Экономика Японии в последние два десятка лет находится в состоянии стагнации. Основными ее проблемами являются: сокращение реального сектора экономики и вывоз производственных мощностей в Китай, высокие стандарты заработной платы, большое количество долгожителей-пенсионеров в совокупности с низкой рождаемостью, огромный (в основном внутренний) государственный долг и тяжелые проблемы в энергетике страны.
Госдолг Японии по итогам прошлого 2012 года достиг 220% от ВВП, уступая по этому показателю только долгу Зимбабве. Данный показатель рос в течение долгих лет. Население финансировало расходы правительства Страны Восходящего солнца и не задавалось вопросом, что будет дальше? Когда-то этот вопрос должен был встать ребром и решать его доверили нынешнему кабинету министров во главе с Синдзо Абэ.
Не единственным, но самым простым способом решения проблемы внутреннего долга является инфляция. Не так давно председатель ЦБ Японии Хакухико Курода обнародовал план действий главного банка страны на следующие два года. До конца 2014-го года ЦБЯ планирует увеличить денежную базу со 138 трлн иен на конец 2012-го до 270 трлн иен к концу 2014-го. Эмиссия по текущему курсу составит $1.4 трлн. Реальные доходы японцев значительно упадут, а стоимость рабочей силы должна значительно уменьшиться. По мысли японского правительства, эта мера может повысить конкурентоспособность экономики Страны Восходящего солнца, увеличить ее экспортный потенциал и сократить дефицит торгового баланса.
Таким образом, правительство Синдзо Абэ предлагает населению меньше потреблять и больше работать, т.е. все то же самое, что периодически и повсеместно предлагают правительства всех стран своим народам. В принципе, японцы не откажутся от данного предложения, деваться им все одно некуда. Нюанс состоит в том, что рабочих мест в Японии становится все меньше и меньше.
Промышленный сектор японской экономики сокращается, что, впрочем, характерно для большинства «старых» индустриальных стран. Между тем, данный сектор обеспечивает массовую занятость, тогда как исследовательские работы в области новых технологий являются прерогативой узкой группы творческих работников. В сфере управления и сервиса в этой стране занято более 60% населения. При сохранении данных тенденций дело может закончится тем, что Япония станет очередной «банановой республикой», зарабатывающей на туризме и торговле сувенирами. Подобная перспектива для нее, конечно же, неприемлема.
Снижение жизненного уровня японских семей неизбежно должно повлечь за собой увеличение занятости женщин, которая сегодня составляет около 60%. Известно, что только треть японских матерей работает, 70% покидает рынок труда после рождения первого (чаще всего, единственного) ребенка. Правительство Абэ собирается стимулировать занятость женщин. Как это повлияет на и без того очень низкую рождаемость в Японии, прогнозировать весьма сложно.
Еще один выход из экономического кризиса правительства Абэ видит в привлечении иностранных инвестиций. В этом предложении также не содержится ничего такого, что заставило бы научное сообщество переписать учебники экономики. Вопрос заключается в следующем. В какие отрасли японской экономики могли бы вкладывать средства иностранные инвесторы? В ее производственных секторах, повторимся, идет отток капитала в Китай. Что-то производить в Японии невыгодно, слишком велики здесь издержки на зарплату, социальные выплаты и проч. Речь не идет о крупных инфраструктурных проектах, которые, как правило, поддерживаются государством.
Очевидно, правительству Абэ придется инвестировать самому и не надеяться на дядюшек из США и ЕС, у которых своих проблем более, чем достаточно.
Нынешнее правительство Японии готово рисковать ради привлечения иностранных инвестиций. Абэ, к примеру, заявил, что он постарается отменить ряд строгих норм в медицинской промышленности и смягчить правила жилищного строительства, чтобы стимулировать возведение новых многоквартирных домов в городских центрах. Похоже, что это не самое лучшее решение, учитывая сейсмическую обстановку на Японских островах.
Наконец, не внушает оптимизма состояние дел в энергетике страны.
Агентство Kyodo News, со ссылкой на министерство экономики Японии, утверждает, что ежедневно с аварийной АЭС «Фукусима-1» в океан утекает до 300 т радиоактивной воды. В ведомстве считают, что утечки радиоактивной воды продолжаются уже около двух лет. Буквально на днях ситуация резко обострилась. За последнее время уровень радиации на отдельных участках АЭС вырос в 18 раз и достиг 1800 миллизивертов в час — это в 6 миллионов раз выше нормы. Смерть наступает через 4 часа облучения.
