После недолгого существования эксперимент с созданием Министерства по развитию Дальнего Востока, похоже, подходит к финалу, так и не доказав своей эффективности. Его бывший глава и полпред президента по ДФО Виктор Ишаев покинул свой пост, уступив место бывшему министру природных ресурсов Юрию Трутневу. С чем не смог справиться прежний куратор Дальнего Востока, что предстоит сделать новому и почему процесс никак не движется ― разбираем ниже.
Все знают, что делать, но не знают как
Если кто-то думает, что Россия не знает, что делать с ресурсами и потенциалом Дальнего Востока, то это не так. Напротив, написаны тысячи страниц всевозможных программ и стратегий, состоящих из дельных предложений и, казалось бы, осталось только взяться за их исполнение. Ушедший со своего поста Виктор Ишаев тоже знал, что необходимо региону, но вот с поручениями президента его ведомству справиться не удалось.
Дело тут вовсе не в личности Ишаева, а по мнению многих, в неверной форме организации работы. Напомним, что эта форма является давним предметом спора. Изначально предлагалось развивать Дальний Восток силами специально созданной госкорпорации, и эту идею лоббировал Игорь Шувалов при публичной поддержке Владимира Путина. Однако такая идея встретила сопротивление в правительстве — из-за «рисков, связанных с непрозрачностью госкорпораций». И вместо неё было организовано новое и единственное в стране региональное министерство.
В итоге вновь созданное ведомство получилось хоть и прозрачным, но совершенно бессильным перед поставленными задачами. Всё, что было сделано им за срок своего существования, ― это новые программы развития, обречённые быть нереализованными ещё на стадии планирования. Тысячи километров новых железных дорог, сотни ― линий электропередачи, десятки мостов и предприятий так и остались на бумаге по тривиальной причине: никто не хочет их финансировать.
Специально созданный Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона мало того что не обладает достаточными средствами для обеспечения всего этого великолепия, так ещё и соглашается давать их только под неподъёмные 15% годовых, что делает его абсолютно бессмысленным в этой ситуации.
Не идёт и частный инвестор, на которого в правительстве возлагали основные надежды, ― никто не хочет вкладываться в проекты с неясной перспективой окупаемости. В свою очередь Минфин также не даёт денег ― «бюджетное правило» не располагает к расточительности.
В итоге имеем сегодняшнюю ситуацию ― Ишаев уступает место Трутневу, которому разрешено самостоятельно принять решение о целесообразности сохранения министерства. По всей видимости, через несколько месяцев оно будет упразднено, а вместо него создана новая организация.
Принципиальный вопрос
Развивать Дальний Восток предлагалось либо через госкорпорацию (предложение Путина ― Шувалова), либо через некую «публичную компанию» (предложение Д. Медведева). Министерство было выбрано, похоже, как компромиссный вариант. При этом складывается ощущение, что в его перспективы не верил никто с самого начала.
И вот министерство ожидаемо провалилось, вновь подняв вопрос о дальнейшей форме организации работы. Публичная компания в представлении Д. Медведева ― это коммерческая организация, действующая по заданию государства. Ничего подобного в нашей стране ещё не было, поэтому многие относятся к идее настороженно. Главный вопрос ― каким образом такая компания сможет сделать нерентабельное рентабельным, чтобы привлечь деньги частных инвесторов.
Госкорпорация же принципиально отличается тем, что может действовать и не на коммерческих принципах, обладая широчайшими полномочиями и не имея необходимости отчитываться перед правительством за эффективность каждой вложенной копейки.
Налицо давнишняя дилемма о допустимой степени присутствия государства в экономике. Как она будет решена на этот раз ― неизвестно. Считается, что новый полпред Трутнев обладает обширными связями в бизнесе, и потому на него возлагаются надежды на привлечение в регион инвесторов. Но очевидно, что какими бы крепкими связи ни были, а никакой инвестор не станет вкладываться в убыточные проекты.
Проблема же как раз в том, что развитие Дальнего Востока ― это сплошь убыточный проект, который если и принесёт какую-то выгоду, то в неясной перспективе. Катастрофически «невыгодно» модернизировать БАМ и Транссиб, абсолютно «невыгодно» тянуть газ в отдалённые посёлки, ужасающе «невыгодно» строить новые мосты и дороги.
Пока что в экономическом блоке правительства преобладает мнение, что развивать Дальний Восток следует только при условии возвратности инвестиций. Так, недавно Минфин предложил пересмотреть субсидирование авиаперевозок на Дальний Восток и лишать субсидий те маршруты, которые за два года не вышли на самоокупаемость. Между тем эксперты отмечают, что окупаемыми могут быть только маршруты между крупными городами, а все остальные без субсидий просто перестанут существовать как таковые.
…Эксперимент с Министерством развития Дальнего Востока отнял у страны больше года и закончился ничем. Крепнет опасение, что теперь последует эксперимент с «публичной компанией», который отнимет ещё немало времени и ресурсов. И только когда весь рыночный инструментарий будет исчерпан, придёт, наконец, время жёстких и очевидных уже сейчас государственнических решений. Увы, но жителям Дальнего Востока, похоже, вновь придётся запастись терпением.