Лиетува – земля польских слез
Денис Гайшун «Свободу польскому языку», «Поляки хотят равенства и уважения», «Нет дискриминации поляков» – и это высказывания не времён развала Речи Посполитой и подавления Российской империей восстания Костюшки. Такие призывы слышны всё чаше на территории Лиетува(*), националистическое правительство которой проводит внутреннюю политику, направленную на принижение прав польского народа. На днях лиетувские правоохранители озаботились содержанием переписки в сети Facebook, которую вели граждане страны польской национальности. И с ужасом обнаружили, что многие из них не рады жить в лиетувском демократическом унитарном государстве, а требуют автономии Виленского края, где преобладает польское население. История польско-лиетувских противоречий имеет древние корни, которые уходят во времена Речи Посполитой, когда происходила миграция населения Польши в Великое княжество Литовское (ВКЛ) в рамках единой федерации. В крупных городах ВКЛ, таких как Вильно, возникали мощные польские диаспоры. В 1916 году в Вильно проживало 54% населения польской национальности. О многом говорит и тот факт, что в окрестностях Вильно родился главный герой современной Польши, основатель довоенного польского государства (1918-1939 годы) Юзеф Пилсудский. Не удивительно, что образовавшаяся после развала царской России квазигосударство Срединная Литва (Vidurinė Lietuva – «Видурине Лиетува») в 1923 году присоединилось к Польше. После того, как Виленский край вошёл в состав Советского Союза и Вильно был определён столицей Литовской ССР, возникли предпосылки для недовольства коренного населения, большую часть которого составляли поляки. С обретением независимости и созданием Лиетувы, началась кампания по «лиетувизации» города. Два десятилетия город «заселяли» лиетувцами, однако польский дух в нем остался. Да и польская речь сегодня звучит на улицах города примерно с той же частотой, что и лиетувская. Отказываться от своего национального «я» местные поляки явно не собираются. Тем более теперь, когда за них активно вступилась официальная Варшава. Лиетувская Республика – многонациональное государство, однако в некоторых районах польское меньшинство местного происхождения составляет большинство жителей: в Шальчининкайском районе проживают 79% поляков, в Вильнюсском районе – 61%, а в столице Вильнюсе – 18,7%. Вполне логично было при таком процентном отношении учитывать национальные особенности граждан Лиетувы. Однако правительство боится польского сепаратизма, о чём свидетельствуют высказывания ряда политических деятелей и принимаемые в лиетувском сейме законы. К примеру, бурю возмущения вызвало высказывание экс-министра иностранных дел Лиетувы Аудрониса Ажубалиса, который заявил в интервью польскому телеканалу TVP1, что «тот, кто призывает молодых людей (в Лиетуве) изучать польский язык, оказывает «медвежью услугу». Он лишает их конкурентоспособности на рынке труда, поскольку такие люди не могут занимать должность выше помощника на стройке». Не менее откровенным был и глава комиссии по внешним делам сейма Юстинас Каросас: «Если поляки хотят жить в Лиетуве, они должны сближаться с ней, а не отдаляться от нее. Те, кто хочет, чтобы было по-другому, пусть едут в Польшу, ведь существует свобода передвижения». Масла в огонь подлил и лидер партии «Избирательная акция поляков Лиетувы» Вальдемар Томашевский. По его мнению, это лиетувцы, а не поляки, должны интегрироваться в вильнюсское общество. «Мы не должны интегрироваться. Мы всегда здесь жили… Это вы должны в этом крае интегрироваться, так как приехали сюда… Сходите на старые вильнюсские кладбища – там только польские фамилии», — сказал Томашевский. Список польских претензий к Лиетуве довольно длинный. Особенное беспокойство вызывает то, что лиетувское правительство игнорирует положения Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств (статья 22) и Трактата между Лиетувой и Польшей, где оговаривается, что ситуация национальных меньшинств должна улучшаться. На деле – всё наоборот: в образовательной политике Лиетувы, начиная с 1990 года, шаг за шагом делается всё, чтобы эту ситуацию ухудшить. Так, в Вильнюсском и Шальчининкайском районах школы национальных меньшинств подчиняются, как это и должно быть, самоуправлениям. Скромные бюджеты самоуправлений в меру возможности финансируют нужды этих школ. А лиетувские школы – преимущественно государственные школы, не подчинённые самоуправлениям. Они пользуются особым статусом, значительно лучше оборудованы, специально для них строятся эксклюзивные здания, несоразмерные потребностям. В этих школах оборудуются бассейны, им выделяется больше школьных автобусов, государственного финансирования, им оказывается всяческая забота и внимание. А тем временем в одной из самых крупных школ национальных меньшинств в Вильнюсском районе – гимназии имени К.