Если в двух словах попытаться описать основной порок существующего в нашей стране положения вещей, то эти слова: «колониальное сознание». Главный дефект подобного сознания в том, что оно не имеет никаких целей и, более того, не желает и не видит потребности в том, чтобы такие цели для себя сформулировать. Оно живет единственным стремлением – быть как в метрополии, поскольку пребывание в колонии есть для него источник если не мучений, то неудобств.
Ярче всего порочность колониального сознания сейчас проявляется в попытках реформ науки и высшего образования, ибо основное содержание их сводится к нехитрой формуле – «давайте сделаем как у них». У них – это на просвещенном Западе.
Даже на житейском уровне очевидно, что в «хрущевку» никакими ухищрениями не втиснуть гарнитур времен Людовика XIII, а если отпилить там и тут цепляющиеся за узкие проходы выступы и финтифлюшки, то непонятно – а зачем он там в «хрущобе» нужен, и как с такой мебелью можно сосуществовать? Вот, совсем недавно Правительство решило, что высшему образованию совершенно необходимо иметь пять-десять вузов, которые бы входили в первую сотню высокорейтинговых высших учебных заведений. Под это дело выделены деньги, отобраны университеты, задача которых – достичь поставленной цели, хотя понятно, что никакая это не цель, а очередной феномен «колониального сознания». С наложением на это «тяжелого советского прошлого», когда считали, что догнав по выплавке чугуна США, мы одновременно неким чудесным образом наполним полки магазинов потребительскими товарами. То бишь, прорвавшись на высокие позиции в не нами разработанные и не нами составляемые рейтинги, мы выйдем в число передовых стран.
Пусть так. Пусть неким чудесным образом и невероятным напряжением сил данную задачу нам удалось решить – десяток наших университетов ни в чем не уступают Стэнфорду и Массачусетскому технологическому. И что? Куда мы денем образовавшуюся массу высококлассных специалистов в специальностях, освященных сертификатами самых достойных зарубежных вузов, если для подобных специальностей у нас и рабочих мест нет? И нужны нам больше всего не программисты высочайшей квалификации, а вполне обычные инженеры на далеко не самое продвинутое технологически производство. То есть все эти топовые университеты на наши деньги будет готовить кадры для западной экономики. Кстати, эти университеты будут еще и учить зарубежных студентов, ибо данный критерий – один из важнейших для попадания в мировой топ.
И если перефразировать известную фразу о том, что для корабля без цели любой ветер не будет попутным, то в случае «колониального сознания» для подобного корабля всякий ветер БУДЕТ ПОПУТНЫМ.
Какое нам дело до зарубежных топов? Кому это интересно, будет ли наш вуз входить в первую сотню мирового рейтинга? Эффективность системы образования зависит отнюдь не от этого, а от того, насколько хорошо она решает задачи, стоящие перед государством. А если государство таких задач перед ней не ставит, то эти задачи будут ставить перед ней другие государства. Тот, кто не кормит собственную армию, будет кормить чужую армию. Тот, кому не нужны свои ученые, будет их готовить для других. Благо советский ресурс еще окончательно не проели и можно на этом хоть шерсти клок урвать. А после нас хоть потоп – что в науке, что в образовании. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 971
Рейтинг поста: