Мирный атом Хасана Роухани
СМИ обошла информация о том, что в ближайшее время Москва и Тегеран подпишут соглашение о строительстве новой АЭС в Иране. Об этом сообщило агентство MEHR со ссылкой на министра иностранных дел Ирана Али Акбара Салехи, передаёт «RT». Иранский МИД отмечает, что стороны провели консультации, в ходе которых было решено подписать соглашение «о взаимопонимании по строительству новой атомной станции».
Прежде новый президент ИРИ Хасан Роухани заявлял о грядущих переговорах с разными странами, в том числе и с Россией, о строительстве новых АЭС с целью развития мирной энергетики в стране.
Россия не прокомментировала заявление Али Акбара Салехи. Ранее некоторые российские аналитики высказывали сомнения в платежеспособности Ирана, удушаемого санкциями.
Тем не менее, сам факт заявления МИДа Ирана следует расценивать как обозначение линии президента Роухани: курса на мирный атом. Причём курса продуманного — прикрываемого Россией. Осталось только Москве согласиться…
Параллельно новая иранская администрация доказывает свои мирные намерения стремлением к переговорам по так называемой «ядерной проблеме».
Как передаёт РИА «Новости», Тегеран позитивно воспринял предложение снова провести в Казахстане раунд переговоров с «шестёркой» странц-посредниц. Об этом сообщил недавно заместитель министра иностранных дел Казахстана Кайрат Сарыбай.
В Астане на брифинге службы центральных коммуникаций при президенте Сарыбай сказал: «Казахстан намерен и дальше оказывать свои логистические услуги. При необходимости мы готовы более глубоко способствовать переговорному процессу. Наше пожелание было воспринято иранской стороной очень позитивно. Мы ожидаем, что сейчас будет завершаться процесс формирования правительства Ирана, после чего международная «шестёрка» определит новое место встречи».
РИА «Новости» отмечает, что Казахстан заявил о готовности предоставить площадку для переговоров на встрече Нурсултана Назарбаева с Хасаном Роухани в Тегеране по случаю инаугурации.
Ещё одна параллельная линия, подчёркивающая демократические и одновременно реформаторские устремления нового иранского лидера, — назначение впервые в истории Исламской республики женщины на пост вице-президента. Вице-президентом по правовым вопросам ИРИ стала Эльхам Амин-заде. Запад должен оценить это решение.
В СМИ мелькали и сообщения о заинтересованности Тегерана в прямых переговорах с США. Как передавал 9tv.co.il со ссылкой на «The New York Times», премьер-министр Ирака Нури аль-Малики сказал властям США, что Тегеран заинтересован в проведении прямых переговоров с Вашингтоном. Тема — национальная ядерная программа. Аль-Малики сказал об этом на встрече с послом США в Багдаде, дав понять, что контактирует с доверенными лицами аятоллы Али Хаменеи. Имён он не назвал.
Наконец, следующая линия, идущая несколько особняком, но тоже примыкающая к политике Роухани.
Как 9 августа передала «Би-би-си», более пятидесяти политических заключённых в ИРИ через британскую газету «Гардиан» обратились к президенту США с просьбой отменить санкции против Тегерана. По их словам, санкции превратились в коллективное наказание для иранского народа.
Авторы письма утверждают, что избрание Роухани на пост президента означает, что пришло время для «новой эры взаимопонимания».
Примечательно, что подписи под обращением поставили ключевые фигуры иранской оппозиции: например, политик-реформист Мохсен Аминзаде и Фаезех Хашеми (дочь бывшего президента Хашеми Рафсанджани).
По словам авторов письма, ядерная программа Ирана стала «опасным соревнованием» с США, подрывающим взаимное доверие. Президента Роухани заключённые оппозиционеры называют твёрдым приверженцем диалога. «По нашему мнению, за время правления этого правительства у нас может быть последний шанс найти разумное и приемлемое для всех сторон решение», — сказано в тексте.
Между тем Белый дом с 1 августа ввёл дополнительные санкции против ИРИ, предусматривающие сокращение экспорта иранской нефти ещё на миллион баррелей в день в течение года.
Есть мнение, что США не случайно додавливают Иран, а Иран не случайно маскирует свою ядерную политику.
Как пишет Андрей Иванов («Свободная Пресса»), за ядерной программой Тегерана стоят планы по новому переделу мира. Американский Институт науки и международной безопасности спрогнозировал, что к середине 2014 года у Ирана будет достаточное количество урана для создания ядерного оружия. Чтобы этого не допустить, ИНМБ советует США и Израилю нанести превентивный удар.
