Деревня Атмех выглядит как съемочная площадка для фильма об «Аль-Каиде». Вновь прибывшие тащат за собой чемоданы на колесиках и ищут своих эмиров. На улицах деревни можно увидеть африканцев и азиатов, а также длинноволосых людей в традиционных афганских одеждах с автоматами АК-47. У местных палаток, где продают кебабы, стоят командиры - их северный английский диалект приправлен отдельными арабскими словами и фразами. «Да будет преславен Аллах (Subhan'Allah), брат, я же просил кетчуп», - говорит один из них. Среди большого количества используемых языков здесь можно услышать русский, азербайджанский и арабский с гортанным саудовским акцентом.
Раньше эта деревня, расположенная вблизи турецкой границы, была сонным гнездом контрабандистов, а теперь она превратилась в Мекку для туристов джихада со всего мира. Год назад репортер журнала Spiegel встретился в деревне Атмех с одним из первых иностранных боевиков в Сирии, с молодым иракцем, приехавшим, по его словам, для того, чтобы свергнуть диктатуру. В настоящее время более тысячи джихадистов проживают в деревне Атмех и поблизости, что делает это место самым значительным скоплением джихадистов во всей Сирии. Парадоксальным представляется то обстоятельство, что в остальной части страны ведутся боевые действия, тогда как иностранные джихадисты сделали своей базой одно из самых спокойных мест в Сирии. Но, может быть, они выбрали деревню Атмех именно потому, что здесь так спокойно. И, попав сюда, уезжать они уже не спешат.
Турецкая сотовая сеть обеспечивает хорошую связь, а в магазинах можно купить афганские шерстяные головные уборы паколь, шапки «Аль-Каиды», а также черные до колен рубашки из той же грубой материи, которая используется различными племенами в Пакистане. Здесь уже появились новые рестораны, а компания под названием «Международные контакты» (International Contacts) бронирует авиабилеты и обменивает саудовские риалы, британские фунты, евро и американские доллары на местную валюту. В аптеках продают масвак - щетки для чистки зубов из Пакистана, которыми, как гласит предание, пользовался сам пророк Мухаммед. Надпись на упаковке сообщает о том, что использование мисвака повышает эффективность последующих молитв в 70 раз.
Джихадист всегда прав
Уже третье интернет-кафе открылось в деревне Атмех в середине июня, поскольку многие джихадисты хотят общаться со своими родственниками и друзьями на родине с помощью сотового телефона, электронной почты или в чатах. Это заставило владельца одного из первых кафе установить флаги Аль-Каиды на компьютерах в качестве знака лояльности по отношению к своим клиентам. Этот шаг положительно сказался на бизнесе, несмотря на растущую конкуренцию. Хорошо вооруженные клиенты используют программу Skype для того, чтобы сообщить своим друзьям дома о том, какое это райское место - Атмех. Аренда жилья дешевая, говорят они, погода и еда хорошие, можно ходить со своим оружием и, если немного повезет, есть даже шанс найти жену. По вечерам звуки компьютерной игры Counter-Strike, в которую играют джихадисты, сливаются в какофонию виртуальных баталий. В деревне Атмех священная война представляет собой костюмированный спектакль, и каждый может представить себя его частью - без какого-либо ущерба для себя лично. В августе в деревне Атмех открылся ресторан, специализирующийся на приготовлении различных национальных блюд с учетом вкусов приехавших из разных стран джихадистов. В этом заведении подают кошари для египтян, фалафель для саудовцев и чикен тикка для пакистанцев, и это лишь небольшая часть из общего списка.
Местные бизнесмены довольны своими фанатичными клиентами. Сирийский продавец в магазине мобильных телефонов рассказывает: «Один человек из Дагестана регулярно приходит сюда. Сначала он купил Samsung Galaxy, затем приобрел iPad, а потом и новую модель Samsung Galaxy. Он потратил здесь более тысячи долларов».
Почему иностранцы находятся именно в деревне Атмех, раздраженно спрашивает местный командир Свободной сирийской армии (ССА)? «Если они приехали сюда воевать, то фронт находится вон там», - добавляет он, указывая рукой на восток.
На самом деле деревня Атмех является транзитным пунктом для джихадистов, которые обычно прибывают в турецкий аэропорт, расположенный в городе Хатай. Некоторые остаются в этом регионе, тогда как другие направляются в Алеппо, в горы Латакии, в расположенный на востоке город Ракка, а также в другие места, где в данный момент может проходить линия фронта.