За два с половиной года после аварии компании TEPCO так и не удалось хотя бы стабилизировать ситуацию. Премьер-министр Синдзо Абэ заявляет, что оператор исчерпал кредит доверия власти: «С учетом продолжающихся проблем с загрязнением воды, правительство больше не будет слепо полагаться на компанию TEPCO и возьмет инициативу в свои руки, чтобы принять все необходимые меры вместо тех полумер, которые принимались до сих пор».
Вот такой вывод делает руководство Страны Восходящего солнца после двух с половиной лет заверений мирового сообщества в том, что ситуация на Фукусиме-1 находится под контролем и не угрожает планете экологической катастрофой. Оказывается, политики «слепо» доверялись руководителям TEPCO.
Из всего вышесказанного следует, что основной чертой нынешнего японского истеблишмента является его неспособность к решительным действиям. Правительство Страны Восходящего солнца предпочитает «заметать мусор под ковер», «прятать голову в песок» и «делать хорошую мину при плохой игре». Вот и вся его политика.
Правительство Синдзо Абэ стоит перед необходимостью глубоких преобразований в экономике и внешней политике. Возможно, ему стоит признать, что конкурировать с Китаем Япония пока не в состоянии, и не пытаться срочно повторить «экспортное чудо» далеких 60-х годов прошлого века. Также ему целесообразно отказаться от использования АЭС, перейти к конструктивному диалогу с Россией и принять участие в освоении газовых месторождений Дальнего Востока.
Увы, одними только изменениями в денежно-кредитной политике Синдзо Абэ не обойтись.
Константин Пензев, писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
Виктор Титов
За событиями в Сирии и вокруг нее многие аналитики...
Источник: Новое Восточное Обозрение.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 657
Рейтинг поста:
Япония пригодилась США во время Корейской войны 1950-1953 годов. Находясь под полным контролем Вашингтона, Япония стала соучастницей вооружённой интервенции в Корею. США предоставили японским монополиям возможность приступить к техническому переоснащению отраслей промышленности, связанных с войной, чтобы пустить в ход загибающийся механизм экономики страны. Японским крупным корпорациям позволили наживаться на поставках американской армии, на её обслуживании.
В 1951 году в Вашингтоне состоялось совещание, на котором было принято решение об организаии в Японии производства вооружения и вспомогательных материалов при неограниченном снабжении её сырьём. Вот так была заложена основа для сотрудничества Японии в выполнении “военных заказов” США в целях снабжения американских войск в Корее, а позже и во Вьетнаме. Это стало фундаментом экономического “чуда” Японии.
Военные поставки Соединённым Штатам в годы войны составляли 65% всей суммы японского экспорта. Известный американский журналист Бич писал: “Япония уже стала настоящей союзницей Соединённых Штатов. Можно сказать, что без её помощи мы, возможно, были бы выгнаны из Кореи”.
Япония поставляла для армии США от броневых плит до радаров, пушек и артиллерийских снарядов, производила ремонт военной техники, обеспечивала железнодорожные и часть морских перевозок.
В марте 1952 года США в одностороннем порядке сняли с Японии запрет на производство вооружения, обеспели необходимыми современными технологиями. Главными подрядчиками на выполнение “специальных заказов” американской армии воюющей в Корее,стали старые монополисты “Мицубиси”, “Мицуи”, “Сумитомо”, и новые концерны “Тюнихон дзюкогё”, Фудзи когё”, “Нихон Сэйкогё”. Уже в 1951 году Япония добилась довоенного уровня промышленного производства. В 1954 году прирост промышленного производства достиг 13,4%, а к 1964 году объём вырос в 4,3 раза. Ведущую роль в этом сыграли доходы от войны в Корее.
Один из членов Японского правительства заявил: “Эта война (в Корее) – ниспосланное богом счастье”. США не скупились. Общая сумма поступлений от американских специальных заказов на производство вооружения и военного снаряжения, от обслуживания американской армии с июня 1950 по апрель 1954 года достигла 4,1 млрд. долларов (по курсу доллара в 50-х годах прошлого века). “Если бы США не располлагали в Азии в качестве своей главной военной базы Японией,- писал профессор Э.Рэйшауэр, - они не смогли бы вести корейскую войну”.
Кроме того, “помощь” США Японии после начала корейской войны составляла более 200 млн. долларов ежегодно – это около миллиарда долларов за всю войну. А с 1952 года по 1959 год эта сумма вылилась в 2,4 млрд. долларов.
Вот это и послужило фундаментом для японского экономического “Чуда”. Капиталы нажитые Японией на корейской, а позже и на вьетнамской войнах были хорошими инвестициями в экономику шестидесятых-семидесятых годов. И Япония им умело распорядилась.
Откуда "растут ноги" японского экономического чуда