В отличие от Соединённых Штатов, у Китая и России нет политики «поворота к Азии». Тем не менее, обе страны знают, как сотрудничать для достижения в регионе своих общих целей в области безопасности. Кроме недавних заранее разрекламированных месячных совместных учений флотов, две страны также проводят всё больше дипломатических консультаций по вопросам укрепления взаимоотношений с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии со штаб-квартирой в Джакарте.
Давно ушли в прошлое те дни, когда Китай и Россия осуществляли каждый свою региональную дипломатию изолированно, с незначительным или полностью отсутствующим двусторонним диалогом. В июне на очередной ежегодной встрече АСЕАН в столице Брунея Бандар-Сери-Бегаване Россия представила на рассмотрение министров иностранных дел членов АСЕАН новую архитектуру коллективной безопасности.
Проект Декларации о рамочных принципах укрепления безопасности и развития сотрудничества в АТР был хорошо принят АСЕАН и одобрен для дальнейшего изучения. До того, как Россия предложила данную архитектуру, Китай – имея опыт более длительного взаимодействия с АСЕАН – помог отточить идеи безопасности в соответствии с характерным для региона мышлением.
Предложение содержало не только знакомые руководящие принципы международной безопасности и правила поведения, но и выдвигало амбициозные идеи, созвучные со взглядами стратегов АСЕАН. Начиная с конца 2011 года, стратеги АСЕАН ищут ответ на вопрос, как быть с американской политикой восстановления баланса и в то же время сохранить переговорные возможности группы. Иными словами, АСЕАН тоже пытается нащупать свою политику восстановления баланса.
В 2010 году Ху Цзиньтао и Дмитрий Медведев, в то время президенты Китая и России, подчеркнули, что для того, чтобы гарантировать мир и безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходима новая структура безопасности. Президент Си Цзиньпин сохранил этот курс, убеждая крупные державы и соседей стремиться в международной политике к новым решениям, чтобы избежать конфликтов и укрепить мир.
При новом руководстве Китай и Россия стали уделять больше внимания Азии, в которой набирает темп американская стратегия восстановления баланса, проводимая через поддержку общих позиций стран АСЕАН в Южно-Китайском море. После присоединения в 2009 году Вашингтона к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии его авторитет и престиж в регионе выросли.
Главным образом с этим региональным контекстом связано то, что выдвинутая Россией архитектура коллективной безопасности отражает её растущий интерес в содействии установлению новой структуры региона. Став в третий раз президентом России, Владимир Путин пытается выстроить архитектуру безопасности для этой части мира. Кроме того, он хочет, чтобы Россия последовала примеру Китая и стала стратегическим партнёром АСЕАН.
Ожидается, что на октябрьском Восточно-Азиатском саммите в Брунее Россия и Китай будут работать совместно и подстраивать свои планы, чтобы повысить свой престиж и просить членов АСЕАН о дальнейшей поддержке. Обе страны поддерживают ведущую роль АСЕАН в решении актуальных проблем ЮВА, которые можно отнести к 6 приоритетным областям: окружающая среда и энергетика, образование, финансы, глобальные вопросы здравоохранения и предупреждения пандемических заболеваний, ликвидация последствий стихийных бедствий и взаимосвязанность АСЕАН.
С момента расширения в 2011 году состава форума глав внешнеполитических ведомств путём принятия в него США и России, Вашингтон добивается более энергичной политики безопасности. В октябре встреча лидеров США-АСЕАН будет трансформирована в саммит, что означает придание ему ежегодного характера. Россия тоже рассматривает возможность проведения аналогичных совещаний с лидерами АСЕАН. До настоящего времени такие мероприятия устраивались лишь дважды, в 2005 и 2010 гг.
Китай и Россию свела вместе их общая цель нивелирования того, что воспринимается ими как американская гегемония. Пекин и Москва также хотят принять меры к тому, чтобы воскрешённые альянсы Вашингтона в области безопасности и его стратегия восстановления баланса не ослабили их присутствия и влияния в Азии.
Принимая во внимание существующую напряжённость в связи с территориальными спорами в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, Китай и Россия осознали потребность в усилении своего сотрудничества в сфере безопасности на море. Недавние военно-морские учения Китая и Россия, крупнейшие за всё время, проводились вдоль береговой линии Китая, а китайские СМИ приветствовали «всестороннее стратегическое партнёрство» соседей.
Не имея в регионе какого-либо военного союза, Китай и Россия горят желанием принять участие в строительстве региональной архитектуры под эгидой АСЕАН. Сегодня, трансграничные проблемы безопасности в силу своей сложной природы не могут успешно решаться через «блоковый подход». Совместные дипломатические усилия являются более эффективными, а значит, представляют собой более совершенное средство сдерживания.
Наиболее подходящей платформой для строительства новой региональной структуры, наряду с существующими руководящими принципами и правилами поведения в регионе, Пекин и Москва признали Восточно-Азиатский саммит. В этом большая разница с прошлым, когда Россия имела обыкновение проталкивать свою версию коллективной безопасности без учёта региональных интересов. Сегодня Россия проявляет больше желания работать с АСЕАН и другими региональными и межрегиональными объединениями.
Китай и Россия – ко всему прочему, ключевые партнёры АСЕАН по диалогу – хотят быть на равных с АСЕАН в определении повестки дня и формировании будущего ландшафта безопасности в регионе. А это желанная и освежающая перемена в региональном экономическом развитии и безопасности региона. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|