В среду, 25 сентября, в Астане состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств. Стороны обсуждали преимущественно вопросы технического характера, политический же аспект события был связан с тем, что впервые в качестве наблюдателей на мероприятии такого уровня присутствовали главы правительств Украины и Киргизии.

Рынок Таможенного союза и в кризис служит драйвером для роста

Итак, согласно официальной информации, на заседании в Астане стороны обсудили вопросы таможенно-тарифного регулирования, утилизации продукции в Таможенном союзе, а также некоторые другие, касающиеся развития основных направлений интеграции. Отдельной темой обсуждения участников встречи стала также реализация решений, принятых в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств в мае текущего года.

Непосредственно перед заседанием встречу с главами правительств, прибывшими на мероприятие, провёл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Участники встречи рассмотрели широкий круг вопросов дальнейшего углубления евразийской экономической интеграции.

Практические результаты заседания следующие — было подписано решение, касающееся ввозимых на территорию Таможенного союза гражданских самолётов и зерноуборочных комбайнов. Как отметил премьер-министр Казахстана Серик Ахметов, данный документ позволит членам Союза развивать такие сектора экономики, как воздушно-транспортный, сельскохозяйственный и промышленный. Также были одобрены итоги применения в 2011–2012 годах механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин. «При этом данный механизм показал свои эффективность и адекватность», — подчеркнул премьер-министр Казахстана.

Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко на брифинге по итогам заседания отметил, что, несмотря на продолжающийся финансовый кризис, рынок Таможенного союза служит драйвером для роста. По его данным, взаимная торговля между тремя участниками Союза, если её «очистить» от товаров топливно-энергетического комплекса (ТЭК), за семь месяцев выросла на 3,6%:

«Это не много, но экспорт несырьевых товаров (опять-таки очищенный от ТЭКа) в третьи страны сократился на 8,6%. И если сравнивать, то это говорит о том, что единый внутренний рынок в существенной части является источником роста для обрабатывающих производств, что для экономик наших стран чрезвычайно важно».

Три интеграционных момента для Киргизии

В ходе мероприятия премьер-министр Киргизии Жанторо Сатыбалдиев подтвердил намерения республики следовать по пути экономической интеграции на Евразийском экономическом пространстве и продолжать переговорный процесс по присоединению к Таможенному Союзу. Вместе с тем представитель власти Киргизской республики обозначил три момента, возникшие при обсуждении проекта «дорожной карты».

В частности, как заявил Сатыбалдиев, Бишкек предлагает создать механизм по оказанию поддержки республикам, которые намерены присоединиться к Таможенному союзу:

«Не секрет, что уровень внутреннего валового продукта на душу населения в Киргизии в разы меньше, чем у стран Таможенного союза. Поэтому таким механизмом могло бы быть создание специального фонда или института развития. Такие механизмы существуют практически во всех интеграционных объединениях в мире».

Во-вторых, подчеркнул премьер Киргизии, предлагается обратить особое внимание на важность оказания практического содействия в создании трудоёмких производств на территории республики — «что позволит смягчить шоковые моменты при присоединении к Таможенному союзу и сократит уровень нелегальной миграции».

В-третьих, заявил он, для Киргизии важно определение перечня товаров и ставок, в отношении которых республике необходимо в течение переходного периода применение ставок таможенных пошлин, отличных от единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Премьер Киргизии заявил, что его правительство «активно взаимодействует» с Евразийской экономической комиссией по разработке «дорожной карты» присоединения к Союзу, выразив надежду, что документ будет принят в этом году.

Публичной реакции на озвученные предложения Киргизии со стороны членов Таможенного Союза — России, Белоруссии и Казахстана — пока не последовало.

Мы же напомним, что в августе принятие проекта «дорожной карты» присоединения Киргизской Республики к Таможенному союзу со степенью готовности более 90% было перенесено на сентябрь (а сейчас — на «до конца года»). Пока неясно, стоит ли говорить о торможении евразийских интеграционных процессов Бишкеком, но то, что власти республики как минимум не слишком торопятся в этом направлении, — факт. Причиной тут может быть не столько типичный для «осколков» аукцион за внешнюю политику между РФ и Западом, сколько тяжёлый процесс балансирования внутренних интересов при интеграции в Союз. Например, по августовской информации Киргизия рассчитывала на особые таможенные пошлины по 2600 позициям, хотя изначально квота по этому вопросу заявлялась в районе 1 тыс. позиций.

Украинский вопрос куда же без него

Самым главным политическим заявлением саммита с российской стороны является достаточно неожиданное смягчение позиции по Украине. Так, премьер России Дмитрий Медведев заявил, что хотя и де-юре, и де-факто с подписанием ассоциации с ЕС Украина практически закроет для себя возможности полноценного участия в Таможенном союзе, наблюдателем в Союзе оставаться всё равно будет можно. Как отметил Медведев, если Украина подпишет договор с Европой, никакой катастрофы не случится:

«Наше сотрудничество продолжится. Но, к сожалению, я боюсь, что объём такого сотрудничества и объём вообще экономического взаимодействия будет сужаться… Потому что, как известно, в этом случае уже будет действовать особый режим их работы с Евросоюзом. Скорее всего, они получат значительные потоки европейских товаров, которые будут давить на украинский рынок».

Российский премьер в очередной раз подчеркнул, что, в конечном счёте, европейские товары так или иначе хлынут на российский рынок через Украину:

«Мы не можем так безучастно к этому относиться, поэтому в рамках подписанного нами договора о зоне свободной торговли стран СНГ (а в нём участвует и Россия, и Украина) нам придётся применять специальное приложение к нему, приложение номер 6 о защитных мерах в случае угроз экономического характера».

На встрече Медведева и Азарова стороны отметили, что в текущем году уровень двустороннего товарооборота сократился почти на 20%, или примерно на 19 млрд долларов США. Правда, украинская сторона высказала лестную для себя версию, что данное сокращение произошло в основном за счёт того, что Украина отказалась от чрезмерных закупок дорогого российского газа (что, мягко говоря, не совсем соответствует истине, потому что даже в лучшие времена, вне кризиса, Украина покупала российского газа максимум на 1 млрд долларов в месяц, то есть 19 млрд долларов по газовому направлению не набирается никак).

Также Азаров сообщил, что Украина, согласно проведённому у себя анализу, постановила, что может присоединиться примерно к 70 соглашениям, которые действуют в Таможенном союзе и вроде бы не противоречат «евроинтеграции» республики. В ответ на это Медведев заявил следующее: «Если они присоединятся к 70 соглашениям, а их всего-то под 80, это будет означать полноценное членство в ТС. Мы будем только рады этому. Только, я боюсь, в условиях, когда будет действовать договор об ассоциированном членстве, там написано, что такие решения должны согласовываться с Брюсселем. Я не уверен, что наши коллеги в Европейском союзе к этому отнесутся так легко. Именно в силу нестыковки многих правил, которые есть».