Российская инициатива о передаче под международный контроль сирийского химического оружия с последующим его уничтожением, а также присоединение Сирии к международной конвенции о запрещении химического оружия отодвинули на время военный удар по Сирии. Однако никаких иллюзий по поводу политики администрации Обамы в отношении Сирии нет. Её целью было и остаётся свержение президента Асада любыми способами и устранение Сирии как союзника Ирана и регионального центра силы. Альтернатива этому одна - политическое урегулирование сирийского кризиса.
Созыва международной конференции по Сирии «Женева-2» необходимо добиться уже в ближайшее время. С сирийской стороны в ней должны участвовать как официальные представители сирийского руководства, так и оппозиции. Однако что такое сирийская оппозиция? В Вашингтоне предлагают считать таковой Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил (НКОРС) с заграничной штаб-квартирой в Дохе (Катар), которую США объявили «единственным законным представителем сирийского народа», и Свободную сирийскую армию (ССА), сеющую террор на земле Сирии.
НКОРС была создана на съезде оппозиционных сирийских группировок в 2012 г. в Дохе. Съезд патронировался представителями Госдепа США, министром иностранных дел Турции, премьер-министром Катара. По указаниям и были назначены руководители НКОРС, которых потом не раз меняли. Одновременно теми же внешними силами было создано «сирийское правительство в изгнании», руководить которым поручили гражданину США сирийского происхождения, ряд лет проживающему в Америке.
Главную роль в НКОРС играют представители суннитских исламистских группировок. Никакой программы у НКОРС нет. Всё, с чем выступает эта разношерстная коалиция, сводится к лозунгу свержения Асада. Между НКОРС и ССА идёт борьба. В случае гипотетического прихода НКОРС к власти уже на следующий день составляющие её группировки сцепятся в схватке за власть.
Что касается ССА, то она состоит из двух категорий боевиков - дезертиров из сирийской армии (как правило, суннитов) и иностранных наемников.
Наряду с ССА против правительственных войск в Сирии воюет целый ряд исламистских группировок, состоящих преимущественно из наемников-арабов, завербованных в разных странах, и просто уголовников. Наиболее известны «Джабхат ан-Нусра» (Фронт победы) и «Аль-Каида Леванта и Ирака», ставящие целью создание в Сирии «исламского государства». Причем «Фронт победы» внесён в США в список террористических организаций.
Сброд из дезертиров, наёмников и уголовников составляет главную ударную силу той «сирийской оппозиции», которую администрация Обамы хотела бы видеть на переговорах в «Женеве-2». На боевом счету у этой «оппозиции» - массовые убийства не только алавитов, христиан, курдов, но и мусульман-суннитов; разрезание животов беременным женщинам; насилование пятилетних девочек; отрезание голов пленным и поедание их внутренних органов.
ССА и исламистские бандформирования, с одной стороны, противостоят друг другу с оружием в руках, с другой - часто действуют совместно.
Вместе с тем в Сирии существует другая – внутренняя, патриотическая оппозиция, предъявляющая властям свои требования, но готовая к конструктивному диалогу с режимом… Автор этих строк дважды со времени начала сирийского конфликта встречался в Дамаске с представителями внутренней патриотической оппозиции. Она включает более десятка политических партий, часть которых возникла после принятия в 2012 г. на общенациональном референдуме новой Конституции Сирии, провозгласившей многопартийность.
Партии сирийской патриотической оппозиции имеют различную политическую окраску – социал-демократическую, националистическую. Есть партии, выражающие интересы курдов. Многие из них объединены в народный фронт «Преобразование и освобождение». В него входят такие партии, как старейшая Сирийская национально-социальная партия и партия «Народная воля», генеральным секретарем которой является известный экономист профессор Дамасского университета Кадри Джамиль, занимающий пост вице-премьера, курирующего экономический блок в правительстве.
В другом крыле внутренней сирийской оппозиции наиболее влиятельным является Национальный координационный комитет за демократические перемены, в который входит 13 партий, в основном левой ориентации, а также молодежные организации и три курдские партии. Руководитель Национального координационного комитета за демократические перемены – известный в Сирии общественно-политический деятель Хасан Абдель Азим. Он же является председателем партии Демократический арабский социалистический союз.
Национальный координационный комитет действует также за пределами Сирии, где его представляет Хейсам Манаа, возглавляющий Арабский комитет по правам человека, базирующийся в Париже.
Среди организаций сирийских курдов, большинство которых влилось в патриотическую оппозицию, следует также назвать Курдский национальный совет. В курдских районах созданы отряды самообороны, которые вместе с сирийской армией сражаются против бандформирований, совершающих налёты на курдские селения.
На конференции «Женева-2» необходимо самое широкое представительство различных слоев сирийского общества и, прежде всего, представителей внутренней оппозиции. Как подчеркнул российский министр иностранных дел Сергей Лавров, это записано и в резолюции первой Женевской конференции, состоявшейся 30 июня 2012 г.
Необходимо также заставить сесть за стол переговоров и представителей «зарубежной оппозиции». В случае их отказа от переговоров и продолжения вооруженного противостояния с правительством правомерно требовать признания их Организацией Объединённых Наций террористическими организациями со всеми вытекающими отсюда последствиями.