Какими будут российско-украинские отношения, если Украина подпишет соглашение об ассоциации с Евросоюзом, "Голосу России" рассказал политолог Павел Святенков.


 

- Как вы думаете, сколько еще Киев будет гнаться за двумя зайцами и с чем в итоге останется?

 

- Я думаю, что, конечно, долго гоняться за двумя зайцами ему не придется, потому что российские власти уже предупреждают украинцев, что в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС ни о каких льготах в отношениях с РФ не может быть и речи. Так что, скорее всего, украинцы уже практически вплотную подошли к черте, за которой нет возврата.

 

- То есть следует понимать, что они сделали выбор в пользу западного вектора развития? В ноябре ожидается подписание документа об ассоциации с ЕС. Это так?


- Я думаю, да. На данный момент Украина сделала выбор в пользу Запада. И, в общем-то, попытки России все-таки включить Украину в Таможенный союз пока не дают результата.

 

- Премьер-министр Украины Николай Азаров вновь заявил, что Киев готов искать некоторые форматы участия в Таможенном союзе. Если Москва из раза в раз дает понять Киеву, что усидеть на двух стульях не получится, почему Киев в очередной раз заявляет, что готов искать некоторые форматы участия в Таможенном союзе? Как вы думаете, все-таки есть какие-то сигналы с российской стороны, о которых мы не знаем, или это просто такое лавирование украинских политиков?


- Это лавирование. Тут вопрос не только экономический, но и геополитический. Россия может быть сильным государством и господствовать на постсоветском пространстве только в союзе с Украиной. Запад это прекрасно понимает и предпринимает все усилия для того, чтобы как раз Украину отрезать от России.

А украинские власти находятся между двух огней. С одной стороны, им хочется в Европу, потому что это укрепляет хлипкую украинскую государственность, которую до сих пор нельзя назваться состоявшейся. А с другой стороны, они понимают, что разрыв экономических связей с Россией нанесет очень большой ущерб украинской экономике, который может быть невосполним, потому что Запад часто много обещает, но далеко не всегда много дает.

Поэтому украинские власти между двух огней, но все-таки на данный момент движутся в сторону Европы.

 

- Когда выбор стоит между Евросоюзом и Таможенным союзом, понятно, что Украина ищет для себя определенные выгоды. Где Киеву было бы комфортнее, удобнее, куда ему следует вступить, чтобы получать реальные выгоды?


- С точки зрения России, конечно, было бы гораздо выгоднее, если бы Украина вступила в Таможенный союз, потому что это стабилизировало бы ситуацию на постсоветском пространстве. Напомню, что Советский Союз развалился именно потому, что Украина отказалась войти в обновленную версию Советского Союза, и это оставляло Россию наедине со среднеазиатскими государствами. В итоге Советский Союз распался.

Сейчас, в общем, эта ситуация повторяется. Без Украины Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана будет неполноценным, будет слишком небольшим для того, чтобы оказывать серьезное влияние даже на постсоветском пространстве. Поэтому Россия прилагает все усилия для того, чтобы все-таки включить Украину в Таможенный союз.

 

- А не загнется ли украинская промышленность, вообще экономический сектор республики, если будет интеграция с Евросоюзом? Есть опасения, что украинские производители просто не выдержат конкуренции с европейскими.


- Скорее всего, так будет. Но тут же надежда еще на то, что европейцы принесут с собой европейскую систему права, европейские правила игры, и это позволит усилить рост экономики Украины в какой-то среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Сейчас Украина, конечно, такое достаточно слабое государственное образование, которое в случае кризиса может даже распасться. Поэтому украинские элиты пытаются опереться на Запад даже, быть может, ценою своей собственной экономики.

 

- В 2015 году на Украине будут выборы президента. Как вы считаете, окончательная точка в выборе между Евросоюзом и Таможенным союзом будет поставлена до голосования или все-таки после?


- Я думаю, что, конечно, скорее всего, она будет поставлена до голосования. Да, конечно, Янукович приходил к власти под лозунгами дружбы с Россией, эта риторика активно использовалась. Но точно так же эту риторику активно использовал и один из предшественников Януковича Леонид Кучма, но при этом реальная политика была совершенно иной.

Тут не надо обманываться. Из того, что на уровне риторики Янукович представляет себя человеком, выступающим за дружбу с Россией, не следует, что он будет дружить с РФ на практике.

 

- Если Украина выберет ассоциацию с Евросоюзом, это означает, что двери Таможенного союза для нее будут навсегда закрыты?

 

- Я думаю, что, скорее всего, так и произойдет. Если Россия даст в этом вопросе слабину, и Украина, уйдя в ассоциацию с Евросоюзом, одновременно получит льготы в отношениях с Таможенным союзом, это будет означать, что Москва ничего не контролирует на постсоветском пространстве, что позиции России очень слабы, что можно играть против нее и получать при этом выгоды во многом за счет РФ.

Я думаю, если украинцы действительно уйдут в ассоциацию с ЕС, Москва будет вынуждена принять какие-то жесткие меры, прежде всего с политической точки зрения.

 

- Например, какие меры?


- Скорее всего, российская сторона сейчас намекает на то, что будет более жесткое отношение к украинским товарам, потому что Россия опасается дешевого экспорта из стран Европейского союза.

Кроме того, Россия утверждает, что тогда все переговоры по экономическим вопросам, связанным с Украиной, следует вести с Брюсселем, а не с Киевом, потому что Киев уже передает суверенитет в Брюссель.

В общем, Россия грозит ужесточением торговой политики. Скорее всего, это ужесточение оправдано, потому что Украина хочет иметь льготы, но не хочет принимать на себя никаких обязательств.

 

- Если Украина вступит в ассоциацию с Европейским союзом, не станет ли Киев заложником и некоей марионеткой в руках брюссельских чиновников?

 

- Безусловно, скорее всего, так и будет. Практика показывает, что небольшие государства Евросоюза, не такие сильные, как Германия, Франция или Британия, подвергаются очень жесткому прессингу со стороны Еврокомиссии. Хотя Украина не станет членом Евросоюза, а будет только в ассоциации с ним, скорее всего, Брюссель будет жестко влиять на политику Киева, коль скоро Киев подпишется под ассоциацией.

 

Марианна Ожерельева