Насколько я могу судить, одно из главных препятствий на пути наших реформаторов — это хорошая память народа о том, в каких условиях он жил раньше. При всех несомненных сложностях советских времён сложности постсоветские оказались ещё больше — и это заставляет каждый раз вспоминать фразу Станислава Ежи Беноновича де Туш-Леца: «Если хорошее старое вытесняется плохим новым — то это прогресс?»

Поэтому наши реформаторы уделяют вынужденно большое внимание тому, чтобы объяснить, что они сейчас действуют хорошо, или хотя бы заверить, что советская власть раньше действовала плохо. Врать всегда сложно и дорого, на эту работу всегда будут уходить очень большие средства.

Достаточно понятно, что вряд ли удастся убедить людей в том, что они не знают страны, где жили. Основная масса усилий по этой части заведомо пропадёт зря. Поэтому естественным образом возникает соблазн вообще не тратить силы на эту заведомо бесполезную работу, а выделенные на неё деньги использовать более приятным способом.

Итак, массированный попил на этом направлении вызван помимо прочего вполне объективным обстоятельством: заведомой бессмысленности большей части этой агитационной работы. Лично меня эта бессмысленность, естественно, радует. Но полагаю: такая деятельность независимо от своей неэффективности не должна оставаться безнаказанной, ибо массированный обман общества вообще дело предосудительное. Так что следить за этим направлением казнокрадства всё-таки необходимо.

Что же касается попила в целом: насколько я могу судить, указанное направление попила, хотя и довольно простое и удобное, но всё-таки далеко не главное по объёму. Есть и множество иных способов, поскольку большая часть государственных денег проходит через более объёмистые проекты. Так что, думаю, нет смысла бороться с этим направлением казнокрадства больше, чем с другими. Более того, если сосредоточиться только на пропагандистах, они окажутся дымовой завесой для прочих казнокрадов. Так что будем разоблачать ложь поборников рынка, не ограниченного здравым смыслом, и уличать тех, кто пользуется общим добром как личной кормушкой.