Виген АКОПЯН , главный редактор ИА REGNUM
Политическая ситуация в Закавказье традиционно характеризуется особым динамизмом и, как следствие, представляет сложность для прогнозирования.
Визит президента России Владимира Путина в Баку, в рамках которого компании «Роснефть« и SOCAR (Государственная нефтегазовая компания Азербайджана) подписали соглашение о сотрудничестве, можно назвать новой вехой для региона, сравнимой по последствиям с отходом Михаила Саакашвили от власти в Грузии.
Перспектива транспортировки нефти из России в Европу по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) ранее экспертами всерьез не рассматривалась. Во всяком случае, оценок и прогнозов на сей счет слышать до этого не приходилось. Один из ведущих российских экспертов, специализирующийся на проблемах сферы энергетики, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности РФ Константин Симонов даже назвал указанное соглашение «довольно странным с точки зрения российских интересов». «На первый взгляд, это решение выглядит странным, потому что Россия рассматривала БТД как довольно недружественный проект, который намерен забрать казахскую нефть, например, из российских портов туда. В своё время БТД позиционировался как именно антироссийский проект и, безусловно, поддерживался США», - отметил он.
Между тем, сложно не заметить, что путь «Роснефти» в БТД открылся после того, как один из основных владельцев этого трубопровода (31% акций) - британская British Petroleum (bp) - стала вторым крупнейшим после российского государства акционером самой «Роснефти» (почти 20% акций). То есть, вход «Роснефти» в БТД стал возможным, как минимум, с согласия, а может и с подачи bp, заинтересованной в заполнении нефтяной магистрали Баку-Джейхан.
Азербайджанские источники с начала текущего года с тревогой отмечали, что объёмы поставок нефти с Апшерона в Турцию демонстрируют тенденцию постепенного сокращения и спада. Так, в январе-июле 2013 года по экспортному нефтепроводу БТД было транспортировано 17,74 миллиона тонн нефти против около 17,9 млн. тонн в январе-июле 2012 года. При этом пропускная способность БТД составляет более 50 млн. тонн нефти в год. Объём экспорта сырой нефти по нефтепроводу БТД в прошлом году составил более 29,671 млн. тонн, что на 7,9% меньше по сравнению с показателем 2011 года. Недавно британская компания стала предметом для критики президента Азербайджана Ильхама Алиева, который обвинил bp в снижении объемов добычи нефти, оценив упущенную в результате прибыль в примерно $10 млрд. Между тем, объемы добычи падают не только на Каспии, а практически везде в мире. И поэтому плюс 5 миллионов тонн нефти для БТД, которые ежегодно может обеспечить «Роснефть» - некий компромиссный шаг российской стороны в треугольнике «Роснефть» - Баку - bp. Более того, в идеале нельзя исключить ситуацию, при которой «Роснефть» в дальнейшем станет акционером БТД, позволив bp за этот счет увеличить свою долю в «Роснефти».
Что касается интереса самой «Роснефти», то, по мнению Константина Симонова, это может быть намерение российской компании войти в проекты добычи на территории Азербайджана. Не исключено. При этом, речь может идти о добыче не только нефти, но и газа, учитывая интерес «Роснефти» ко второй стадии проекта «Шах-Дениз». В конце мая 2013 года «Роснефть» консолидировала акции газовой компании «Итера«, которая и может быть задействована в газовых проектах на Каспии.
С другой стороны, интерес «Роснефти» к БТД мог быть вызван и некими более глобальными процессами. Арабские и иранские источники неоднократно сообщали, что ни в какую Европу нефть из турецкого порта Джейхан, идущая по трубе БТД, не идёт. Эта нефть заканчивает свой путь гораздо ближе от Турции - в Израиле. Затянувшаяся внутрисирийская война привела к фактической экономической «смерти» системы трубопроводов, идущих из Ирака через Сирию к средиземноморским портам. В разрухе и многие нефтеперерабатывающие предприятия тех же Ирака и Сирии. Война, как и резкая активизация террористических группировок на Ближнем Востоке, видимо, на неопределённую перспективу откладывают строительство новых сетей трубопроводов из Иракского Курдистана. Между тем, потребности Израиля в нефти, видимо, не уменьшились. И вот появляется на арене «Роснефть», которая предлагает 5 млн. тонн нефти для трубы БТД. Согласимся - для одной и даже самой небольшой европейской страны-члена ЕС этот объём - мизерный. Иное дело, если эти 5 млн. тонн в дополнение к, скажем, 17,45 - 17,5 млн. тоннам прямиком проследуют во всё тот же Израиль. На эту мысль наталкивает то обстоятельство, что Израиль фактически промолчал на недавно прозвучавшие заявления России и Ирана о том, что Москва собирается продолжать строительство атомных электростанций в Исламской республике. И что, если договорённости «Роснефти» в Баку о 5 млн. тоннах нефти для БТД - цена молчания Израиля на готовящееся подписание очередного российско-иранского соглашения о продолжении сотрудничества в сфере атомной энергетики?
В любом случае, безусловно, углубление сотрудничества между Москвой и Баку в энергетической сфере окажет огромное влияние на политическую атмосферу в Закавказье. Во-первых, шаги по наращиванию присутствия РФ в энергетике Азербайджана и каспийского региона в целом свидетельствуют о том, что Москва как сегодня, так и в дальнейшем не будет заинтересована в дестабилизации ситуации в зоне карабахского конфликта.
Второе: увеличение объемов транзита нефти по БТД является хорошим сигналом для Грузии, которая будет получать дополнительные доходы в бюджет, куда бы ни шла нефть дальше из Турции. Дальнейшее укрепление политических позиций России в Азербайджане и Грузии в этой ситуации становится весьма вероятным, если учитывать стремление грузинского правительства и премьера Иванишвили выйти из пата в отношениях с Москвой, и стремление Баку всячески нивелировать российско-армянские союзнические отношения.
Надо отметить, что Грузия, считавшаяся в годы президентства Михаила Саакашвили лидером процесса евроинтеграции на постсоветском пространстве, сегодня проявляет заметную осторожность в этом плане и, не исключено, будет искусственно тормозить подписание договора об ассоциации с ЕС. Не торопится это делать и Азербайджан. Поэтому европейские позиции в Закавказье начинают выпирать в Армении, что является еще одним парадоксом текущего момента. Если Армения подпишет договор об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС раньше Грузии, то можно будет сказать, что Евросоюз и Россия поменялись местами в Закавказье: Москва строит политику с упором на Баку и Тбилиси, а Брюссель берет под свое крыло Армению, делая состояние последней еще более некомфортным и опасным.
Не случайно, экс-посол США в Азербайджане Ричард Козларич сразу после визита Путина в Баку поспешил заявить, что Азербайджан начинает терять свое значение для Запада. Что же, недавний опыт Грузии позволяет утверждать, что это может быть даже очень хорошо для Ильхама Алиева в предвыборный период. Как говорится, чем меньше значение, там меньше интерес и желание искусственно влиять на внутриполитические процессы.
Источник: regnum.ru.
Рейтинг публикации:
|