Учитывая складывающуюся внешнеполитическую тенденцию, Запад пытается усилить свое давление на украинскую политическую элиту с целью склонить ее на свою сторону. Ярким примером такой экспансионистской политики явился проект украинского издания «Комментарии» и Польского института в Киеве [Комментарии: № 40, 19 октября 2012 г.]. Это – серия статей и интервью, формально посвященных выборам 2012 г., главной идеей которых является склонение украинского политикума и общества к принятию западного цивилизационного кода. Хотя это материал годичной давности, он сохраняет свою актуальность, особенно в контексте подготовки к подписанию Соглашения об Ассоциации.
Представленные в издании материалы отличаются использованием вполне стандартного политтехнологического инструментария и традиционных техник нейролингвистического программирования:
1)Льстивый вкрадчивый дискурс («Поляки – ваши друзья», «Европе нужна Украина»).
2)Апелляция к социально-экономической ситуации в украинском обществе в контрасте с «безоблачными» перспективами в ЕС («ЕС – это такое сообщество, в котором развивается все региональное; в этой организации существует запрос на локальность, многообразие»).
3)Архетип ХОЗЯИН ДОМА («Ни Польша, ни ЕС не смогут диктовать украинцам, за кого они должны отдать свои голоса»).
4)Архетип СТРАХ и апелляция к антагонистическому отношению к власти, традиционному для этносознания восточнославянских народов
(«Ближайшие парламентские выборы, учитывая политическую ситуацию, не будут такими, какими они должны быть»; «аргумент за европейскую интеграцию – принятие норм против деятельности монополий с целью получения экономической и финансовой выгоды. У Украины же надо спросить, так же ли важно украинским политическим элитам разрушить монополии?»; «Политическая элита Украины не справилась с наибольшими вызовами в экономике. Текущие конъюнктурные мероприятия могут приносить определенные эффекты, но это не решит структурных проблем, не повысит конкурентоспособность экономики»; «ЕС – это более индивидуальная перспектива, чем геополитические вопросы»).
5)Упреждение сближения с Россией («Если кризис и не придет в Украину с Запада, он наступит одновременно с ослаблением экономики России»).
6)Упреждение сценария «третьего пути» («Насаждение идеи об особом месте Украины «посередине» между Европой и Россией в действительности имеет целью оправдать перед украинским обществом отказ от проведения необходимых реформ»).
Польша: «Западный Берлин» для современной Украины
2012-2013 гг. характеризуются активным применением такого политологического инструмента как «КОНЦЕПЦИЯ ЗАПАДНОГО БЕРЛИНА». Данная концепция разработана в рамках плана Даллеса и доктрины Кейси и предусматривает создание в пределах вражеского лагеря своего анклава, выполняющего функцию цивилизационного раздражителя, задачей которого является создание в сознании граждан противоположного лагеря наивного (мифологического) представления о преимуществах жизни и, главное, идеологии, противоположного лагеря. Это достигается посредством социально-экономических инструментов, например, масштабных денежных дотаций, инвестиций, проведением программ, призванных укрепить экономику и повысить социальные стандарты.
Таким новым Западным Берлином для Украины долгое время были страны Центральной Европы, ранее входившие в социалистический лагерь и Варшавский Блок – т.н. «Молодая Европа». Сейчас из числа этой группы первую скрипку играет Польша. Задача Польши – своим примером (страна с социалистическим прошлым) показать достоинства членства в ЕС и, одновременно имплицитно, продемонстрировать минусы восточного цивилизационного вектора и кода. Способ воздействия очень прост – демонстрация не макроэкономических, стратегических достижений в духе гигантомании, а приведение микроэкономических достижений (улучшение жизни среднестатистических граждан):
1)«До 2004 г. [год вступления Польши в ЕС] восточная Польша [граничащая с Украиной] находилась в крайнем упадке; сегодня она самая успешная из всех территориальных единиц»;
2)Мягкие программы, в рамках которых было получено порядка 2 млн. злотых [5.043 094,94 млн. гривен].