Парчевского в Неменчине – и по сей день нет даже актового зала. Более того, недавно в Лиетуве вступил в силу новый закон об образовании, по которому в школах национальных меньшинств увеличилось число предметов, преподавание которых должно вестись по-лиетувски. Теперь с 1-го класса вводится предмет «Я и мир», отдельные темы которого изучаются на лиетувском языке. Получается, что польские дети, приходящие в школу, ещё не научившись читать на родном языке, не говоря уж о лиетувском, должен уже изучать озера и города Лиетувы на лиетувском. С 5-го класса на лиетувском – история Лиетувы. В 2013 году министерство вводит единый экзамен по лиетувскому языку как для учеников лиетувских школ, так и для учеников школ нацменьшинств. Польские дети должны будут за два года прочитать сотни лиетувских романов, которые их лиетувские сверстники учили 12 лет. Это и переполнило чашу терпения, поляки вышли на улицы с протестом. После волнений министр образования Лиетувы объявил о восьмилетнем переходном периоде. Единый экзамен никто так и не отменил, но дали льготы – дополнительный час на экзамене, количество допустимых ошибок не 24, как для лиетувских школ, а 36, а также разрешили пользоваться словарями, хотя и в лиетувских школах ими можно пользоваться, так что это вообще никакая не льгота. Вот еще очередной яркий пример дискриминации поляков. 26 августа 1991 года правительство Республики Польша признало независимость Лиетувы, а буквально через 8 дней власти Лиетувы приступили к силовой расправе с властями «польских» районов. Настало время репрессий по отношению ко всей польской общественности Лиетувы. Особенно болезненно это отозвалось в проблеме возврата земли. На протяжении первых двух лет независимости Лиетувы проблемой возврата национализированной в 1940 году земли занимались самоуправления. Но на территории Виленского края самоуправления не существовали почти два года независимости: 4 сентября 1991 года Верховный совет Лиетувы распустил советы Вильнюсского и Шальчининкайского районов. Предлогом для этих радикальных мер была мнимая поддержка районными советами путча в Москве. Обвинение было надуманным и ничем не доказанным. Настоящим же поводом этого антипольского действа было стремление центральных властей исключить участие и малейшее влияние поляков на процесс возвращения земли жителям Виленского края даже на уровне самоуправлений (а именно поляки и составляют там большинство населения). Более того, 10 ноября 2011 года сейм Лиетувы принял поправки к закону о возвращении земли, которые вошли в жизнь с 1 февраля 2012 года. Новая редакция закона предусматривает возможность выбора денежного способа компенсации за занятую землю, которая была в границах города на 1 июня 1995 года, которой нет возможности вернуть в натуре. Также претенденты могут изменить уже выбранный способ компенсации за землю, если административное решение ещё не принято. Размер денежной компенсации составляет 6240 (после индексации – 9984) литов за 1 гектар городской земли, если она до момента национализации (22 июля 1940 года) была сельскохозяйственного назначения. Размер этой компенсации является чудовищно низким, а период выплаты не определён в сроках. Сам размер компенсации даже близко не дотягивает до 1 процента реальной стоимости национализированной земли. Фактически это является узаконенным грабежом, и всё свидетельствует о том, что государство в очередной раз хочет обобрать своих граждан и даже принуждает их выбирать денежную компенсацию за не возвращённую землю. Лиетувцы ущемляют поляков даже в самом святом – свободе вероисповедания. Несмотря на общую и для лиетувцев, и для поляков католическую церковь, исторически существуют разделение приходов. В самом Вильнюсе «чисто польским» считается только один костёл, но зато едва ли не самый знаменитый: Иконы Матери Божьей Остробрамской, который лиетувцы почему-то называют «Воротами рассвета» (Аушрос Вартэй). В межвоенный период, когда Виленский край принадлежал Польше, этот костёл стал причиной серьёзного межэтнического противостояния, когда поляки боролись за право наносить надписи в своём приходе на родном языке. Также постоянным поводом для межэтнической напряжённости остаётся польское военное кладбище в Вильнюсе в районе Антакальнис, где похоронено сердце Юзефа Пилсудского. Так, в ноябре 2012 года полиция сообщила, что на кладбище «Расу» за могилой Пилсудского замечен плакат с надписью «Томашевский, перестань вредить Лиетуве или твоё место здесь», а позже на том же месте была найдена картонная коробка с надписью «поляки умрут, вызывайте ментов, осторожно бомба». Ещё свежи воспоминания о польских жертвах, погибших от рук лиетувских «лесных братьев». Сегодня полякам демонстративно показали их место в лиетувском обществе. Точнее, дали понять, что никакого достойного места для них нет. Даже в местах компактного проживания польского населения польский язык – чужой язык для современной Лиетувы. Он не только не обладает каким-либо особым статусом, но и вообще воспринимается «чистыми» лиетувцами как какая-то «цыганщина». Дело дошло до того, что лиетувские власти запрещают в паспортах этнических поляков написание фамилии в соответствии с законами родного языка. Хотя польский язык существует на основе латиницы, в нем есть некоторые буквы, которых нет в лиетувском языке, из-за чего польские фамилии в паспортах часто искажаются. Например, буква «w» изъята из оборота, и в паспортах заменяется на «v». Мелочь? Да как сказать… На фоне прочих антипольских «штучек» в лиетувском духе – деталь заметная и обидная для поляков. «Паспортная проблема» сразу стала поводом для резких выпадов политиков обеих стран друг против друга. На фоне данных противоречий острая борьба развернулась между Томашевским и лиетувским руководством. Для лиетувского истэблишмента Томашевский, как бельмо на глазу. В прошлом году лидер лиетувских поляков решил баллотироваться в президенты страны. Власти всеми силами стремились не зарегистрировать его как кандидата на этот пост. «Мне препятствовали на разных этапах, вплоть до стремления не дать документы для сбора подписей, – рассказывал Вальдемар Томашевский. – А уже когда я собрал больше всех, – 37 тысяч подписей – придирались к каждой букве, много забраковали, но всё оказалось бесполезно. Были и другие неожиданные трудности. Стали искать преграды для моего участия в выборах в моем происхождении. Я предоставил документы о родителях. Тогда затребовали документы о дедушках и бабушках. Выяснилось, что все они родились в Вильнюсском крае в период 1900 – 1907 годов». Томашевский, понятное дело, в современной Лиетуве избран президентом быть не мог: поляк «на троне» – это уж слишком! Но он проявил характер и показал, что бороться надо. В 2012 году лидер литовских поляков избран в Европарламент, где смело и решительно поднимает вопросы о нарушении прав польского национального меньшинства в Лиетуве. Кстати, в июне 2013 года благодаря его усилиям 27 депутатов Европарламента обратились с открытым письмом к руководству ЕС с требованием оказать давление на Лиетуву, дискриминирующую польское национальное меньшинство. Европарламентарии приводят в письме список лиетувских законов, которые, по их мнению, ущемляют интересы нацменьшинства. В список включён Закон об образовании, ограничения использования польского языка в госучреждениях, запрет на двуязычные надписи. Кроме того, составители письма обращают внимание на неподобающие действия властей в отношении поляков: «Дискриминационные действия власти оказывают влияние на растущее количество поступков с проявлениями расизма, ксенофобии и антисемитизма, примером которых было шествие 11 марта 2011 года с лозунгами «Лиетува для лиетувцев», «За родную Лиетуву, расу и нацию». На лицо жёсткая реальность современной лиетувской жизни: поляки не признаются лиетувскими политиками и значительными кругами «этнически чистых» лиетувцев полноценными гражданами лиетувского государства. Они – не лиетувцы! Сегодня в Лиетуве этим сказано всё. Когда нужно бороться «за чистоту крови», нынешний Вильнюс готов воевать на нескольких фронтах: и против русских, и против поляков, и против евреев, а если надо – и против белорусов. Хорошо, что поляки не столь темпераменты как арабы, иначе эти противоречия давно привели бы страну к гражданской войне и гуманитарной катастрофе. Подобная ксенофобия на государственном уровне – проблема не только Лиетувы и Польши. Являясь фактором дестабилизации региональной безопасности, она должна быть внесена в повестку заседаний всех европейских институтов безопасности, таких как СЕ, ОБСЕ, ЕС. * – Современную «Lietuva» (Лиетува) сегодня многие ошибочно «по-советски» называют «Литвой», что абсолютно неверно с точки зрения орфоэпии и лингвистики. Это в свою очередь создаёт предпосылки для ложных исторических параллелей Лиетувы с Великим княжеством Литовским, где проживали «литвины» – получившие в царской России название «белорусцы» и именуемые в настоящее время «белорусами». Современные же «лиетувцы» – это потомки «жамойтов и аукшайтов», составляющих 1% населения ВКЛ.
Источник: Полюс Мира.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 76
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 482
Рейтинг поста:
А если вам интересно о Литве, здесь посмотрите http://www.germanicvs.com/2012/01/blog-post.html
Родословная в ином ключе зазвучит. Только молчат об этом.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 7
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 296
Рейтинг поста: