено геополитическими реалиями: РФ не находится за океаном, как США, и не отгорожена горными цепями с легко контролируемыми перевалами как КНР. Заинтересованность в безопасности южных соседей, в том числе, объясняет стремление России к развитию и экономической самостоятельности среднеазиатских стран. Следствием выгод, создаваемых партнерством с Российской Федерацией, является создание Объединенной системы ПВО стран СНГ, обеспечивающая охрану границ государств Содружества в воздушном пространстве. Кроме того, созданы Еврозийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), а так же активно развивается Организация договора коллективной безопасности.
Как бы то ни было, процесс сотрудничества Российской Федерации и стран Центральной Азии, построенный на равенстве и взаимовыгоде, медленно, но верно реализуется и положительно сказывается на безопасности и стабильности региона.
Андрей Непеин Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|