Вот что говорит бывший заместитель директора по науке Всероссийского НИИ атомного энергетического машиностроения профессор Игорь Острецов:
«Я думаю, что ядерное оружие у Ирана уже есть. Собственно, именно поэтому эту страну никто и не трогает. Всем понятно, что трогать ядерную державу нельзя. Все говорят про обогащение урана, но будто забыли, что бомбу делают из плутония. А для получения плутония у Ирана есть необходимые запасы урана на собственной территории. <…>
Смысл в том, что плутониевую бомбу никуда нельзя везти: от неё исходит излучение, которое всем заметно. Уран в этом плане «чистый». Из него даже можно сделать ювелирные украшения, покрыв золотом, и спокойно переправить за границу.
А плутониевая бомба, по всей видимости, у Ирана давно есть. Бомба давно есть у Пакистана и КНДР. Вопрос на сообразительность: при современных технологиях неужели Иран не мог сделать то же самое? А вот бомба из урана-235 действительно страшна, её можно назвать «террористической».
Эксперт указывает на опасность «сахаровского сценария», из-за которого «и не было ядерной войны во второй половине XX века».
Бомба огромных размеров транспортируется к побережью противника на любом корабле, опускается в воду и взрывается. Затем волна цунами накрывает прибрежные города. Подобного ядерного терроризма боятся все государства, не исключая и США — тем паче что там основные города и промышленные центры находятся на побережье.
При этом технология разделения урана очень сложная, отмечает эксперт, и требуется огромное количество центрифуг. А вот плутоний можно наработать в любом реакторе, который несложно спрятать. Плутониевые бомбы есть у каждого, кто этого хочет, утверждает И. Острецов.
Востоковед-иранист Владимир Сажин не считает, что Иран будет делать бомбу. Нет, он только «создаст инфраструктуру для её изготовления». Подобный уровень имеют Германия, Япония, Канада, Аргентина, Бразилия, Нидерланды. Никто из них делать бомбу не станет, зато сможет сделать в случае принятия соответствующего политического решения.
Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин считает, что «главный террорист на планете — это государство Соединённые Штаты Америки». Ядерную программу Ирана следует воспринимать как фактор сдерживания агрессора. Кроме того, Иран пытается обезопасить себя от «цветных» революций.
П. Дэвид Хорник («FrontPage Mag») отмечает, что в течение последних двух месяцев Иран установил 7000 новых центрифуг, что должно означать быстрый прогресс, даже прорыв в создании ядерного потенциала. Автор имеет в виду получение оружейного плутония. И на этом фоне Роухани, иронизирует журналист, считается «умеренным». Вести переговоры с ним, пишет он, более чем бесполезно: они просто позволят Тегерану выиграть время.
Автор напоминает, что «умеренный» — давний ученик аятоллы Хомейни.
А теперь «умеренный» назначил новым министром обороны Ирана Хоссейна Дехгана. Этот человек, утверждает аналитик, ссылаясь на информацию бригадного генерала в отставке, доктора Шимона Шапиры, ныне исследователя Иерусалимского центра по связям с общественностью, сделал карьеру в Революционной гвардии (Revolutionary Guard; автор имеет в виду Корпус стражей Исламской революции), где был координатором «режима мулл». Он был отправлен в Ливан летом 1982 года. Его задачи там включали наращивание военной силы «Хезболлы». В итоге он стал командующим контингентом Революционной гвардии в Ливане.
Хорник вопрошает: как долго Запад будет заблуждаться насчёт Ирана?
Несомненно, автор материала озвучивает позицию, близкую позиции премьер-министра Израиля Нетаньяху, известного тезисами о «красных линиях».
Хорник, как представляется, ошибается. Запад не столько заблуждается насчёт планов Ирана, сколько отступает с Ближнего Востока. «Арабская весна» не только не принесла США и ЕС дивидендов, но, напротив, обвалила и без того шаткую репутацию Вашингтона в геополитике. Выиграв когда-то у Советов холодную войну, США по уши вляпались в «арабскую весну» (начало которой, кстати, можно отсчитывать с интервенции НАТО в Югославию). Кроме того, США и ЕС вполне успешно давят ИРИ санкциями, и президенту Роухани придётся пойти на уступки Западу. Вероятно, об этих самых уступках мы и услышим после встречи в Казахстане.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|