Египет: почем нынче прошлое?
В ночь на 15 августа Египет столкнулся с новой волной вандализма со стороны вооруженных исламистов.
Более 500 человек из организации «Братья-мусульмане», которая признана террористической в большинстве стран мира, попытались взять приступом Национальную библиотеку в Александрии. К счастью, охрана библиотеки, которая знаменита не только своим хранилищем книг и рукописей, но и внутренним археологическим музеем, смогла отбиться от т.н. «мирных демонстрантов», протестующих против насильственной отставки бывшего президента Египта – исламиста М. Мурси, поддержанной абсолютным большинством населения страны.
Давно ожидаемый жителями Каира разгон сидящих забастовок, парализовавших ряд районов столицы при помощи слезоточивого газа, примененного военными, привел к эскалации конфликта в провинции, особенно, в Среднем Египте, ряд крупных центров которого, прежде всего, Минья и Асьют, известны своими исламистскими настроениями.
В небольшом городе Меллауи, расположенном близ Миньи и в непосредственной близости от руин знаменитого древнего города Ахетатона (совр. эль-Амарна) – столицы фараона-реформатора Эхнатона и его супруги Нефертити, исламисты проявили свое истинное лицо, как нигде более в стране. Сначала сидячая забастовка полутора сотен жителей, поддерживающих Мурси и «Братьев-мусульман», была организована в парке Национального музея Меллауи, откуда протестующих не смогла выгнать немногочисленная полиция. Затем толпа взяла приступом музей.
Трудно сказать, что руководило этими людьми: ненависть ко всему не исламскому, или же просто желание помародерствовать, сорвать свой куш во время национальной беды. Итог печален: из 1089 предметов, выставленных в этом небольшом, но чрезвычайно ценном музее, похищено 1040. По сути, музей перестал существовать. Меллауи находится в стороне от проторенных туристских троп после того, как Минья с 1990-х стала центром египетского исламизма. Удивительные памятники музея, а это, прежде всего, бронзовые и каменные изображения Тота, древнего бога мудрости, изображавшегося в облике священных ибиса и павиана, многочисленные предметы погребального инвентаря и украшения, найденные в погребениях обширного древнего некрополя Туна эль-Гебель и, наконец, знаменитая статуя принцессы – дочери Эхнатона и Нефертити, которую неизвестный мастер изваял в 14 в. до н.э., видели немногие. Стекла в хрупких деревянных витринах были разбиты, предметы похищены; фрагменты крупных каменных скульптур, которые невозможно было вынести, намеренно уродовали. Увы, музею Меллауи не повезло: в отличие от знаменитой библиотеки его не охраняли сотни полицейских. Трое охранников, пытавшихся спасти национальное достояние, были, как сообщают коллеги из Египта, убиты, директор музея, тяжело раненый, лежит в госпитале.
История с музеем Меллауи показалась многим египтянам настолько невероятной, что когда информация о погроме охватила социальные сети, многие не верили. Увы, но в первые часы кошмара Египет не мог самостоятельно составить данные для т.н. «красного списка» похищенных памятников: вандалы не только похитители почти всю экспозицию музея, но и сожгли архив, где хранились базы данных по коллекции. Египетский археолог и крайне неравнодушный человек – д-р Моника Ханна обратилась к мировой научной общественности с просьбой предоставить Египту фотографии экспозиции музея. Учитывая, насколько редки в этом районе страны иностранные гости, шансы на успех были не особенно велики. И все же «красный список» потерь был составлен, прежде всего, благодаря фотоархивам русских энтузиастов, увлеченных египтологией - Татьяны Матвеевой и Елены Певчевой. Данные о памятниках оказались не в архивах Египетского музея в Каире, руководство которого смогло только развести руками, а у русских девушек, увлеченных археологией.
Египет, в особенности – его провинция, не были готовы к подобному. На протяжении веков здесь существовала поразительная толерантность и взаимопонимание мусульман и христиан, живущих по соседству с древними храмами и некрополями. Факт того, что этой же ночью охранники археологической зоны и хранения древностей в Туна эль-Гебель три часа отстреливались от бандитов, остался вне внимания прессы. А между прочем, эти достойнейшие люди спасли несколько десятков тысяч уникальных памятников эпохи фараонов для нас с вами и для грядущих поколений.
Призыв «Братьев-мусульман» «уничтожить страну», в случае, если их сомнительные политические идея потерпят поражение, вылился не только уничтожением потрясающего музея. Сожжены четыре церкви в районе Миньи и города Сохага, расположенного южнее по направлению к Луксору. Еще тринадцать церквей удалось спасти, несмотря на попытки вандалов уничтожить то, на что, казалось, не должна посягнуть рука человека вне зависимости от его вероисповедания. К счастью, это поняли многие египтяне: в часы отчаянного кризиса вокруг церквей Сохага в живые цепи выстроились все жители, понимающие глубинную суть многомерной духовной культуры своей страны, как христиане, так и мусульмане. Многие мусульмане специально надели праздничные одежды, чтобы показать свое особенное отношение к делу спасения общего наследия египтян.
Увы, но призывы ненависти в этот раз прозвучали даже в Луксоре. Тот, кто знает этот замечательный верхнеегипетский город, великие древние Фивы, не должен был поверить в то, что сами луксорцы, неоднократно спасавшие древние храмы и некрополи с начала революции 2011 года, способны на мародерство и вандализм. Люди, которые сожгли несколько магазинов, уничтожили известный среди туристов отель «Хорус», расположенный на улице Карнак, в непосредственной близости от величественного Луксорского храма, оказались пришлыми. «Братьям-мусульманам» очень хотелось нанести удар по главному туристскому центру страны, запугать немногочисленных иностранцев, которые находятся в Египте. Однако, они просчитались, не предположили того, что луксорцы будут способны не только не ввязаться во всеобщую истерию, но и собственноручно поймать и передать в руки полиции провокаторов и поджигателей, приехавших на юг из Каира по поручению своих бородатых боссов.
Были пресечены попытки прорваться на территорию знаменитого Карнакского комплекса и на территорию Луксорского храма. И это вновь было сделано не полицией, а простыми египтянами, которые проявили в день беды поразительное умение быть вместе, противостоять пришлому вандализму, встав плечом к плечу, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Именно поэтому лично я верю, что будущее у Египта – единственной страны арабского мира, миллионы граждан которой, в полной солидарности с армией, оказались способны изгнать из высоких кабинетов исламистов, - мирное и процветающее. Те, кто пишет о «военном перевороте», не верит в заявления о десятках миллионов демонстрантов на улицах городов и сел в конце июня, просто не способны понять, что на наших глазах происходит невероятное чудо единения нации, наверное, самое сильное за всю современную историю Египта. Остается только надеяться, что временные власти Египта вспомнят о необходимости более жесткой охраны музеев, культурных центров и археологических зон, поймут, что у народа, попирающего свое прошлое, нет будущего. Источник: iarex.
Рейтинг публикации:
|