Упрощение процедуры возвращения русских на Родину из-за рубежа, новая федеральная программа, направленная на стимулирование этого процесса, поощрение поселенцев на целевых территориях — увеличили поток «возвращенцев». Однако их число всё ещё меньше запланированного ФМС.
По числу соотечественников, вернувшихся в РФ в рамках госпрограммы по переселению, лидирует Узбекистан. Следом за ним идёт Казахстан, а третье место делят Молдавия и Украина. Об этом сообщил сегодня начальник Управления по организации работы с соотечественниками ФМС России Виталий Яковлев.
Русские возвращаются не только из бывших республик СССР, но и других стран: из Польши, Германии, США и пр. Есть и экзотические варианты: в прошлом году в Россию вернулись около 60 староверов из Боливии. По словам Яковлева, всего в текущем году в Россию вернулись около 22 тыс. человек. Выразили такое желание ещё 55 тысяч.
Надо отметить, что на самом деле представить какую-то реальную статистику по числу граждан Украины, Молдовы и других бывших союзных республик, живущих в России, — практически не представляется возможным. Люди, фактически живущие в России и работающие здесь, формально остаются путешественниками. Ибо каждые 3 месяца (от граждан СНГ законодательство России требует пребывать здесь не более 90 дней) честно выезжают из России в Харьков, чтобы вернуться встречным поездом наутро.
…По мнению Яковлева, увеличение числа желающих вернуться в Россию соотечественников связано с упрощением процедуры возвращения, введённой в новой редакции ФЦП. Помимо этого, более 50 регионов России продвигают программы по переселению, причём 34 из них уже действуют. В ФМС высказывают надежду, что число запущенных региональных программ по переселению в этом году достигнет 40.
Напомним: весной текущего года правительство согласовало перечень территорий для приоритетного заселения. В список таких регионов вошли Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная область, а также Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский край. Данное решение кабинета министров, согласно которому участники программы и члены их семей, переселяющиеся на постоянное место жительства на такие территории, получат государственные гарантии и социальную поддержку, вступает в силу с 1 января 2014 года.
В апреле президент РФ Владимир Путин поручил кабинету министров разработать и внести в Госдуму проект федерального закона, который предусматривал бы упрощение предоставления гражданства соотечественникам.
Тем не менее, число вернувшихся в Россию соотечественников — 63 тысячи человек — на данный момент значительно меньше, чем плановый показатель ФМС, который составляет 100 тысяч человек ежегодно. К 2015 году в Россию должны вернуться около 200 тысяч.
Заместитель генерального директора Центра по изучению стран СНГ при МГУ Александр Караваев заявил «Однако», что процесс возвращения этнических русских в Россию связан также с «выдавливанием» из бывших советских республик:
— Начиная с 1991–1992 годов, возвращение русских на историческую родину было преимущественно вызвано страхом. Люди боялись за жизнь своих детей. Но и экономические причины тоже были. Последние годы проводится целенаправленная политика по выдавливанию славянского, этнически русского населения из этих регионов. Отъезды связаны в большей степени с экономическими причинами. Хотя эпизоды целенаправленной агрессии тоже бывают. Но это быстро попадает в СМИ. Часто говорят, что проблемой последних лет стала национальная политика Казахстана, где постепенно идёт перевод делопроизводства с русского языка на казахский. И такое постепенное утверждение национального языка во всех сферах, в конечном итоге, приведёт к дискомфортному, неприятному положению русскоязычных групп населения.
Но это не так быстро происходит в Центральной Азии, как, например, в Прибалтике. Вот в Прибалтике раз — и перевели всё буквально меньше чем за год. Этот процесс начался ещё в тот период, когда они выходили из СССР. В Центральной Азии так не делают. Но это вопрос времени. Что в Прибалтике сделали за несколько месяцев, в Центральной Азии растянулось на несколько лет.
Что касается количества граждан, мигрировавших из Украины в Россию, то тут обычно цифры ФМС отличаются от цифр МВД. И если, по оценкам МВД, их численность больше, то по оценкам ФМС — она меньше. Различаются также цифры по городам-миллионникам. По некоторым оценкам, это около 2,5–3 миллиона человек. Насколько они близки к реалиям, трудно сказать, потому что здесь нужно учитывать приграничную миграцию, когда люди выезжают на одну неделю в Белгородскую область, например, и возвращаются назад. То же самое относится к эмиграции из Молдовы, когда люди приезжают делать ремонт на четыре-пять месяцев. Трудно это всё учитывать и считать.
С Федеральной целевой программой указываемые ФМС цифры соотносятся мало, потому что программа нацелена на нужды экономики России, а мы нуждаемся в том, чтобы близкие нам в этническом плане люди находились в тех регионах, где требуются рабочие руки. Это Дальний Восток, центральная часть Сибири, Север. Если придерживаться этих региональных направлений (а эта ФЦП ориентирована именно на заселение субъектов федераций, которые находятся в данных малонаселённых регионах), то они остаются непривлекательными. Привлекательны те места, куда притягивается вся миграционная волна, — это европейская часть России. Мы можем говорить о том, что люди, например, из Средней Азии могут быстрей адаптироваться в сельских районах Воронежской, Белгородской областей, в Ставрополье и ещё южнее, потому что они ориентированы на фермерский образ жизни. Но всем понятно, что повысить доход можно лишь в нескольких точках — прежде всего, в Москве. Поэтому люди надеются, что, отработав несколько лет в рамках федеральной целевой программы, они смогут приехать в Москву на заработки. Поэтому что — одно дело, на какие регионы направлена федеральная программа, и другое — как люди видят экономическую ситуацию в России своим незамутнённым взглядом.
Беседовала Алёна Баянова