Некоторые сирийские повстанцы объединяются с джихадистами, однако многие считают иностранцев вредными. И даже если последние воюют против вооруженных сил режима, командиры ССА не понимают, почему такие командиры, как Абу Омар аль-Шишани из Чечни, не используют полученные ими боеприпасы и зенитные ракеты. Командиры ССА на самом деле опасаются того, что джихадисты могут использовать свое оружие против сирийских повстанцев или даже для проведения терактов в других регионах мира.
«Мы не можем себе позволить второй фронт»
«Мы надеемся на то, что джихадисты уйдут после того, как (сирийский президент Башар) Асад будет свергнут, - говорит Хасан Хамада (Hassan Hamada), бывший полковник сирийских военно-воздушных сил, попавший в заголовки газет в прошлом году, когда он сбежал на своем самолете МИГ-21 в Иорданию. Хамада в настоящее время является членом руководства ССА в северной части Сирии. «В настоящий момент мы не можем позволить себе открыть второй фронт», - добавляет он.
Поэтому пока они сражаются бок о бок, джихадисты и светские боевики все еще вынуждены сосуществовать друг с другом. Магазины в деревне Атмех продают музыкальные компакт-диски, и женщины по-прежнему появляются в брюках на улице. Объясняется это вакуумом власти в деревне Атмех, как это было в Ираке в 2003 году. Вместо этого здесь существует сложная система локальных советов, бригад ССА и умеренных исламистов, с которыми радикалы вынуждены находить общий язык.
Когда иностранных боевиков спрашивают об их планах, они называют Сирию лишь одним из этапов. «Сначала джихад будет здесь, пока мы не победим! Затем мы освободим Ирак, Ливан и Палестину», - говорит молодой араб из Соединенного Королевства. Израиль больше не представляет особой важности, когда шииты считаются реальными врагами. Хотя шииты - тоже мусульмане, радикалы-сунниты полагают, что они хуже любого неверного.
Вот такие вещи они говорят в деревне Атмех, однако их влияние уже меньше в Дарет Аззехе (Daret Azzeh), городе, расположенном в 25 километрах, где члены ССА пресекли попытки джихадистов захватить власть. Теперь представители двух группировок попеременно дежурят на контрольно-пропускных пунктах. Но когда городской совет попросил помочь отремонтировать водопровод, джихадисты просто пожали плечами. «Они хотят завладеть половиной мира, - говорит Ахмед Рашид (Ahmed Rashid), юрист и член городского совета. - Но они потерпят неудачу уже в небольшом городе».
У разношерстных группировок нет твердого руководства
Тем временем в деревне Атмех джихадисты ведут такой образ жизни, который существовал во времена Пророка, хотя и с некоторыми дополнительными удобствами, включая Facebook и Counter-Strike. Все это напоминает ранние дни ислама после смерти Пророка, когда трое из первых четырех калифов вели борьбу с соперниками из своих собственных рядов. Все радикалы в деревне Атмех хотят установления теократии, однако это не мешает некоторым группировкам постоянно очернять друг друга, они становятся соперниками и временами начинают враждовать. В середине июня внутри и около деревни Атмех насчитывалось по крайней мере пять джихаддистских группировок. Вот их перечень:
Dawla al-Islamiyya fi al-Iraq wa bilad al-Sham (Исламское государство Ирака и Леванта), растущая в численном отношении группа, у которой более 200 последователей.
«Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар» (Jaish al-Muhajireen wal-Ansar, Армия эмигрантов и помощников), насчитывает около 170 боевиков.
«Абу аль-Банат» (Abu al-Banat), группировка из примерно 70 человек, названа по имени своего эмира и состоит почти исключительно из чеченцев, дагестанцев и азербайджанцев. Их число сокращается.
«Абу Мусаб аль-Джазаири» (Abu Musab al-Jazairi), названа по имени своего алжирского основателя и финансиста, примерно 60 членов.
«Джабат аль Нусра» (Jabat al-Nusra, Фронт обороны), около 100 боевиков.
«Аль Нусра» является самой темной из всех группировок и находится в процессе распада, по крайней мере в провинции Идлиб, а ее лидер Абу Мухаммад аль-Голани (Abu Mohammed al-Golani), никогда не появлявшийся на публике, в 2013 году поклялся в верности лидеру «Аль Каиды» Айману аль-Завахири (Ayman al-Zawahiri). Среди простых людей в Сирии Завахири не очень популярен, что объясняется несколькими причинами. Этот египтянин не считается особенно харизматичной фигурой, и хотя он, скрываясь в районе афгано-пакистанской границы, стал преемником бывшего лидера «Аль Каиды» Усамы бен Ладена, ему не удалось объединить разрозненных террористов, и в результате в его окружении стали появляться новые группировки.
