Данные последнего рейтинга The Economist по выполнению программ MBA показывают, что привлекательность Европы ослабевает. Обвинять следует экономические проблемы и опрометчивую визовую политику Великобритании.
Еще совсем недавно студенты, которые учились бизнесу, съезжались в Европу. По сравнению с их американскими аналогами, европейские бизнес-школы были дешевле, а их учебные курсы — более разнообразными. Эти черты европейского экономического образования привлекали. Кроме того, зарплаты европейских выпускников MBA были выше. Некоторые из этих преимуществ остаются нетронутыми. Но этого теперь недостаточно, чтобы привлекать новых абитуриентов.
Данные последнего рейтинга The Economist о зачислении студентов на дневные формы обучения МВА свидетельствуют, что бизнес-образование Старого света быстро приходит в упадок.
Количество студентов на многих университетских бизнес курсах Европы снизилось. Например, зачисление на MBA курс в Aston Business School с прошлого года уменьшилось более чем в два раза — с 129 до 59 студентов. Заметнее снижение количества слушателей наблюдается среди азиатских студентов. Школа менеджмента HEC в Париже зарегистрировала 181 студента на стационарную форму обучения в прошлом учебном году по сравнению с 233 в предыдущем.
Аналогичная ситуация наблюдается по всей Европе. Некоторые небольшие заведения отчаянно пытаются найти хотя бы 30 студентов — по некоторым рейтингам MBA, это считается минимальным количеством студентов для открытия курса с хорошей репутацией.
Одной из очевидных причин, почему студенты не поступают учиться, является тяжелое состояние экономики. Окончание курса МВА может выглядеть хорошим способом пересидеть небольшой экономический спад. Во время наступления более длительного кризиса они теряют свою привлекательность. При отсутствии рабочих мест и наличии проблем с восстановлением экономики в Европе, идти учиться на MBA выглядит теперь не столько антикризисной мерой, как просто упрямым шагом.
Падение Европы отражает также наиболее характерную проблему для рынка MBA. Средний размер учебных классов британских программ MBA, которые получили свои рейтинги The Economist, снизился на 11% по сравнению с прошлым годом. Заведения обвиняют в этом новые усиленные визовые требования для студентов-неграждан стран ЕС. Ранее выпускники имели автоматическое право на пребывание и работу в течение двух лет. Теперь они должны найти компанию спонсора и получить работу, которая будет приносить не менее £ 20 тыс. ($ 32 тыс.) в год. Число виз для студентов, желающих начать свой собственный бизнес, значительно уменьшилось.
Канада всегда поможет
Будущие студенты хорошо знают об этом. Дэвид Симмонс, директор программы Full-time MBA в школе менеджмента Cranfield, говорит о большом количестве комментариев в индийских блогах, которые советуют будущим студентам забыть об учебе в Великобритании. Последнее фиаско в London Metropolitan University (LMU) укрепило это впечатление. Правительство решило, что LMU, имеющий бизнес-школу, не был достаточно строгим в отслеживании поведения своих студентов из стран за пределами ЕС после их зачисления, и остановил автоматическую выдачу виз для его студентов в сентябре. 2600 студентам, которые уже начали обучение, в том числе на курсе MBA, сказали, что им придется еще раз подать заявку в альтернативный университет.
Многие администраторы бизнес-школ на самом деле думают, что некоторые университеты действительно были недостаточно строгими в применении своих процедур приема на обучение. Однако они утверждают, что это не повод начинать расправу с бизнес-образованием. Навязывается новый режим работы без учета репутации университета, изучаемого предмета, курса или последипломного образования. AMBA, британское агентство по аккредитации для бизнес-школ, говорит, что его члены сильно пострадали.
AMBA убеждает правительство Великобритании применить другой подход. Студенты по изучению программ МВА, аккредитованные агентством, должны иметь опыт работы не менее трех лет после получения степени бакалавра. Они считаются ярким примером, который страна должна поддерживать. «Это не простые люди, которые приезжают сюда, чтобы найти себе работу в McDonalds», — говорит Кэрол Тернер, директор по коммуникациям в AMBA.
Тот факт, что европейские школы имеют проблемы, кажется особенно странным: ведь Америка создала проблемы для иностранных студентов в получении работы в стране после окончания учебы. Наверное, это должно было создать дополнительные возможности для европейцев.
Американские программы МВА, как правило, вдвое длиннее, чем в Европе, что делает стоимость и расходы, связанные с обучением в США, более высокими. Заработная плата американских выпускников MBA находится на застойном уровне в течение более десяти лет. Все это должно было бы стимулировать студентов из бедных стран обращаться в европейские школы.
Вместо этого, странами, которые воспользовались проблемами высшего образования Америки, стали Канада и Австралия. Австралия недавно отказалась от своей жесткой политики студенческих виз в пользу более приветливого подхода. Канада пошла еще дальше, чем любая другая страна, пытаясь привлечь иностранных студентов. После 2008 года все студенты, которые закончили двухлетний курс магистра, автоматически получают право на пребывание в стране и работу на три года. Они не должны обязательно иметь место работы, и их не ограничивают трудоустройством в сфере, связанной с их обучением, как это делается в Америке.
Это одна из причин, почему в течение последних двух лет Канада получает наибольшее увеличение заявок на стационарное обучение MBA, чем любая другая страна. Мишель Кертис, исполнительный директор студенческих услуг Schulich School of Business Йоркского университета в Торонто говорит, что около 80% иностранных студентов МВА в их университете сегодня решают остаться и работать в Канаде сразу же после окончания школы. После этого, добавляет она, как правило, они возвращаются домой, забирая хорошо отточенные навыки с собой.
Помогает то, что обе страны имеют более динамичную экономику, чем большинство стран Европы. Также помогает то, что много прибыльных фирм горнодобывающей и энергетической отрасли начали набирать менеджеров просто из программ MBA, а не полагаться на продвижение собственных инженеров. Это привело к тому, что австралийские МВА являются наиболее высокооплачиваемыми в мире. Последние выпускники бизнес-школы Curtin в Западной Австралии зарабатывают в среднем по $ 150 тыс на своей первой работе после окончания бизнес-школы, легко опережая своих сверстников из Гарварда, Лондона или Чикаго.
Поскольку банки, брокерские и инвестиционные компании отбирают на работу лучших выпускников МВА в Европе, пройдет еще много времени, прежде чем европейские школы смогут превысить результаты австралийцев. Некоторые канадские школы также пользуются бумом в области добывающей промышленности; Schulich сегодня имеет MBA в горном деле.
Европейские школы должны теперь бороться за мозги не только с другими богатыми странами, но и с развивающимися странами. Поскольку качество обучения во многих азиатских университетах улучшается, многие местные студенты предпочитают оставаться дома.
В то время как Индия и Китай ранее могли похвастаться лишь несколькими международно признанными школами, теперь эта ситуация меняется очень быстро. AMBA, которое десять лет назад не аккредитовало ни одной школы в Китае, сейчас аккредитовало уже 20; агентство предоставило свое одобрение пяти из них в течение последних шести месяцев. Аккредитованные китайские школы привлекли в среднем на 40% больше студентов в 2011 году, чем в 2010 году.
Если богатые страны в ближайшее время не смогут найти способ заинтересовать потенциальных студентов, то очереди абитуриентов за дверью их университетов исчезнут надолго.