В рамках анализа экономической составляющей работы двух правительств президента Ахмадинежада в 2005 - 2013 годах важными характеристиками экономики Ирана является проблема занятости и результаты проекта социального жилья. В последние месяцы нам часто приходилось слышать, что одну из самых насущным проблем нашего общества представляет безработица.
За указанный период времени традиционная структура иранского общества эволюционировала настолько, что подготовила для рынка труда новое поколение. Молодые люди, рожденные в 80-х годах, достаточно повзрослели, чтобы придать обществу особый облик. Три десятилетия назад по причине специальной демографической политики государства в стране увеличилась рождаемость. Ввиду этого сейчас Иран является одним из самых молодых государств мира. Как следствие наличие большого числа молодых людей в стране создало серьезную проблему в вопросе их занятости. С другой стороны, данная группа населения имеет и свои политические требования, выдвигая новые общественные и экономические стандарты. До 2005 года из общего числа занятого населения страны только 14% имели высшее образование. Поэтому в такой ситуации экономика государства обязана была взять на себя нелегкий груз.
Здесь стоит сказать несколько слов о том, как в последующие годы удалось заставить молодое население получить высшее образование. Итак, страну просто накрыла волна молодежи. До этого третий план пятилетнего развития, принятый в парламенте страны еще в 2000 году, был направлен на решение проблемы занятости. Тогда основная дискуссия сводилась к тому, что при начале реализации четвертого плана развития в 2005 году молодое поколение полностью окажется на рынке труда. Таким образом, в двух планах пятилетнего развития уже предпринимались попытки решить острую проблему занятости населения. По имевшимся прогнозам, в 2011 - 2021 годах резкий наплыв молодежи должен закончиться. В период составления и реализации третьего плана развития средняя цена на нефть составляла 10 долларов, в то время как его авторы рассчитывали на 14,5 долларов. В последующие годы цена на черное золото пошла резко вверх и достигла даже 150 долларов. Это крайне благоприятно сказалось на иранской экономике. Рост цен на нефть обеспечил новые ресурсы государственной экономики, которые могли решить массу проблем. Другими словами, государство, столкнувшись с проблемой огромного числа молодого поколения, получило в качестве награды высокие цены на экспортируемые им энергоресурсы. В рассматриваемый период самым серьезным образом ощущалась потребность в материальных ресурсах внутри самой страны. После трудоустройства массы молодых людей возникла потребность в предоставлении им отдельного жилья, поэтому государству предстояло таким образом составить будущее планирование, чтобы обеспечить и эту потребность.
Резкое увеличение цен на нефть и быстрое прибавление работоспособного населения выпали на долю двух правительств Ахмадинежада в 2005 - 2013 годах. Сейчас спустя восемь лет, анализируя экономическую политику этих правительств, мы видим, что проблема занятости коренным образом так и не была решена. Так, в 2006 - 2011 годах ежегодно в стране создавалось только 14,2 тысячи рабочих мест. Это свидетельствует о том, что огромные денежные поступления от продажи нефти так и не были потрачены на решение проблемы занятости населения. В указанный период времени правительство направило свои резервы на развитие высшего образования, которое само по себе расширило рынок занятости. Большое число молодых людей, которые должны были пополнить рабочую силу, до 2010-х годов занялись учебой. По статистике, в этот период 4,6 тысячи молодых людей поступили в высшие учебные заведения, а от миллиона до полутора миллионов еще раньше получили высшее образование. С другой стороны, по официальной статистике, число безработных составило от трех до трех с половиной миллионов человек. Если сложить эти цифры, то получится, что в 2010-е годы незанятыми на рынке труда оказалось более 8 миллионов граждан. К этому прибавились еще более негативные факторы, а именно введение новых санкций против Ирана, поэтому нефтяные доходы сильно сократились. Как следствие Исламская республика сейчас живет в период, когда крайне необходимо использовать прежние рабочие места и создавать новые. Между тем на деле оба правительства Ахмадинежада в 2005 - 2013 годах потратили нефтедоллары на первостепенные нужды, оставив в стороне создание новых рабочих мест.
В какой-то момент Иран получил исключительные возможности и колоссальные прибыли, однако они были потрачены не на трудоустройство граждан, а на временные потребности. Показатели экономического роста также свидетельствуют о регрессе. Средний прирост экономики в те годы составил 4,2%, в то время как до 1989 года он составлял более 5%, а в годы третьего плана развития - 6%. В 2005 - 2013 года имели место и другие негативные тенденции. Средний уровень импорта до 2010-х годов ежегодно составлял 21 миллиард долларов, однако затем он неожиданно увеличился до 80 миллиардов, причем расплачивались за него исключительно за счет доходов от нефти. Здесь важно учесть, что инициаторы санкций рассчитывали на зависимость иранской экономики от нефтяных доходов и экспорта и предпосылки этого действительно начали создаваться. Таким образом, в 2005 - 2013 годах оба иранских правительства произвели замену производственной экономики на распределительную, опирающуюся на нефтяные доходы, хотя на самом деле для нейтрализации отрицательных последствий введения санкций это было недопустимо. Вызывает большое удивление ориентация на импорт потребительских товаров, против которого и были направлены санкции. Вероятно, предполагалось, что весь мир зависит от иранской нефти, однако последующие события доказали ошибочность этого мнения. В указанный период возросла добыча нефти в Ираке и Ливии, а в самих Соединенных Штатах провели существенные изменения в нефтяных технологиях. В результате стало очевидно, что на самом деле все страны мира не зависят целиком и полностью от нефти, добываемой в Иране. В самой Исламской республике все так же осталась нерешенной проблема занятости, для решения которой теперь не хватает финансовых ресурсов.