Кроме того, джихадистские паломники хотят иметь человека, отдающего приказы. Они хотят видеть эмира во плоти, отдающего команды и лично выносящего приговоры. Однако у «Аль Нусры» нет такого эмира. Даже в ее собственных пропагандистских видео Мухаммед аль-Голани (Mohammed al-Golani) представлен в виде фигуры с искаженным, металлическим голосом и лицом, скрытым с помощью пикселей. Члены этой группировки часто говорят о том, что они знают человека, который знает человека, который встречался с эмиром, однако все эти истории ничем не заканчиваются. Некоторые бывшие члены «Аль Нусры» из Алеппо, Идлиба или Дамаска в последние месяцы говорили о том, что никто никогда не видел этого человека и не разговаривал с ним.
Один сириец, покинувший «Аль Нусру» и перешедший в «Исламское государство» (Dawla), говорит, что последняя группировка «круче». Члены этой организации могут курить, говорит он, если никто не видит. Это важное конкурентное преимущество в сирийском повстанческом сообществе, где немало заядлых курильщиков. Как правило, сигареты среди джихадистов запрещены, поскольку «курение отпугивает ангелов и откладывает наши победы», как говорит бывший член «Аль Нусры», цитируя своего бывшего эмира.
Экстремизм заходит слишком далеко
В то время как многие сторонники «Аль Нусры» из числа сирийцев примкнули к более умеренным группировкам, иностранцы вступили в группу «Исламское государство», которая стала сильнейшим объединением на севере.
Однако самым радикальным эмиром на севере является Абу аль-Банат (Abu al-Banat). Этот бывший российский офицер из расположенной на Кавказе республики Дагестан принял ислам и собрал вокруг себя сторонников, выполняющих функции апостолов. На своем ломаном арабском он бесцеремонно объявил «Аль Нусру» и другие группировки «кафир», то есть неверными, потому что они отказались подчиняться его командам.
Весной самопровозглашенный эмир из деревни Атмех пришел вместе со своими сторонниками в деревню Машхад Рухин (Mashad Rahin), расположенную на расстоянии девяти километров, и выставил вокруг деревни свою охрану, превратив ее таким образом в свой личный эмират.
Читайте также: Банкноты и караваны
В апреле этого года аль-Банат обезглавил трех человек на деревенской площади. На видео этой зверской казни, появившейся в интернете, неряшливый человек, окруженный толпой зевак, в том числе детей, говорит в камеру на ломаном арабском. Этот человек и есть Абу аль-Банат. Три связанных человека, скрючившись, лежат у его ног. Его помощник медленно отрезает голову одному из них и затем переходит ко второму. После этого он подносит к камере отрезанную голову, как трофей.
По непонятным причинам видео появилось сначала на портале Syria Tube. Этот занимающийся пиаром сайт сирийского режима утверждал, что обезглавленные жертвы были христианскими священниками, убитыми в июне в городе Рассания (Rassania). Эта новость была быстро подхвачена католическим новостным агентством Agenzia Fides, которое часто распространяет сфабрикованные данные о якобы имевших место зверских расправах.
На самом деле на этом видео зафиксировано совершенное в апреле убийство предполагаемых сторонников Асада в лагере аль-Баната, хотя невозможно сказать, кто были эти три человека и какие они совершили проступки. Один из бывших членов группировки аль-Баната говорит о том, что «аль-Банат был судьей и обвинителем в одном лице». Жители деревни были в ужасе, говорит человек из расположенного неподалеку города. «Независимо от того, что сделали эти трое, люди - не ягнята и их нельзя резать, как скот». Проведенные казни стали причиной оттока людей, после чего в лагере осталось всего около 70 сторонников.
Судя по всему, остальные джихадисты пришли к выводу, что обезглавливание - это уже слишком, и в ночь на 29 июня был отмечен редкий случай сотрудничества. Чеченский командир из группировки «Исламское государство» с группой хорошо вооруженных людей ворвался в Машхад Рухин и объявил об окончании террористического правления аль-Баната. Оставшиеся его сторонники сдались без сопротивления, а сам аль-Банат и двое его помощников были взяты под стражу и увезены. Все подъездные пути были перекрыты во время проведения этой операции, и на них были установлены контрольно-пропускные пункты ССА. Все это было сделано для того, чтобы преградить путь джихадистам, которые могли прийти на помощь эмиру, но никто так не появился.
По имеющимся данным, оставшиеся члены джихадистской группировки аль-Баната в течение следующих нескольких дней упаковали свои чемоданы и покинули деревню.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1010
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 300
Рейтинг поста: