Независимая международная комиссия по расследованию событий в Сирии, учрежденная ООН, представила к 24-й сессии Совета по правам человека очередной доклад. Он хотя и грешит предвзятостью в плане возложения основной ответственности за происходящие в Сирии массовые нарушения прав человека на правительственные войска, но в то же время дает громадный материал, свидетельствующий о правонарушениях и преступлениях мятежников, поддерживаемых Западом. Это реальность, которую уже невозможно не замечать…
Документ охватывает расследования, проводившиеся с 15 мая по 15 июля 2013 года. Его выводы основаны на 258 опросах и других собранных свидетельствах. Что касается сирийского правительства, то западные СМИ уже расписали все обвинения по его адресу. Гораздо реже упоминается та часть доклада, которая касается деяний пресловутой оппозиции. На ней мы и остановимся.
В документе указывается, что в период 15 мая - 15 июля 2013 года в сфере нарушений, касающихся обращения с гражданскими лицами и комбатантами, не участвующими в боевых действиях, антиправительственные вооруженные группы сформировали собственные «квазисудебные механизмы». Отсутствие кодифицированного права приводит к непоследовательному отправлению правосудия. Основные судебные и процессуальные гарантии предоставляются редко, и большинство этих механизмов никак не соответствует элементарным требованиям независимости и беспристрастности суда.
Карательные механизмы, созданные некоторыми вооруженными группами, отказывают в праве на помощь адвоката и возможность обжалования приговора; казни приводятся в исполнение немедленно после вынесения приговоров. На практике судьи таких судов действуют по указаниям командиров незаконных вооружённых формирований. При этом захваченные солдаты или бойцы правительственных сил, которые «делают признание в убийстве членов оппозиционных формирований», подлежат немедленной внесудебной казни.
В качестве примеров приводятся казнь боевиками «Исламского государства Ирака и Сирии» (ISIS) в Алеппо 8 июня 15-летнего Мохамеда Катту, обвиненного в «богохульстве», и католического священника Франсуа Мурада в Итлибе только за исповедание им христианской веры.
В части произвольных арестов и незаконного содержания под стражей число людей, задержанных антиправительственными формированиями, постоянно растет, как растет и число случаев произвольных арестов и незаконного содержания под стражей. В апреле в Алеппо был задержан врач за отказ разрешить боевикам «Джабхат-ан-Нусры» водрузить свой флаг над полевым госпиталем. В том же городе были задержаны более 150 человек, никто из них не имел доступа к адвокату, и всем им были запрещены свидания с родственниками. В Эр-Ракке боевики ISIS содержали под стражей несколько сот человек, включая женщин. Нет никаких свидетельств того, что в настоящее время задержанные получили возможность пользоваться своими основными правами.
В отношении захвата заложников доклад признает, что этим занимаются как правительственные силы, так и антиправительственные вооруженные группы. В последнее время число подобных случаев резко возросло. «Вооруженные лица, движимые жаждой наживы или стремлением обменять заложников на задержанных лиц, находящихся в руках противника, похищают и удерживают людей под угрозой смерти. Десятки людей содержатся под стражей; некоторые были освобождены после переговоров. За рассматриваемый период десятки лиц были убиты».
В применении пыток и жестокого обращения «есть веские основания полагать», что такая практика со стороны антиправительственных вооруженных формирований расширяется. Например, в середине мая члены шариатского комитета в северной части города Алеппо задержали и заключили под стражу нескольких активистов, принимавших участие в мирной демонстрации, и подвергли их физическому насилию, в том числе били их по подошвам ног. Группировка «Лива Асифат Аль-Шамаль» располагает в Азазе (Алеппо) тюрьмой, рассчитанной на 300 человек, в которой одним из методов ведения допроса является помещение задержанных на 48 часов в земляную яму глубиной в 1,5 метра, покрытую куском листового железа.
Нарушение прав детей - распространенная практика среди мятежников. Дети погибали в результате обстрелов жилых районов. 15 июня в результате обстрела района Аль-Фуа (Идлиб) был убит 10-летний мальчик. 8 июня трое вооруженных людей казнили в Алеппо 15-летнего Мохамеда Катту. 10 июня в Хатле (Дейр-аз-Заур) в числе 27 других людей были убиты двое детей.
Некоторые вооруженные группы вербовали в свои ряды детей в возрасте до 18 лет. В рядах групп «Лива-аль-Таухид» и «Джабхат-ан-Нусра» действуют боевики в возрасте от 14 до 18 лет. Как объясняется, детей вербуют по той причине, что «они преданные и бесстрашные воины». Один 13-летний мальчик вступил в бригаду ССА в Дераа после того, как закрылась школа, в которой он учился. Его использовали в качестве носильщика, в обязанности которого входили переноска раненых, медикаментов и подноска боеприпасов. В мае он был тяжело ранен.
В сфере нарушений, касающихся ведения боевых действий, доклад указывает на незаконные нападения антиправительственных вооруженных групп, в частности проведение операций в гражданских районах в нарушение международно-правовых обязательств избегать размещения военных объектов в пределах или вблизи густонаселенных районов. Так, антиправительственные силы, включая «Аль-Лива-Таухид», обстреливали шиитские селения Нубл и Захру в северной части Алеппо с использованием артиллерии и самодельных ракетных установок.
В период с марта по июль коалиция вооруженных отрядов, в том числе «Ахрар-аш-Шам», «Лива-аль-Таухид» и «Джабхат-ан-Нусра», обстреливала из орудий центральную тюрьму Алеппо. В городе Алеппо вооруженные группы подвергали неизбирательным ракетным и артиллерийским обстрелам контролируемые правительством районы. Снайперы, действовавшие в составе этих групп, также вели неизбирательную стрельбу в контролируемых правительством районах города Алеппо, что привело к жертвам среди гражданского населения.
В целом по стране «антиправительственные вооруженные группы применяли минометы, ракеты и снайперский огонь без каких-либо различий между гражданскими и военными целями».
Осуществлялись нападения и на пользующиеся особой защитой лица и объекты. 28 мая члены группы «Лива аш-Шухада Хуран» атаковали национальный госпиталь в Дераа. Медицинские работники не получали никаких предупреждений до нападения. После нападения 11 июня на Хатлу (Дейр-аз-Заур) бойцы группировки «Джабхат-ан-Нусра» в течение двух дней подвергали разграблению, а затем взорвали шиитский мемориал имама Аль-Хусейна и имама Аль-Муртада, а также шиитскую мечеть «Аль-Расул Аль-Муаддам». В Гассанийе (Идлиб) была варварски разрушена церковь, скульптурные сооружения были разбиты, а иконы замазаны краской. 27 мая была убита корреспондент телеканала «Аль-Ихбария» Яра Аббас, когда автомобиль со съёмочной группой попал под огонь боевиков в Эль-Кусейре. Некоторые вооруженные группы задерживали журналистов в течение продолжительного времени. Их последующее освобождение без суда и в некоторых случаях конфискация у них аппаратуры - свидетельство попыток помешать журналистам выполнять их профессиональные обязанности.
Осады и посягательства на продовольственную безопасность стали обычным явлением. С июля 2012 года боевики в северной части Алеппо осаждают районы Нубл и Захра, препятствуя снабжению их жителей и находящихся там правительственных сил продовольствием, топливом и медикаментами. Начиная с апреля, вооруженные группы, в том числе «Аль-Лива-Таухид», «Джабхат-ан-Нусра» и «Гораба-аш-Шам», осаждают курдский по преимуществу город Африн. Поставки продовольствия и подача электричества в Aфрин блокированы. Из-за отсутствия в городе чистой воды там наблюдается рост инфекционных заболеваний. В апреле вооруженные группы осадили центральную тюрьму Алеппо, заблокировав доставку в тюрьму продовольствия и медикаментов.
***
Оценивая ситуацию в Сирии уже после обозначенного в докладе срока, глава комиссии, подготовившей доклад, бразилец Паулу Пинейру 16 сентября сообщил: «На всей территории северной Сирии отмечен рост преступлений и всплесков насилия, осуществляемого экстремистскими антиправительственными вооруженными группировками на фоне притока в страну иностранных бойцов. Сегодня есть целые отряды, состоящие из бойцов, приехавших в Сирию из-за рубежа». Член возглавляемой данной комиссии Карла дель Понте со своей стороны заявила, что считает реалистичными оценки, согласно которым около половины сирийских оппозиционеров - радикалы-исламисты. «Эта информация абсолютно правдоподобная. Я бы даже сказала, что их чуть больше», - признала она, комментируя 23 сентября в эфире швейцарского телеканала РТС доклад британской исследовательской группы «Ай-эйч-эс Джейнс» (IHS Jane's). «В Сирии события развиваются следующим образом: численность по-настоящему демократически настроенных оппозиционеров, выступающих за мирное решение, уменьшается, а численность экстремистов - увеличивается, и, соответственно, растет количество совершаемых ими преступлений», - говорит дель Понте.
В свете приведенных выше данных принципиально важен сделанный в докладе комиссии (в неё входили в основном представители западных стран) вывод: «Военное решение этого конфликта невозможно. Те, кто поставляет в страну оружие, подпитывают лишь иллюзию достижимости победы. Политическое решение, основанное на принципах Женевского коммюнике, является единственным путем к миру».
Остаётся надеяться, что лица, принимающие решения в западных столицах, примут во внимание этот вывод и эту рекомендацию собственных экспертов.