Дальнейшая судьба иранской экономики зависит от того, как будет решен этот кризис. Решать проблему создания рабочих мест в такой экономике, как иранская, следует крайне осторожно. Максимум в Иране возможно трудоустроить ежегодно чуть более 500 тысяч человек, поэтому заявления о создании в стране миллионов рабочих мест являются безосновательными.
Данные действия правительства приведут к большому разрыву между экономикой и социальной сферой. Иранцы той возрастной группы, о которой велась речь, в 2006 - 2016 годах достигнут 30 - 34 лет. Важно учесть и то, что эти люди рождены от отцов и матерей, женившихся в 1980-х годах, и все так же находятся под их влиянием. В отличие от старшего поколения, эти молодые люди в своем зрелом возрасте все еще в своей массе не создали семью, у них нет работы и, что хуже всего, они лишены веры в лучшее будущее. Кстати, на последних президентских выборах именно эта группа населения выступала как действующий механизм, отчасти связывая свои надежды с переменами в стране. Почти все эти молодые люди недавно получили высшее образование и желали бы трудоустроиться в государственном учреждении. С другой стороны, образовательная система страны, принявшая в себя когда-то этих молодых людей, не настолько сильно эволюционировала, чтобы учить чисто производственным специальностям, и большая часть людей получают образование, наиболее подходящее для работы в государственных структурах. Несмотря на это, само государство из-за упомянутых финансовых трудностей не может предоставить этим молодым людям возможность трудоустройства. С другой стороны, следует иметь в виду, что в сфере высшего образования сильно увеличилось число женщин. Трудоустройство женщин, учитывая их половую специфику, создало для государства новые проблемы. Интересно, что именно эта категория граждан еще накануне выборов была настроена крайне оптимистично, предполагая, что новое правительство может и даже обязано решить их проблемы. Однако следует отметить, что для этого у нынешнего правительства крайне мало ресурсов.
Вероятно, задачей правительства Роухани будет не столько решение экономических проблем, сколько объяснение молодому поколению, почему в стране сложилась такая непростая ситуация. Поэтому новое правительство должно хорошенько обдумать, как объяснить молодым людям то, что произошло с экономикой страны за последние годы, и, с другой стороны, вступить с ними в диалог, чтобы сохранить их доверие. Иранскому обществу еще предстоит столкнуться с серьезными трудностями, однако все должны понимать, откуда они взялись. Если задают ложные ориентиры, все общество терпит урон. На мой взгляд, теми проблемами, о которых я говорил, больше следует заниматься социологам, а не экономистам. В любом случае, имея столь большой процент молодого населения, иранское общество ждет масса социальных проблем, начиная наркоманией и заканчивая браками и разводами. Последствия данного кризиса прослеживаются и в других областях экономики. В качестве примера можно привести жилищную проблему. Молодым людям после или пред свадьбой нужно жилье. Однако их потребность не увеличивает спроса на жилье. Другими словами, не имея работы и дохода, молодое поколение не может купить жилье или снять его в аренду. Сейчас, когда во главе правительства встал Роухани, каковы его шансы решить обеспечить население рабочими местами и решить проблему занятости?
В течение последних недель правительство, конечно, говорило о тех проектах, которые были реализованы за прошлые годы. В частности, объявляется об успехах строительства социального жилья и эффективной работе таких программ, как фонды быстрой окупаемости, занимающихся предоставлением от государственных банков льготных кредитов. Вместе с тем следует учитывать, что результатом всех этих проектов и стала нынешняя экономическая ситуация в стране. Такие программы, как фонды быстрой окупаемости, только запустили в стране процесс предоставления льготных кредитов, а строительство социального жилья коренным образом ничего не изменило. Следует отметить, что для возведения домов требуется либо высококвалифицированные специалисты, либо простые чернорабочие. Рассмотрим прямое и косвенное влияние строительной промышленности на рынок труда. Раньше уже отмечалось, что молодежь в массовом количестве получила высшее образование. В настоящее время среди закончивших институт безработными являются 42% женщин и 22% мужчин. Эта категория граждан не желает заниматься рабочими специальностями, где требуется физический труд, а не умственный. С другой стороны, процветание за счет нефтяных доходов вселило в них новые надежды на какой-то карьерный рост, которым, однако, не суждено сбыться. На самом деле проект строительства социального жилья создал рабочие места только для специфической категории граждан, представленных в основном афганскими мигрантами.
В то же самое время строительство социального жилья создало прецедент в иранской экономике, потому что прежде правительство никогда напрямую не занималось возведением домов для граждан. До этого жилье фактически оставалось единственным частным сектором. Для рассмотрения этого проекта обратимся к его финансированию, осуществляемому за счет Центрального банка Ирана. Дело в том, что для покрытия расходов на строительство этого жилья банк предпринял денежную эмиссию. Охватившая страну инфляция, превышающая 30%, объясняется именно этим. Столь высокая инфляция негативно влияет на производство и занятость населения. К сожалению, прошлое правительство не учло такие последствия строительства социального жилья, которое на деле привело к серьезным экономическим проблемам.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что на сегодняшний день главной проблемой иранской экономики является, прежде всего, обеспечение занятости населения. Молодежь, которая после недавних президентских выборов с оптимизмом смотрит в будущее, должна понимать, что правительства, бывшие у власти в 2005 - 2013 годах, впустую потратили значительную часть государственных средств. Поэтому необходимо время, чтобы восстановить экономику. С другой стороны, новое правительство Роухани столкнулось с острым финансовым дефицитом. Для решения этих проблем нужна сильная общественная воля и обдуманные действия. Перевод с персидского Тарасовой Светланы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+