3)От ЕС на 2007-2013 гг. мы получили почти 1,2 млрд. евро.
4)Рыбаки за счет европейских средств получают компенсацию за многонедельные простои в порту.
5)Никакого сравнения с прошлым! Благодаря ЕС мы можем работать в человеческих условиях.
Важно также отметить, что использование пропагандистской концепции НОВОГО ЗАПАДНОГО БЕРЛИНА сопровождается весьма агрессивным дискурсом, лишающим Украину права выбора, что есть вторжением во внутриполитическую жизнь суверенного государства:
1)Украина шагает в ЕС.
2)Европейские амбиции Киева.
3)Главная цель – присоединение к ЕС.
4)Украина должна понимать где ее будущее.
5)Польша не будет тянуть Украину в Европу силой ... В 2011 г. польская пограничная служба насчитала 5 млн. пересечений польско-украинской границы.
Таким образом, задача лоббистов евроинтеграционного вектора Украины, заключается в том, чтобы через примеры сравнительного благосостояния простых поляков или других представителей «молодой Европы» повернуть вектор общественного мнения в Украине в сторону ЕС. Характерной чертой приведенного политтехнологического инструментария является попытка апеллировать к сознанию именно простых украинцев, а не политической элиты, т.к. опыт цветных революций показал, что изменение внешнеполитического курса государства быстрее и эффективнее проводить по схеме «снизу-вверх».
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
27 августа 2013 г. в 22:38
Наблюдая за истерией, которая поднялась вокруг подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, я все время думал, а как же будет проходить ратификация? Ведь подписантов-то много, а претензий к Украине еще больше. И вот я дочитался. 486 статья, пункт 3 и 4 Cоглашения: Соглашение вступает в силу через месяц после подписания, не дожидаясь ратификации, и в той мере, в которой решит Евросоюз!! Вот и разгадка! Вот ответ.
Напомню, п. 3 Cоглашения (на украинском языке) гласит: «Незалежно від положень пункту 2, Україна і Європейський Союз домовилися тимчасово застосовувати цю Угоду в частині, яка визначатиметься ЄС, як це передбачено пунктом 4 цієї статті, та у відповідності до своїх внутрішніх процедур і діючого законодавства.»
А 4-й: «Тимчасове застосування набирає чинності з першого дня другого місяця, що настає після дати отримання Депозитарієм таких документів: – повідомлення Союзу про завершення виконання процедур, необхідних з цією метою, із зазначенням частин Угоди, які будуть застосовуватися тимчасово; а також – здачі Україною на зберігання документа про ратифікацію у відповідності зі своїми процедурами та діючим законодавством».
Хочу обратить внимание, что в том варианте на русском языке, который я нашел в интернете ранее (я так понимаю – это была утечка из Евросоюза, за два-три месяца до публикации текста на сайте Верховной Рады), эти пункты были сформулированы по-другому, немедленного вступления в действие Соглашения не было.
Сверив текст, сразу не обнаружив разницы, я продолжал перечитывать текст на русском языке, как более удобном для меня. Меня интересовал акцент наших и зарубежных евроинтеграторов именно на моменте подписания в противовес ратификации. Именно поэтому я многократно перечитывал заключительные положения и, в конце концов, выявил разницу в двух текстах.
Вопрос ратификации и вступления в действие очень важен. Теперь же, во-первых, исходя из текста проекта, Соглашение об Ассоциации с ЕС вступит в действие до ратификации и будет действовать независимо от ратификации. Независимо от решения народных депутатов Украины, парламентариев стран Евросоюза, более того – независимо от мнения народа Украины!!!
Во-вторых, вчитайтесь в фразу, в которой описывается, в какой части будет использоваться Соглашение до ратификации – («в частині, яка визначатиметься ЄС» – авт.)?
В ней полностью отсутствуют даже намек на паритетность и равноправие. Чтобы не было иллюзий у украинцев. Кроме этого, никто и ничто не помешает ЕС использовать весь текст Соглашения или только наши обязанности без обязанностей Европы. Текст Соглашения этому не помешает.