Африка и Евросоюз сплотились против морских нефтяных пиратов
В конце августа в Лагосе, экономической столице Нигерии, прошла международная конференция «Обеспечение морской безопасности в Африке». Место было выбрано неспроста: в районе Гвинейского залива на торговые суда довольно часто нападают пираты. Сегодня Западная Африка хочет взять пример с Восточной Африки, дабы не то чтобы уж положить конец морскому пиратству, но хотя бы в должной мере защититься от него, а также и остановить поток наркотиков, идущий через западно-африканские порты.
Как передаёт ИТАР-ТАСС, на конференции в Лагосе командующий европейской военной миссией в Западной Африке вице-адмирал Юрген Эле отметил, что «ЕС готовит свою стратегию в Гвинейском заливе». Руководители европейских государств намерены составить план уже «до конца октября этого года».
Сославшись на опыт Восточной Африки, Эрле заметил, что использование там военных кораблей содействовало уменьшению числа пиратских вылазок против гражданских судов. Подобная тактика в Западной Африке в полной мере не применялась. Все заинтересованы в защите энергетических источников, заявил Юрген Эле, и добавил, что страны Евросоюза считают необходимым и усиление борьбы с транзитом наркотиков через западно-африканские порты и незаконным выловом рыбы.
Поэтому отныне упор будет делаться на координации оперативных действий ВМС различных стран и на подготовку соответствующего персонала.
Причём, вырабатывая новую стратегию, отметил немецкий адмирал, нельзя делать ставку исключительно на боевые корабли. Важно предусмотреть и разработку программ по преодолению бедности и прекращению насилия в регионе.
Корр. ИТАР-ТАСС приводит данные британского аналитического центра «Четхэм хаус», согласно которым количество пиратских атак на торговые суда в Гвинейском заливе выросло с 39 в 2010 году до 62 в 2012-м. Чаще всего пираты захватывают нефтяные танкеры.
Политический обозреватель Валентин Крюков («Инфорос») отмечает, что флибустьеры нападают в территориальных водах одной страны, а скрываются у берегов другой. Около половины пиратских вылазок приходится на внутренние воды Нигерии.
Вылазкам разбойников благоприятствуют местные условия: беспорядки в регионе и высокая мировая цена не нефть.
Начальник штаба ВМФ Нигерии вице-адмирал Деле Эзеоба отметил на конференции, что «пираты стали настоящей угрозой для морской торговли и экономического прогресса Африки. Грабёж нефти, товаров промышленного назначения наносит прямой ущерб не только прибрежным странам, но и не имеющим выхода к морю».
За последние десять лет из-за пиратской кражи нефти страны региона потеряли 100 миллиардов долларов. Нефтяное воровство сопровождается захватом заложников, повреждением средств доставки нефти, загрязнением окружающей среды.
На конференции в Лагосе было решено сформировать своего рода силы быстрого реагирования, подобные тем, что использовались у побережья Восточной Африки. Как отмечает автор материала, присутствие международных военно-морских сил, в том числе и российских боевых кораблей, привело там к значительному сокращению случаев грабежей. В 2011 году там было зафиксировано 129 нападений пиратов на торговые суда, а в 2012-м число пиратский «акций» сократилось до 19.
Итоги работы конференции подвёла Дезиани Алисон-Мадуэке, министр нефти Нигерии. Она назвала ситуацию в Гвинейском заливе «неприемлемой»: ведь лишь за шесть месяцев текущего года было зафиксировано 55 нападений на танкеры. По словам Алисон-Мадуэке, борьба с пиратством потребует длительного времени и совместных действий государств региона и их партнёров.
Надо также отметить, что морское пиратство в заливе — это полбеды для Нигерии.
Как сообщил 12 июля корр. ИТАР-ТАСС Александр Нечаев, воровство нефти в стране привело к очередному закрытию трубопровода концерна «Шелл», что снижает поставки на 150 тысяч баррелей в день.
Компания заявила, что закрыла Транснигерийский нефтепровод из-за утечки: «В последние месяцы трубопроводы ТНП неоднократно становились целью похитителей нефти. В результате их приходилось закрывать, чтобы ликвидировать точки воровства».
Воры устанавливают отводы, что приводит к пожарам, взрывам и разливам нефти.
Александр Дармин (magazine.neftegaz.ru) напоминает, что Нигерия — ключ ко всему африканскому континенту. В этой стране сосредоточена почти половина всех запасов газа Африки. 95% от стоимости экспорта африканского государства составляет нефть. Страна находится на седьмом месте в мире по экспорту нефти и участвует в ОПЕК. Подтверждённые запасы нефти в Нигерии достигают порядка 35,5 млрд. барр. (почти 4,8 млрд. т). Ежедневно здесь можно добывать 3 млн. барр. (150 млн. т нефти в год). Нефтяных запасов Нигерии хватит ещё на 10-15 лет. Однако, по данным МВФ, за 40 лет, прошедших с начала нефтедобычи в Нигерии, доля жителей страны, живущих менее чем на 1 доллар в день, выросла с 27 до 66%.
При этом страна вынуждена импортировать электроэнергию. Доходы от экспорта нефти не улучшают положения местного населения, а разворовываются правителями. Вместо того, чтобы стать основой процветания и развития национальной экономики, пишет автор статьи, «нигерийские доходы от нефти были попросту разбазарены и разворованы чередой правящих режимов». Только диктатор Нигерии 1990-х годов генерал Сани Абача за пять лет правления «увёл» около 4 миллиардов долларов от продажи нефти.
Тем не менее в какой-то мере нефтяная отрасль Нигерии продолжает развиваться. Чтобы снизить потери от пиратства и воровства, которые процветают на фоне повсеместной бедности и коррупции, местные крупные бизнесмены пытаются найти обходные решения.
Президент «Dangote Group» Алико Дангот, богатейший человек в Нигерии, к примеру, заявил, что его компания получила кредит в 3,3 млрд. долл. на строительство нефтеперерабатывающего комплекса. Об этом сообщает «РБК» со ссылкой на «Associated Press». Стоимость проекта достигает около 9 млрд. долл. Кредит дали 12 нигерийских и международных банков. Нефтеперерабатывающий комплекс начнёт функционировать в 2016 году.
Надо полагать, если проект будет реализован, он поможет снизить зависимость Нигерии от экспорта «чёрного золота», а заодно и исключит атаки морских «флибустьеров».
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|